Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы преодоления темпо-ритмической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с заиканием и нормой речевого развития 8
1.1 Анализ теоретических подходов к изучению темпо -ритмической стороны
речи и ее развитие в онтогенезе 8
1.2 Проявления заикания у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Проблемы развития темпо-ритмической стороны речи старших
дошкольников с заиканием 16
1.4 Анализ современных методик коррекции нарушений темпо -ритмической
стороны речи у дошкольников с заиканием 19
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Особенности изучения темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и нормой речевого развития ... 28
2.1 Содержание и структура обследования темпо-ритмической стороны речи
у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и нормой речевого развития 28
2.2 Анализ результатов исследования темпо-ритмической стороны речи удетей старшего дошкольного возраста с заиканием и нормой речевого развития 33
2.3. Комплекс коррекционно-формирующих мероприятий по устранению темпо¬ритмических нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием 58
Выводы по 2 главе 73
Заключение 75
Библиография 80
Приложения
Актуальность исследования. Заикание является одним из тяжелейших нарушений речи. Данная проблема возникает, как правило в возрасте 3-5-лет и без существенной коррекционной работе. такое нарушение значительное время сохраняться и во взрослом возрасте. Как известно, основными симптомами заикания является нарушение плавности, темпа и ритма речи, вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушение дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпа речи.
Проблема заикания является наиболее давних в системе изучения нарушений речи. Заикание, в некотором роде, является причиной множества социальных и психологических проблем для индивида, а именно недоступностью освоения части профессий, появлению комплексов и неуверенности в себе, а также нарушению коммуникативного развития. Для детей дошкольного возраста характерны такие проявления характера как мнительность, боязливость, а также присутствует повышенная тревожность С возрастом может развиваться неуверенность в своих силах, логофобия, сниженная самооценка. Все данные особенности могут приводить к нарушению социальной адаптации, а также приводит к проблемам во время обучения в школе.
Актуальность исследуемой темы заключается в то, что нарушения темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием вызывают замедление непосредственно самой речи, а также торможение развития. Такие проблемы приводят к ограничениям не только в интеллектуальной сфере, но и так же в общее со сверстниками.
Проблемами организации коррекционной и профилактической логопедической работы с занимались такие современные исследователи, как Л.З. Арутюнян, Г.Л. Волковой, Н.Г. Савельевой, Л.И. Беляковой, Т.Г. Визель и пр. Различные методы работы с заикающимися дошкольниками, а именно логоритмика, арт-терапия, представлены у О.В. Коляги ной, Н.А. Рычкой, М.Ю. Картушиной. Отдельно хочется выделить разработки Е.Г. Карасёвой, которая предложила технологию коррекции заикания во время изобразительной деятельности. Другими же исследователями (А.С. Гузовская) предлагается коррекция заикания с помощью занятий вокалом. Помимо этого, была исследована эффективность музыкотерапии (С.В. Никитинская, Г.В. Шувалова, Т.Е. Худоярова)
В результате изучения и анализа литературных источников нами были выделены следующие противоречия: между необходимостью коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и нормой речевого развития и недостаточностью разработанных диагностических и дифференцированных приемов, методов работы по коррекции темпа и ритма у детей рассматриваемой категории.
На основе указанного противоречия, нами представлена проблема исследования, которая заключается в выявлении и преодолении нарушений темпа и ритма у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и нормой речевого развития на основе дифференцированных коррекционных воздействий.
Объект исследования: темпо-ритмическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: изучение и сравнение особенностей темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием и нормой.
Целью магистерской диссертация является изучить и сравнить нарушения темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и детей с заиканием, и разработать методические рекомендации по коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием с учетом дифференцированного подхода.
Задачи исследования:
^Проанализировать научную литературу по проблеме развития темпо - ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием и нормой речевого развития.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей сформированности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием и нормой речевого развития, и провести констатирующий эксперимент.
3. Сравнить специфические особенности темпо-ритмической стороны детей дошкольного возраста с заиканием и нормой речевого развития.
4. Разработать комплекс дифференцированных коррекционно-
формирующих мероприятий, направленных на устранение темпо - ритмических нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с заиканием будут выявлены специфические особенности темпо-ритмической стороны речи, которые проявляются в нарушении ударности и правильности определения акцентов, трудностях координации движений и отношения их с ритмом музыки, ошибках при определении темпа, неумении его регулировать и изменять, а у детей с нормой речевого развития такие нарушения будут единичные, не стойкие, не типичные, временные, проявляющиеся только в сенсибилизированные пробах.
Теоретическая основа исследования. Представленная работа базируется на исследованиях о развитии темпо-ритмической стороны речи в онтогенезе, что отражено в трудах Т.Г. Визель, Е.Ю. Рау, Л.З. Арутюнян, Е.Л. Ворошиловой и др.
Методологической основой исследования являются следующие концепции и теории:
- о системной организации высших психических функций и речи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев);
- теория системного подхода в решении коррекционно- формирующих задач в логопедической работе с дошкольниками (В.И. Бельтюков, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- теории о механизме заикания (Л.И. Белякова, Р.Е. Левина, С.Е. Гордеева).
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы;
- экспериментальные: констатирующий эксперимент;
- биографические: сбор и анализ биографических данных;
- методы математической обработки результатов.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №65 «Дельфин»» г. Железногорск, Красноярского края. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5,8- 6,2 года): 10 дошкольников с заиканием и 10 детей с нормальным речевым развитием.
Практическая значимость исследования заключается в возможностях использования разработанных направлений формирующей работы в практике коррекционной работы с заикающимися воспитанниками в деятельности современных педагогов, студентов -дефектологов, а также для родителей, воспитывающих заикающихся детей.
Апробация результатов исследования: молодежь и наука XXI века XX международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых; молодежь и наука XXI века XXI международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; международная научно -практическая конференция «Вызовы времени: актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии».
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих работах:
1. Нефедова, О.И. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста / Нефедова. О.И.// Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: сб. материалов науч. - практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов. - Красноярск, 2019. - С. 67-69.
2. Нефедова, О.И., Брюховских, Л.А. Педагогические условия преодоления темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием / Л.А. Брюховских, О.И. Нефедова // Вызовы времени: актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии: сб. материалов международной науч. - практ. конф. - Шадринск, 2019. - С. 102-106.
3. Нефедова, О.И. Особенности темпо-ритмической стороныу детей старшего дошкольного возраста с заиканием / О.И. Нефедова// Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: сб. материалов науч. -практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов. - Красноярск, 2020. - С. 29-30.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части - двух глав и комплекса коррекционно- формирующих мероприятий, направленных на устранение темпо¬ритмических нарушений у детей дошкольного возраста с заиканием, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе исследовательской работы был поставлен ряд задач. В рамках решения первой задачи мы проанализировали научно -методическую литературу по проблеме исследования таких авторов, как Л.З. Арутюнян, Г.Л. Волкова, Н.Г. Савельева, Л.И. Белякова, Т.Г. Визель, Е.Л. Ворошилова, Ю.Б. Некрасова, И.А. Поварова, Е.Ю. Рау, Е.А. Борисова и др. и пришли к выводу о том, что темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
Мы выяснили, что заикание является речевым дефектом, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц произносительного аппарата. Так же выяснили, что в наиболее частом случае заикание проявляется в возрасте 3-5 лет (период активного формирования речи). Главное и основополагающей стороной данного речевого дефекта является нарушение не только речевых, но и неречевых функций. Из-за хронической неблагоприятной эмоциональной ситуации, тревожности, страхов заикание проявляется в таких речевых дефектах, как снижение темпо-ритмической и мелодико-интонационной стороны речи, что несет негативные последствия не только в развитии коммуникативных навыков воспитанников, но и оказывает негативное влияние на овладение учебными дисциплинами при поступлении в школу. Дезорганизация темпо-ритмических процессов детей с заиканием связана с преобладанием свойств особой подвижности и возбудимости, повышенной эмоциональной реактивности, слабой способности речевого самоконтроля, речевой тревоги.
В преодолении заикания рассматривается комплексный подход, включающий себя как лечебные, так и педагогические воздействия на ребенка. Учитывая современные подходы к коррекции темпо-ритмической организации речи дошкольников с заиканием, можно выделить основные педагогические условия, способствующие эффективности данного процесса, к ним относятся: использование игр и упражнений, направленных на формирование плавности реализации речевого потока, разучивание стихов и речевок и соотношение их с движениями, включение в комплексную работу арт-технологий, логоритмики и игровых приемов. Важным принципом является индивидуальный и дифференцированный подходи, который позволяет учитывать возрастные, речевые и индивидуальные возможности ребенка.
Для решения второй задачи мы подобрали методики исследования и провели констатирующий эксперимент.
Для решения третьей задачи были проанализированы результаты исследования.
Количественный и качественный анализ результатов исследования выявил различия у двух групп и при исследовании речевого темпа. Большинство детей группы № 2 (80%) правильно выполнили все предложенные задания, при этом среди дошкольников с заиканием только 40%. Все дети с нормальным речевым развитием (100%) и только 60% детей с заиканием могли регулировать и изменять темп речи. 60% дошкольников с заиканием и 80% детей с нормальным речевым развитием не испытывали трудностей при определении темпа в зависимости от количества произнесенных слогов в секунду.
Большинство детей группы №1 (80%) и только 20% детей группы № 2 прибегали к помощи логопеда.
В ходе исследования у детей с заиканием наибольшие трудности выявлены при обследовании ритмической организации речи. Отмечались нарушения воспроизведения ритмических структур, которые проявлялись в трудностях удержания в памяти речевого материала и последовательности расположения звуков. В процессе воспроизведения ритмических структур дошкольники часто игнорировали наличие пауз, в некоторых случаях воспроизведение не опиралось на предложенный образец, дети беспорядочно воспроизводили ритмическую схему, не учитывая при этом цель задания. Наибольшие трудности отмечались при воспроизведении серий ударов, состоящих из 3-х звеньев. Выявленные трудности могут быть связаны с дефицитом функционирования корковых, подкорковых структур, отвечающих за темпо-ритмическую сторону речи.
При воспроизведении ритмического рисунка фразы большинство детей с заиканием правильно определили соответствие фразы и ее ритмического рисунка, но допускали ошибки при воспроизведении. Трудности проявлялись в добавлении или сокращении как ударов, так и интервалов.
При выполнении задний детьми с заиканием характерным было уменьшение эффективности и успешности выполнения задания при его усложнении даже в незначительной степени (например, смена музыкального произведения), а именно наблюдалось резкое сокращение числа детей, способных адекватно передать в движении ритмическую музыкальную задачу. Кроме того, если музыкальное произведение содержало такты различные по длительности и метрической организации звуков, результаты выполнения задания, как и в предыдущем случае снижались, притом в значительной степени.
В ходе исследования у детей с заиканием выявлены особенности соответствия эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки, так если дети с нормальным речевым развитием демонстрировали выразительную пантомимику, смену движений под музыку, то их сверстники с заиканием в основном не проявляли эмоциональности в движениях, не всегда происходила смена движений в зависимости от смены темпа музыки, отмечалась низкая двигательная реакция на музыку.
Выявленные особенности позволяют сделать вывод о том, что восприятие ритма у детей с заиканием развито гораздо лучше, чем самостоятельное его воспроизведение. При этом если перед ребенком ставится дополнительная задача (регулирование темпа в зависимости от метронома, от музыки, от содержания текста и т.д.), то результаты выполнения заметно снижаются. Увеличивается количество ошибок, пауз, выражены трудности переключения от одного ритма к другому.
Для детей дошкольного возраста с заиканием характерны различные нарушения речевого темпа, что проявлялось в убыстрении темпа 7- 9 и более слогов в секунду, в этом случае дети часто не договаривали окончания слов, запинались, не всегда делали паузы между предложениями. Также у некоторых детей отмечалось снижение темпа до 2-3 слогов в секунду, при этом речь детей была монотонной, содержала большое количество пауз.
Особенности проявлялись также в зависимости от характера речевого материала. Дошкольники с заиканием испытывали затруднения при пересказе сказки и в большей степени при ответах на вопросы педагога, что усложняло контроль над темпом речи детей. Трудности проявлялись в моторной реализации фраз (часто встречались паузы и запинки), смысловой реализации текста (нарушение последовательности событий сказки, причинно-следственных связей), а также в речевых нарушениях (аграмматизмы, лексические замены, нарушения акцентуации и т.д.).
В результате исследования темпо -ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием и нормой речевого развития выявлены различные уровни. У детей с нормой выявлен высокий (60%) и выше среднего (40%) уровни сформированности темпо-ритмической стороны речи. Средний уровень у 60% детей, в эту группы вошли дети с легкой степенью заикания. Для них характерны наибольшие трудности при ритмической организации речи, которые проявлялись в несоблюдении ударности, воспроизведении метра с единичными метрическими нарушениями, при соответствии ритмического рисунка оригиналу, отмечались затруднения при воспроизведении части материала, в частности при определении акцентов, замедление темпа при смене ритма музыки. Речевой темп более сформирован, дошкольники способны частично контролировать и изменять темп речи, в зависимости от условий задания, в некоторых случаях для успешного выполнения требовалось несколько попыток, широко используется самокоррекция. В свободной речевой деятельности отмечается незначительное отклонение темпа речи от нормы - убыстренный темп (7-8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду). Низкий уровень выявлен у 40% детей, в эту группу вошли дошкольники со средней степенью заикания. Для них характерны трудности, как на уровне ритмической организации речи, так и при воспроизведении речевого темпа. Особенности ритмической организации речи проявлялись в нарушении ритма и количества ударов при воспроизведении ритмически организованных моделей и серий по образцу педагога, трудностях передачи метрического рисунка даже при использовании помощи педагога, несоответствии оригиналу метрического рисунка, движений характеру и ритму музыки с контрастными частями. Дошкольники испытывают трудности при контроле темпа речи, неспособны его регулировать и изменять в зависимости от условий задания, используют существенную стимулирующую помощь педагога. В свободной речевой деятельности отмечается либо очень быстрый темп (более 9 слогов в секунду), либо очень медленный темп (1-2 слога в секунду).
Для решения четвертой задачи на основе анализа данных экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации по коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием с учетом дифференцированного подхода. Рекомендации были разработаны для двух групп: для дошкольников с заиканием со средним и низким уровнями сформированности темпо-ритмической стороны речи.
Таким образом, цели и задачи реализованы, гипотеза доказана.
1. Арутюнян, Л. З. Симптоматика заикания и стратегия терапии / Л. З. Арутюнян, М. А. Арутюнян // Логопедия сегодня, 2012. - № 1 (январь-март). - С. 14-15
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254, с
3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: Просвещение, 2002. - 72 с.
4. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд.— М. : Издательство Юрайт, 2017. - 175 с.
5. Брюховских, Л.А. Использование «Логопедических чёток» в преодолении заикания у детей //Логопед в детском саду, 2016. - №1 (74). - С. 46-55.
6. Брюховских, Л.А., Воробьева, А.В., Особенности интонационной стороны речи у дошкольников с невротическим и неврозоподобным заиканием. // Молодежь и наука XXI века. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Отв.редактор: И.Ю. Жуковин; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. - С. 69-70.
7. Белякова, Л. И. Логопедия: заикание : учебное пособие для дефектологических факультетов педагогических вузов / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издатель В. Секачёв: ЭКСМО- Пресс, 2001. - 320 с.
8. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
9. Биккинина, Э.Ш. Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции темпо-ритмической организации устной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) / Э.Ш. Биккинина // Инновации в современном образовании: от идеи до практики. Материалы Международной научно-практической конференции, 2017. - С. - 265-272.
10. Большакова, С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление / С.Е. Большакова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 160 с.
11. Борисова, Е.А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и наука. - 2014. - № 4-83.
- С. 108-118.
12. Борисова, Е.А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников // Логопед - 2005. - № 1. - С. 43-48
13. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2014. - 288 с.
14. Быховская, А.М., Казова Н. А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт. -сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. - СПб.: Детство-пресс, 2012. - 32 с.
15. Вельмискина, Н.Я. Комплексные занятия по развитию речи, основанные на сюжетах знакомых сказок / Н.Я. Вельмискина // Логопед. - 2013. - № 3. - С. 91-98.
16. Власова, Н. А. Заикание/ Н.А. Власова, К.П. Беккер / Н.А. Власова. - М.: Кнорус, 2015. - 233 с.
17. Волкова, Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с
нарушениями речи / Г.Л. Волкова. - СПб.: Сайма, 1993. - 130 с.
18. Визель, Т.Г. Значение процессов полушарного взаимодействия в патогенезе нарушения речи Т.Г. Визель // Ассиметрия. - 2010. №4 - С. 9
19. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников / Г.А. Волкова. - М.: Академия, 2013. - 145 с.
20. Волкова, Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г.Л. Волкова. - СПб.: Сайма, 1993. - 130 с.
21. Волкова, Л.С. (ред.) Методическое наследие. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Владос, 2005. - 440 с.
22. Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 253 с.
23. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 2014. - 200 с.
24. Выготский, Л. С. Психология развития человека Л.С. Выготский. - М.: Смысл. - 2013. - 290 с.
25. Гаврилова, А.А. Инновационные приемы коррекции инициального заикания у детей раннего возраста / А.А. Гаврилова // Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии в современном образовательном пространстве. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, 2013. - С. 30-35.
26. Гладковская, Л.М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5-7 лет / Л.М. Гладковская. - 2008. - № 1. - С.49-58
27. Гордеева, С.Е. Коррекция темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников вербальными и невербальными средствами как эмоционально-чувственными компонентами учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / С.Е. Гордеева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 22 с.
28. Громова, О. Е. Значение этиологических факторов в девиантном речевом развитии/ О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина // Логопедия сегодня. - 2010. - №2. - С.42-44
29. Дедюхина, Г. В.Работа над ритмом в логопедической практике: метод, пособие / Г. В. Дедюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 64 с.
30. Долганина, В.В. Теоретический анализ использования элементов арт- терапии в работе с застенчивыми детьми младшего школьного возраста / В.В. Долганина // Гуманитарные науки (г. Ялта), 2017. - № 4 (40). - С. 55-63.
31. Евтушенко, Г.Н., Белова, Е.А. Роль артпедагогики и арт-терапии в гармоничном развитии ребенка с проблемами / Г.Н. Евтушенко, Е.А. Белова // Интерактивная наука, 2016. - № 2. - С. 85-87.
32. Егорова, Л.В. Диагностика музыкальных способностей детей в игровых тестах / Д.В. Егорова. Электронный ресурс. Режим доступа: https ://urok. 1sept.ru/%D1%81%D 1%82%D0%B0%D1%82%D 1%8C%D0%B8/6 09720/. Дата доступа: 01.08.2019
33. Жинкин, Н.И. Механизмы заикания / НИ. Жинкин. - СПб.: Лань, 2013. - 178 с.
34. Журба, Л.Т. Развитие психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. - М.: Медицина, 1981. - 272 с.
35. Зеличенок, Е.В. Влияние вокально-хоровой деятельности на психоэмоциональное состояние и развитие стрессоустойчивости у студентов [Электронный ресурс] / Е.В. Зеличенок // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 49. - С. 290-297.
36. Иванова, Э.В., Киугель, К.В. Преодоление заикания у дошкольников на индивидуальных занятиях посредством игры с песком и водой / Э.В. Иванова, К.В. Киугель // Теоретические и прикладные аспекты современной науки, 2015. - № 7-10. - С. 51-55.
37. Колягина, В.Г. Арт-терапевтическая программа психокоррекционной работы по нормализации эмоционально-личностной сферы заикающихся дошкольников / В.Г. Колягина // Клиническая и специальная психология, 2015. - Т. 4. - № 2 (14). - С. 98-114.
38. Константинова, И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога. / И.С. Константинова. - М.: Теревинф, 2015. - 352 с.
39. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е.
Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 с.
40. Кроль, Л.М. О том, что в зеркалах: очерки групповой психотерапии и тренинга / Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова. - М.: Академия, 2014. - 134 с.
41. Кумала, И. Дифференциальная оценка психомоторного и речевого
развития заикающихся дошкольников: диссертация кандидата
педагогических наук / И. Кумала: 13.00.03. Москва, 1985. - 158 с.
42. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О.И. Лазаренко. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
43. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2013. - 226 с.
44. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. / С.В. Леонова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
45. Логопедия. Заикание: хрестоматия: учебное пособие для вузов / сост. Л. И. Белякова; Е. А. Дьякова. - М.: Издатель В. Секачёв: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.
46. Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами/ Л.В. Лопатина // Дефектология, 2003. - №5. - С.45-51
47. Миссуловин, Л.Я. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы/ Л.Я. Миссуловин. - СПб.: Союз, 2013. - 187 с.
48. Миссуловин, Л.Я.Заикание и его устранение / Л.Я. Миссуловин. - СПб.: Медицина, 1988. - 180 с.
49. Некрасова, Ю.Б. Психологические основы процесса
социореабилитации заикающихся: автореферат дис. ... доктора
психологических наук: 19.00.01 / Рос. психол. ин-т. - Москва, 1992. - 45 с.
50. Носенко, Э.Л. О возможности оценки эмоциональной устойчивости человека по характеристикам его речи / Э.Л. Носенко // Вопросы психологии, 1977. - №3. - С. 46-56.
51. Никитинская, С.В. Музыкотерапия в логопедической работе с заикающимися детьми / С.В. Никитинская, О.Г. Долгодворова, Г.В. Шувалова, Т.Е. Худоярова // Наука сегодня: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут», 2016. - С. 82-85.
52. Овчинникова, Т.С. Пение и логопедия. / Т.С. Овчинникова. - СПб.: Союз художников, 2009. - 48 с.
53. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Кнорус, 2014. - 287 с.
54. Пономарева, В.А. Исследования просодической стороны речи у дошкольников с ОНР / В.А. Пономарева // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2016. - Т. 13. - С. 51-55.
55. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - М.: Астрель, 2014. - 101 с.
56. Поварова, И.А. Особенности формирования просодии в онтогенезе и
дизонтогенезе (на примере заикания) / И.А. Поварова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета.
Электронный научный журнал, 2006. - № 1. - С. 90-105.
57. Рау, Е.Ю. Влияние особенностей темпоритмической огранизации речи заикающихся дошкольников на процесс коммуникации / Е.Ю. Рау, А.А. Голубина// Специальное образование. 2015. - № 1 (37). - С. 59-65.
58. Рау, Е.Ф. Логопедия/ Е.Ф. Рау, В.А. Синяк. - М.: Академия, 2014. - 203 с.
59. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации / Н.А. Рычкова. - М.: Издательство ГНОМиД, 2012. - 132 с.
60. Сечкина, О.К. Формирование чувства ритма у ребенка на ранних этапах онтогенеза / О.К. Сечкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4, 2009. - С.142-145
61. Селиверстов, В.И. Заикание у детей / В.И. Селиверстов. - М.: Владос,
2014. - 170 с.
62. Сергеева, Т. В. Изучение коммуникативного развития личности дошкольников в проблеме заикания / Т. В. Сергеева // Логопедия сегодня. - 2009. - N 2 (апрель-июнь). - С. 69-71.
63. Сикорский, И.А. Заикание / И.А. Сикорский. - М.: Астрель, 2013. - 191 с.
64. Чевелева, Н.А. Преодоление заикания у детей / Н.А. Чевелева. - М.: ГНОМ и Д, 2014. - 180 с.
65. Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации / Н.В. Черемсина-Ениколопова - М.: Флинта, 2013. - 520 с.
66. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. - М.: МГУ, 2007. - 496 с.
67. Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - М.: АСТ, Астрель, 2009. - 222 с.
68. Шевченко, Ю.С. Музыкотерапия / Ю.С. Шевченко// Музыкальная психология и психотерапия. Научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов, 2007. - №2. - С. 76-89.
69. Филатова, Ю.О. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием / Ю.О. Филатова. - М.: Национальный книжный центр, 2011 - 184 с.
70. Andrews, G., Howie, P., Donza M., Guitar, B. Stuttering: speech pattern characteristics under fluency - inducing conditions II J. Speech Hear. Res. -1982. - Vol.25. - P.208-216.
71. Onslow, M., Packman, A., Stocker, S. Control of children stuttering with re-sponse-contingent time-out: Behavioral, perceptual, and acoustic data II J. Speech Lang. Hear. Res.-1997. - Vol. 40, №1. . p. 121-133.