Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние факторов ручной трудовой активности на развитие интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся

Работа №154749

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния ручной трудовой активности на интеллектуальный и творческий потенциалы обучающихся 6
1.1 Концептуальные вопросы развития «интеллектуального» и «творческого»
потенциалов человека 6
1.2 Основные механизмы формирования «интеллектуального» и
«творческого» потенциалов личности 14
1.3 Связь ручной трудовой активности с интеллектуальным и творческим
развитием человека 18
Глава 2. Практическое исследование влияния факторов ручной трудовой активности на развитие интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся 24
2.1 Проектирование и организация оценочного исследования уровней развития творческого потенциала обучающихся 24
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных оценочного исследования.... 39
Заключение 43
Список литературы 46

В структуре человеческой личности ее интеллектуальный и творческий потенциалы являются во многом определяющими факторами достижения человеком успешности в жизни. Поэтому задача формирования у нынешних школьников этих потенциалов является одной из важнейших для всего современного общества, так как именно эти потенциалы людей в наибольшей степени определяют многие перспективы общественного развития. Современная эпоха глобальной компьютеризации, информатизации, роботизации оказывает соответствующее характеристическое влияние на многие современные жизнедеятельностные и профессионально - деятельностные процессы. Во многих сферах и вопросах общественного бытия параллельно с материальной реальностью сегодня начинают существовать, а где-то уже и доминировать виртуальные реальности. Для современного человека условная опасность распространения виртуальных реальностей может заключаться в постепенной утере у взрослых и полном невозникновении у молодых людей некоторых полезных и необходимых для развития человека и важных для общества деятельностных способностей. К таким, находящимся под угрозой сильной минимизации, сегодня можно отнести способности и стремления человека к ручному труду, ручной трудовой активности. Повсеместная автоматизация и роботизация многих производственных процессов приводит к исчезновению в производственном цикле многих ручных операций, становятся мало востребованными или вовсе невостребованными какие-то профессиональные деятельности, связанные с ручным трудом. Однако ручной труд для современного человека является одним из ключевых факторов, влияющих на развитие его разных внутренних потенциалов и личностных способностей. Поэтому вопрос целенаправленной организации ручной трудовой активности современных школьников как влиятельного фактора развития их интеллектуальных и творческих потенциалов видится достаточно актуальным и насущным. Проблематике осмысления разных ценностных смыслов и практических возможностей организации в современных образовательных учреждениях образовательных практик, инициирующих и организующих процессы ручной трудовой активности школьников, одними из ключевых целей которых будут являться ориентации на развитие интеллектуального и творческого потенциалов школьников, посвящена проблематика данного исследования.
Объект исследования - вопросы личностного развития школьников в образовательном процессе.
Предмет исследования - вопросы влияния образовательно - деятельностных факторов на развитие интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся
Цель исследования: теоретическое обоснование значимости ручной трудовой активности для развития интеллектуального и творческого потенциалов обучающихся и практическая проверка возможности влияния факторов ручной трудовой активности на развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-педагогических источников по всем значимым аспектам проблематики исследования,
2. Раскрытие концептуальных понятий нтеллектуального и творческого потенциалов в тематическом контексте исследования.
3. Теоретическое обоснование связи ручной трудовой активности школьников с развитием их интеллектуального и творческих потенциалов.
4. Разработка и проведение эмпирического исследования по оценке уровней развития творческих потенциалов учащихся и влияния факторов ручной трудовой активности на эти уровни.
5. Анализ и интерпретация основных результатов практической (эмпирической) части исследования.
Методы исследования: анализ научных источников; педагогическое наблюдение; эмпирическое оценочное исследование (тестовая диагностика); статистический анализ результатов эмпирического исследования; методы качественной и количественной обработки данных; сравнение.
Теоретико-методологические основы исследования: работы
педагогов по изучаемой проблеме - М.С. Кравченко, Н.В. Котряхов, В.Д. Симоненко, О. Саломон, Э-Мейман, К.Ю. Цируль и др.
База исследования: МБОУ «Кулунская ООШ».
Практическая значимость исследования: материалы и результаты практической части исследования могут быть полезны преподавателям общеобразовательных школ для проведения оценочных измерений уровней творческих потенциалов учащихся и для организации творчески развивающих занятий по технологии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный в рамках данного исследования анализ научно­теоретических источников позволил определить актуальные смыслы основных теоретических понятий, относящихся к проблематике исследования.
Актуальный смысл интеллектуального потенциала для целей исследование высвечен как умственные, творческие способности, развивающиеся в системе непрерывного образовательного процесса личности. Интеллектуальный потенциал является арсеналом
систематизированных знаний, полученных посредством переработки некоторой информации, способный развиваться при наличии творческого, креативного мышления.
Творческий потенциал в контексте исследования приоритетно актуализован в широком смысле как творческие способности, способность к воображению и креативному мышлению, личностные мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности.
В исследовании проведено разноплановое теоретическое освещение и раскрытие личностно развивающих аспектов ручной трудовой активности. Высвечены разные содержательные и смысловые грани ручной трудовой активности и дано обоснование ее ценности для развития интеллектуального и творческого потенциалов современных школьников.
В исследовании школьная предметная область «Технология» обозначена как особое содержательное пространство в системе общего образования, в котором могут и должны приоритетно инициироваться и организовываться различные виды ручной трудовой активности школьников. Отмечена важность того, чтобы организация там образовательных действий строилась педагогическими специалистами с пониманием и нацеленностью на развитие интеллектуальных и творческих потенциалов учащихся.
В практической части работы разработано и проведено трехэтапное эмпирическое исследование по изучению практических возможностей 43
влияния факторов ручной трудовой активности школьников на их личностный творческий потенциал. Содержательно-деятельностностной платформой эмпирического исследования являлась предметная область «Технология» Исследование проводилось на базе МБОУ «Кулунская ООШ». В исследовании участвовало 18 юношей-учащихся этой школы.
В ходе эмпирического исследования оценивались условные уровни развития творческого потенциала школьников по диагностической тестовой методике «Творческий потенциал» (Е.Л. Яковлевой) на входном и выходном этапе. Между входным и выходным диагностическими этапами проводились собственно образовательные действия со школьниками, включавшие организацию ручной трудовой активности обучающихся. Содержание образовательных действий на этом этапе было спроектировано автором настоящего исследования.
В результате эмпирического исследования были получены и проанализированы количественные данные, относящие участвовавших школьников к какой-то условной оценочно-уровневой группе развития творческого потенциала.
Сравнительный анализ данных первой и второй диагностик показал небольшую позитивную динамику увеличения численности группы школьников с высоким уровнем развития творческого потенциала и уменьшения группы с низким уровнем развития этого потенциала:
• группа с высоким уровнем выросла с 49% до 59% (с 8 до 10 человек);
• группа среднего уровня уменьшилась с 36% до 30% (с 6 до 5 человек);
• группа с низким уровнем уменьшилась с 15% до 11% (с 3 до 2 человек).
В интерпретации результатов эмпирического исследования отмечено, что в такого рода исследовании, фактически, невозможно провести прямую корреляцию факторов влияния ручной трудовой активности с изменением результата диагностик. У образовательных действий, связанных с ручной трудовой активностью, постепенный, накопительный личностно - развивающий эффект. Информация диагностик больше полезна как рефлексивная.
В контексте технологического предметного содержания у ручной трудовой активности отмечены следующие формирующие эффекты влияния на развитие личности:
• умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;
• умение вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего трудового изделия, его полезность;
• стремление к художественной ценности изделия;
• осуществление технологических процессов: разметку, сгибание, резание, формовку, монтаж, отделку;
• умение находить поиск путём преодоления трудностей;
• умение доводить начатое дело до конца.


1. Аглямова Г.Р. Интеллектуальный потенциал молодого города: структура, содержание, социальные функции // Общество и экономика. - 1999. - №5-6.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984. - 98 с.
3. Богдашев И.А. Воспроизводство интеллектуального потенциала как фактор формирования экономики знаний: Дис...канд. эконом, наук. - Краснодар, 2005. - 210 с.
4. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Просвещение, 2009. - 167 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
практического и экспериментального исследования. - М. : Педагогика, 1986.
• 453 с.
7. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. - СПб., 2015. - 293 с.
8. Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал - 1998. -Т.19.- №2.-С. 61-70.
9. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).
• М., 1974. - 144 с.
10. Калинина О.Л. Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования готовности подростков к развитию своего творческого потенциала. - Пермь, 2001. - 142 с.
11. Кондратьева Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-1.- С. 99-102.
12. Кононова Л.И. Творческий потенциал человека как объект социальной работы. - М., 2002. - 120 с.
13. Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно -познавательной деятельности. - Магнитогорск, 2000 - 24 с.
14. Косьмин А.Д., Косьмина Е.А. Интеллектуальный потенциал общества: формирование, оценка, эффективность использования. - М.: Экономика, 2004. - 240 с.
15. Краева О.Л. Диалектика потенциала человека: Монография. - Н. Новгород: Нижегородская государственная с/х академия, 1999. - 192 с....29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ