Введение
1. Психолого-педагогические условия реализации образования в области безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
1.1. Структура и содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях.
1.2. Виды и характеристика внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности.
1.3. Методические условия организации внеклассной работы в области безопасности жизнедеятельности.
2. Методика организации внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности
2.1. Анализ практики организации внеклассной работы учителей по основам безопасности жизнедеятельности.
2.2. Система работы учителя по организации внеклассной работы в школе по основам безопасности жизнедеятельности
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения
Выводы.
Список литературы
Приложение
На современном этапе развития образования в обучении преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится учащийся. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитание и формирования мировоззрения школьников.
Там, где внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки в организации общения, приобретают дополнительную информацию.
Внеклассная работа предполагает практические, общеобразовательные, развивающие цели. Своими увлекательными формами она вызывает определённый эмоциональный настрой, что, по мнению педагогов, значительно облегчает достижение этих целей.
Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учащихся и ухудшению отношений учащихся и учителей.
В настоящее время наблюдается негативная тенденция роста количества чрезвычайных ситуаций. Растут масштабы последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Масштаб крупных техногенных катастроф уже вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Стремительно растет число несчастных случаев, аварий и катастроф со значительными материальными потерями и жертвами. Почти повседневными стали аварии на предприятиях химической, угольной промышленности, при добыче, переработке и транспортировке нефти, на всех видах транспорта. Заметно возросли отрицательные последствия пожаров, взрывов, наводнений.
Создание условий безопасности жизнедеятельности становится одной из главных задач как школьного образования, так и общества в целом. Школа должна вооружить выпускников базовыми теоретическими положениями, необходимыми для создания безопасных условий жизнедеятельности, сохранения экологии региона и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.
Управлять процессом формирования безопасных форм поведения - значит развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой инстинкт самосохранения, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения, формировать потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил.
Внеклассная работа в современной школе должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, через которую решаются задачи общего образования и формирования предметных, метапредметных и личностных результатов. Вместе с тем, современные педагоги испытывают недостаток методических средств, обеспечивающих организацию внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с требования ФГОС ОО.
Исходя из проблем и актуальности была сформулирована тема исследования: Внеклассная работа как условие формирования навыков безопасного поведения обучающихся.
Объект исследования: образовательный процесс по основам
безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методические условия организации
внеклассных занятиях, направленных на формирование безопасного поведения обучающихся.
Цель исследования: выявить и обосновать методические условия организации внеклассных занятий по основам безопасности жизнедеятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические и методические условия организации внеклассных занятиях по основам безопасности жизнедеятельно сти.
2. Провести анализ практики организации внеклассных занятий по основам безопасности жизнедеятельности.
3. Разработать методику организации внеклассных занятий по освоению навыков безопасного поведения.
4. Выявить результативность экспериментальной работы по организации внеклассных занятий в области безопасности жизнедеятельности .
Для решения поставленных задач в данной использовались различные методы:
теоретические: анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования; анализ нормативной и методической документации с целью определения возможностей организации внеклассной работы;
эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование учителей и учащихся, беседы с учителями и учащимися, изучение и обобщение педагогического опыта, изучение педагогического опыта работы школ по организации внеклассной работы, экспериментально-проектное внедрение методики с использованием качественных методов её эффективности;
статистические: математическая и статистическая обработка данных педагогического эксперимента; графическое представление результатов.
Гипотеза: формирование навыков безопасного поведения обучающихся будет осуществляться эффективно, если интегрированы содержание и методы обучения уроков и внеклассной работы по Основам безопасности жизнедеятельно сти.
Методологическая основа исследования: большой вклад в развитие теории безопасности внесли ученые (Л.А Михайлов, Н.Н. Пискарев; позиций культурологического подхода цель учебного курса, безопасность жизнедеятельности А.Т Смирнов, М.В. Головачев; исследования, посвященные вопросам организации внеклассной работы в школе Н.М. Верзилин, А. Н. Захлебный....
Обучение школьников принципам безопасного поведения является одной из основных задач общего образования. Идеология безопасного поведения определяется изменением учебно-методического оснащения образовательного учреждения и разработкой новых моделей внеклассной работы в области безопасности жизнедеятельности. Видами внеклассных занятий по основам безопасности жизнедеятельности являются конференции, публичные лекции, экскурсии, дискуссии, тематические и ролевые игры, которые отличаются практико-ориентированным содержанием и деятельностным вовлечением обучающихся в организацию и проведение этих мероприятий.
Анализ практики обучения в Баян-Кольской средней общеобразовательной школе позволил выявить, что внеклассные занятия по основам безопасности жизнедеятельности не проводятся. Однако только половина обучающихся продемонстрировали достаточный уровень сформироованности знаний по области безопасного поведения.
Внеклассные занятия по освоению навыков безопасного поведения должна интегрироваться с уроками по основам безопасности жизнедеятельности, ведущими методами обучения должны стать практические, реализующиеся в дополнение наглядным и словесным методам. Навыки безопасного поведения должны систематические совершенствоваться на общешкольных мероприятиях (патриотические и спортивные игры, акции, олимпиады и др.)
Результативность внеклассных занятий в области безопасности жизнедеятельности подтверждается тестовыми формами контроля знаний, увеличением доли обучающихся вовлеченных во внеклассные формы работы и изменением ценностного отношения всего коллектива школы к проблеме формирования безопасных форм поведения.
1. Абаскалова Н.П., Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентовпед. Вузов-Новосибирск: Арта, 2011. 304с.
2. Айзан Р.И., Безопасность жизнедеятельности: практикум.-Новосибирск: Арта, 2011. 288с.
3. Айзан Р.И., Основы Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие - Новосибирск: Арта, 2011. 368с.
4. Анисимов В.В., Формы обучения и организации учебного процесса в школе: учеб. Для вуз / - М.:Просвещение, 2014. 645с.
5. Банчуков Р.В., Из опыта внеклассной работы: Развитие навыков анализа
творческой работы у старшеклассников. Пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 1995.
6. Волков Г.Н., Педагогика жизни. — Чебоксары, 2012.
7. Гаткин Е.Я., Безопасность ребенка / Е.Я. Гаткин.- М.: Лист, 2007
8. Гафнер В.В./Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской конференции, Екатеринбург / Под ред. В.В. Гафнера.-Екатеринбург:ГОУ ВПО «Урал. пед. Ун-т», 2015. 94с.
9. Гинецинский В.И., Современные образовательные технологии: учебное пособие — М.: Изд-во КноРус, 2013. 379.
10. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. 134с.
11. Дудкина А.П. Клуб веселых и находчивых в школе // Внеклассная работа (Из опыта работы учителей Ростовской области) / Сост. П.Ф. Славгородский.
- М., 2008.
12.Зайцев О.С., Техническое творчество школьников: опыты и перспективы чрезвычайные ситуации: Библиотечка журнала «ОБЖ».- М.: ИЦ-Ред. «ОБЖ», 2009.
13.Зиновьева Э.Н., Метод творческого самовыражения / Э.Н. Зиновьева, Н.М. Киршин. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
14. Илобачов А.Ю., Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов., /М.:Юрайт-Издат,2006.-360с.
15. Кыверялг А.А., Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин, 2007....41