Введение 3
Глава 1. Особенности малокомплектной школы 5
1.1. Малокомплектная школа, ее характерные черты 5
1.2. Организация образовательного процесса в малокомплектной
школе 13
Глава 2. Внеурочная деятельность по географии в малокомплектной
школе 19
2.1. Внеурочная деятельность в малокомплектной школе 19
2.2. Внеурочная деятельность по географии 26
2.3. Разработка недели географии 33
Заключение 47
Список использованных источников 48
Приложение 52
Актуальность исследования. В настоящее время в педагогической науке отмечается интерес не только к учебной-методической работе, но вопросам, связанных с внеурочной деятельностью по различным предметам.
Необходимость всестороннего развития школьников обусловлена внеурочной работой. Одной из главных ролей в учебно-воспитательной работе школы отводится разработке системы внеурочной деятельности по географии, которая способствует повышению мотивации, обладает практическим смыслом в удовлетворении интересов учеников.
Характерные изменения в системе образования, требуют адаптации к новым условиям, внедрения новых стандартов и воплощение их в жизнь. Трансформация малокомплектных школ ведет к сокращению их количества, с целью предоставления качественного оснащения техническими средствами, современными методами обучения и воспитания. Этот процесс требует взвешенного и объективного освещения, что делает эту тематику актуальной.
Объект исследования данной работы является внеурочная деятельность по географии учащихся в малокомплектных школах.
Предмет исследования: особенности применения внеурочной
деятельности по географии в малокомплектной школе.
Цель: показать значение внеурочной деятельности в развитии
гармоничной личности и углублении географических знаний школьников.
Достижение поставленной цели предполагает решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия малокомплектных школ.
2. Рассмотреть особенности проведения внеурочной деятельности по географии в малокомплектной школе.
3. Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности, в малокомплектной школе.
Методы исследования. В соответствии с поставленной целью и задачами, в работе был использован комплекс методов, включающий:
• литературный;
• сравнительно-географический;
• педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой исследования послужила малокомплектная школа Каменноярская ООШ п. Каменного Яра.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Таким образом, проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Основными особенностями сельской малокомплектной школы являются: малая наполняемость, отсутствие параллельных классов,
отсутствие одного или несколько классов; недостаточное оснащение школ современным оборудованием; малочисленность учительского состава; часто является культурным центром села или другого населённого пункта.
2. Внеурочная деятельность организуется для того, чтобы удовлетворить потребности, учащихся в содержательном досуге, создать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей. При организации внеурочной деятельности учащихся важно учитывать проблемы и трудности, которые существуют в малокомплектной школе, а также обеспечить реализацию её ресурсов, опираясь на положительные условия школы и её социума.
3. Разработка недели географии позволяет раскрыть значения внеурочной деятельности как средства развития гармонично развитой личности и пропаганды географических знаний, через комплекс различных видов деятельности.
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. 335 с.
2. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2013. 177 с.
3. Байгулова Н.В. Разработка и реализация модели разновозрастной сельской малокомплектной школы: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Томск: ТГПУ, 2010. 185 с.
4. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. Под ред. Бариновой И.И. М.: Просвещение, 1988. 157 с.
5. Бритвина И.Б. Социальные проблемы сельских учителей: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург: УГПУ им. А.М. Горького, 1992, 150с.
6. Булгакова Е.Н. Особенности формирования архитектуры сельской малокомплектной школы: автореф. дисс. ... канд. архитектуры. М.: МГУА, 2006. 219 с.
7. Бурченкова А.А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Смоленск: СПУ. 2005. 157 с.
8. Галимов Р.Ф. Роль учреждений дополнительного образования и сельских малокомплектных школ в организации природоохранной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2007. № 2. 191 с.
9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010
10. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России: Учебное издание. М., 2009
11. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. М., 1996. 192 с.
12. Енин А.В. Внеурочная деятельность. Теория и практика / сост. М.: ВАКО, 2015
13. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе. № 4. 1998. С. 76-78
14. Зайкин М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования // Сельская школа. 2004 №2, С.3-6.
15. Крылова О.В. интересный урок географии: Кн. Для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. 96 с....39