Введение 3
Глава 1. Адаптация подростков-сирот к условиям детского дома как психолого-педагогическая проблема 9
1.1. Социальная политика в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей 9
1.2. Особенности психосоциального развития детей в подростковом
возрасте 19
1.3. Сущность адаптации детей-сирот к условиям детского дома 25
Глава 2. Организационно-педагогические условия развития
жизнестойкости как предпосылки успешной адаптации подростков - сирот к условиям Ванаварского детского дома 36
2.1. Изучение особенностей адаптации как показателя жизнестойкости
воспитанников Ванаварского детского дома 36
2.2. Разработка и реализация программы усиления жизнестойкости
подростков-сирот как предпосылки их успешной адаптации 42
Заключение 52
Библиографический список 55
Приложения 59
Актуальность темы исследования. Сиротство является одним из старейших социально-психологических феноменов, выраженность и значимость которого имеет прямую и непосредственную взаимосвязь с культурно-историческими особенностями развития страны. Применительно к России, можно с уверенностью говорить о том, что на протяжении первой половины прошлого века проблема сиротства в стране имела объективные предпосылки - тому, что дети становились сиротами, способствовали войны и революционные перевороты. По завершении периода первичного восстановления страны от разрушительных последствий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в бывшем Советском Союзе начался этап относительного благополучия - институт семьи и брака укреплялся, что способствовало уменьшению численности безнадзорных и беспризорных детей.
Однако с середины 1990-х годов ситуация резко изменилась. На фоне политических и социально-экономических катаклизмов, которые происходили в стране, резко обострилась проблема социального сиротства. Потеря работы, постоянные финансовые проблемы, бытовая неустроенность, отсутствие благоприятных перспектив подтолкнули многих взрослых людей к асоциальному и антисоциальному образу жизни, и, в конечном итоге, к тому, что дети при живых родителях оказывались без надлежащего внимания и элементарного материально-бытового обеспечения.
На сегодняшний день ситуация с социальным сиротством по-прежнему остаётся очень острой. Несмотря на предпринимаемые на всех уровнях государственного и муниципального управления усилия по созданию условий для возрождения института семьи, численность неблагополучных семей по-прежнему остаётся высокой. Всё большее количество детей, изымаемым их социально неблагополучных семей, оказывается в приёмных семьях. Тем не менее, значительная часть их поступает в специальные государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сам факт попадания в учреждение закрытого типа является стрессогенным, а потому требует наличия у ребёнка такого уровня жизнестойкости, который помог бы пережить этот стресс. В качестве дополнительного стрессогенного фактора выступают возрастные особенности детей. Речь в данном случае идёт о том, что дети раннего возраста легче переносят смену обстановки и быстрее адаптируются к новым условиям, нежели дети дошкольного возраста. Дошкольникам, в свою очередь, проще адаптироваться к условиям детского дома, нежели младшим школьникам. Наибольшие сложности адаптационного характера испытывают подростки, в силу того, что подростковый возраст является переходным периодом и сам по себе является «трудным». О том, что подростковый возраст крайне сложен для адаптации к условиям детского дома, свидетельствует тот факт, что наибольшее число побегов из детских домой и интернатов совершается именно подростками. В этой связи не будет преувеличением говорить о том, что дети, попавшие в детский дом в подростковом возрасте, нуждаются в особом внимании и особом подходе к созданию условий для их успешной адаптации.
Проблематика сиротства достаточно широко разработана в зарубежной и отечественной науке в контексте исследований институтов семьи, образования и воспитания. Обездоленные дети, как объект научного анализа, привлекают к себе внимание исследователей разных направлений общественных наук, таких как социология, психология, социальная философия, социальная педагогика.
...
Целью выполнения курсовой работы являлась разработка и апробация коррекционно-развивающей программы адаптации детей подросткового возраста к условиям детского дома.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что в социально-психологическом контексте под адаптацией следует понимать процесс активного приспособления личности к изменяющимся условиям среды, предполагающий осуществление самим человеком преобразующей деятельности и рефлексивный анализ происходящих изменений.
Подростковый возраст является тем этапом онтогенеза, на протяжении которого у ребёнка проявляется стремление анализировать себя и свою жизнь, самоутверждаться и преобразовывать окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями и интересами. Подростковый возраст - период усиления потребности в общении со сверстниками и самопрезентации в среде себе подобных с целью завоевания авторитета. В то же время, подростки склонны к конформизму и ещё не обладают навыком критического анализа собственного поведения и поведения других на том уровне, чтобы объективно оценивать пользу и вред от следования тем или иным внешним влияниям. В этой связи крайне важно, чтобы окружение подростка было социально благополучным, его потребности могли быть реализованы в повседневной жизни в полном объёме, а содержание жизнедеятельности было насыщенным.
В начале работы нами была выдвинута гипотеза следующего содержания: мы предполагаем, что специально организованная деятельность по сопровождению процесса адаптации подростков к условиям детского дома, реализуемая в форме коррекционно-развивающей адаптационной программы, будет способствовать повышению уровня жизнестойкости как базовой личностной предпосылки успешной адаптации.
Опытно-экспериментальная работа по проверке состоятельности гипотезы осуществлялась в три этапа.
На констатирующем этапе было проведено диагностическое обследование подростков, воспитывающихся в Ванаварском детском доме не более трёх месяцев. В ходе первичного обследования обнаружилось, что у этих подростков уровень вовлечённости в те виды деятельности, которые ими осуществляются в повседневной жизни, недостаточно высок для того, чтобы стимулировать устойчивое ощущение удовольствия от жизни и её восприятие как полноценной. Большинство участников исследования не испытывает негативных чувств в связи со своим образом жизни, но и переживать удовольствие от тех видов деятельности, в которые они ежедневно вовлечены, им не свойственно.
В экспериментальной группе подростков на констатирующем этапе обнаружилась проблема неразвитости контроля. Абсолютное большинство подростков этой группы либо недостаточно способны, либо вовсе неспособны управлять теми ситуациями, которые происходят в их жизни, в том числе - стрессогенными.
Кроме того, у обследованных подростков обнаружилась довольно ярко выраженная склонность к рискованному поведению.
...
1. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ // СПС Гарант.
2. Постановление Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 508-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие образования» // СПС Гарант.
3. Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и
попечительстве» // СПС Гарант.
4. Малышева М.А. Теория и методы современного государственного управления. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ. - СПб., 2011. - 280 с.
5. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации» // СПС Гарант.
6. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об
утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» // СПС Гарант.
7. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об Основных
направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // СПС Гарант.
8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СПС Гарант.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
10. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.
11. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 478 с.
12. Дети в России: анализ актуального состояния проблемы социального сиротства [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.statistic2018.ru
13. Дифференциальная психофизиология: Учебник для вузов. / Под. ред. Е.П. Ильина - СПб.: Питер, 2001. - 454 с.
14. Ерёмин В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками /
B. А. Ерёмин. М.: Владос, 2014.
15. Лебединская В. П. Неблагополучная семья и её ребенок // Вестник Социально-педагогического института. 2013. № 1 (6). С. 17-19.
... всего 34 источников