Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Работа №154720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Содержание и сущность понятия «коммуникативные навыки» в психолого­педагогической литературе 5
1.2 Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со
сверстниками 15
1.3 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Диагностика актуального уровня развития коммуникативных навыков у
детей старшего дошкольного возраста 28
2.2 Организация работы по развитию коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста 36
2.2. Анализ и интерпретация данных о повышении уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 43
Выводы по главе 2 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 55

Приоритетом в работе с дошкольниками становится коммуникативная направленность воспитательного, образовательного процесса. Задачей педагога является обучение ребенка коммуникативным навыкам в процессе общения, которое в старшем дошкольном возрасте является одним из основных условий развития ребенка, его индивидуализация и социализация в обществе. К старшему дошкольному возрасту, дети должны уметь сотрудничать, слушать сверстников, обмениваться информацией. Кроме того, они должны уметь распознавать переживания и состояния окружающих людей, выражать собственные эмоций вербальными и невербальными способами, умение ребенка сформулировать свою мысль точно, полно и правильно, выстроить доступное и понятное для собеседника свое высказывание. Ребенок, который мало взаимодействует со сверстниками, не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть неинтересным окружающим. Все это приводит к понижению самооценки, робости, замкнутости.
Психолого-педагогическая работа нацелена на внедрение программы, в которой представлены комплексы занятий, способствующих развитию коммуникативных навыков.
Объект исследования: коммуникативные навыки детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: теоретически изучить проблему развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, практически обосновать и разработать программу, способствующую развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия
«коммуникативные навыки».
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Оценить эффективность реализованной программы.
Гипотезой исследования: Разработанная программа «Программа по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» будет являться эффективным способом развития коммуникативных навыков, если дети в собственной деятельности смогут опробовать различные упражнения, направленные на: умение слушать и передавать информацию собеседнику, распознавать эмоциональное состояние и поступки других людей, способность принимать участие в совместной деятельности.
Практическая значимость:
Полученные результаты могут использоваться в работе дошкольных педагогов для развития коммуникативных навыков старших дошкольников;
Разработана и апробирована программа развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях частного центра.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ литературы;
• Практические:
1. Метод экспертной оценки (заполнение педагогом карты наблюдения, содержащей критерии развития коммуникативных навыков).
2. Методика «Отражения чувств» ( Дыбина О.В., Козлова А.Ю.);
3. Методика «Строитель» (Е.О Смирнова, В.М. Холмогорова).
• Обработки: метод количественного и качественного анализа.
База исследования: 10 учащихся нулевого класса семейного центра «Астрея».,

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На первом этапе эмпирического исследования нами был проведен теоритический анализ литературы, благодаря которому нам удалось обнаружить, что выбранный нами вопрос в настоящее время имеет актуальность. Исследования в области этой проблематики помогут в составлении практических занятий, которые поспособствуют развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Основываясь на научной литературе, мы делаем вывод о том, что: коммуникативные навыки - это способность человека управлять коммуникативной деятельностью для достижения коммуникативных результатов. Мы выяснили, что в себе содержать коммуникативные навыки это - желание ребенка вступать в контакт с окружающими, проявлять инициативность в общении со сверстниками, умение эмоционально сопереживать, умение решать возникающие конфликтные ситуации, знать и соблюдать правила при общении с окружающими.
Также мы рассмотрели, из чего состоят коммуникативные навыки - способность ориентироваться в коммуникативном партнере, уметь ориентироваться в коммуникативных ситуациях, способность сотрудничать в различных коммуникативных ситуациях.
Для дальнейшей работы нам необходимо было выделить компоненты коммуникативной готовности, их всего три: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный.
И самым важным условием при проведении коррекционно-развивающей программы стало учет возрастных особенностей. Мы выяснили, что дети имеющие задержку психического развития, имеют нарушения в речи, обладают бедным словарным запасом, игра не преобладает как ведущий тип деятельности, в процессе взаимодействия используют наиболее простые формы личностного контакта, наблюдаются трудности в адаптации.
Из выше всего перечисленного можно сделать вывод что: развитие коммуникативных навыков является важнейшей коррекционной работой в деятельности педагога. Без должных коммуникативных навыков, ребенку трудно приспособится к окружающей его среде, а также взаимодействовать со сверстниками.
Затем нами была проведена диагностика актуального уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Исследование проводилось на базе семейного центра «Астрея» у обучающихся детей нулевого класса. Исследование нам показало, что у детей с нарушениями, а именно с задержкой психического развития, наблюдается низкий уровень развития коммуникативных навыков.
Исходя из полученных данных, была разработана и реализована программа по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Занятия включали в себя различные упражнения и игры, которые способствовали повышению уровня развития коммуникативных навыков детей.
По окончанию циклов занятий мы провели контрольный срез, который показал нам положительную динамику. Дети, имеющие низкий уровень развития коммуникативных навыков, перешли на средний уровень, а те, кто имел средний уровень, перешли на высокий. Эти данные говорят нам о результативности программы.
Таким образом, результаты нашего исследования доказывают, что специально созданные условия, учет возрастных особенностей, грамотно подобранные формы взаимодействия с детьми способствуют развитию уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.


1. .Мангутова Н. Ю. Развивающая среда в инклюзивной группе предшколы / Н. Ю. Зырянова // Детский сад от А до Я. -2011. - № 5. - С.54-63.
2. Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец. - (Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1. -С. 144-148.
3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Москва: Форум, 2015.
4. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - Москва: Форум, 2015. - 142 с.
5. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1. - С.74-85.
6. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 143 с.
7. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
8. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб.пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
9. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2015. - 96 с.
10. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 с.
11. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
12. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с
13. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 239 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
14. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 426 с.
15. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
... всего 43 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ