Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения волейболу школьников 13-14 лет на занятиях по физической культуре 4
1.1 Физиолого-педагогическая характеристика детей 13-14 лет 6
1.2 Краткая характеристика игры «Волейбол» 12
1.3 Техника игры в волейбол 15
1.3.1 Техника перемещений 15
1.3.2 Техника владения мячом 16
1.3.3 Техника нападения 18
1.3.4 Техника защитных действий 19
1.4 Средства и методы обучения волейболу школьников 13-14 лет на
занятиях по физической культуре 21
Глава 2. Организация и методы исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 28
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности применения средств и методов обучения волейболу школьников 13-14 лет на занятиях по физической культуре 34
3.1 Результаты собственных исследований и их обсуждение 70
Заключение 74
Список используемых источников 75
Приложения 80
Актуальность исследования. Проблема охраны здоровья школьников всегда были в центре внимания органов здравоохранения и образования. Известно, что фундамент здоровья закладывается в детстве. Каков будет уровень здоровья обучающихся зависит не только его физический статус на всех последующих возрастных этапах, но и его развитие как личность. Только здоровый ребенок может эффективно развиваться, усваивать необходимые знания, приобретать разнообразные умения и навыки. К сожалению, по данным многочисленных исследований ученых мониторинг показателей здоровья школьников в последние десятилетия показал выраженную тенденцию к ухудшению состояния их здоровья. С появлением современной техники и технологий школьники не проводят время на улице не занимаются в спортивных секциях, а сидят дома, уделяя большую часть времени различным гаджетам. В связи с этим, наблюдается снижение физической активности обучающихся, одновременно усиливается влияние неблагоприятных факторов на организм школьников загрязнений окружающей среды, неправильное питание, стресс. Сложившаяся ситуация определяет необходимость поисков методов и средств, направленных не только на коррекцию имеющихся у школьников отклонений в состоянии здоровья, но и на своевременное их предупреждение. Основной целью политики государств является использование средств физической культуры и спорта в оздоровлении нации. В соответствии с ФГОС общего образования утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ от 05.05.2014 г. № 413 предметные результаты учебной дисциплины «Физическая культура» должны отражать умение выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений с учетом индивидуальных способностей и особенностей обучающихся, а также состояния здоровья и режима учебной деятельности. Необходимо использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни школьников. Необходимо объединять усилия педагогов, совершенствовать педагогическое мастерство, пропагандировать здоровый образ жизни, обмениваться опытом, разрабатывать инновационные подходы к организации занятий по физической культуре в школе, так как физическая культура и спорт являются одним из наиболее значимых факторов укрепления и сохранения здоровья. Актуальность проблемы и необходимость ее решения позволили сформулировать тему исследования: «Обучение волейболу школьников 13¬14 лет на занятиях по физической культуре».
Объект исследования: учебный процесс по физической культуре обучающихся 13-14 лет.
Предмет исследования: средства и методы обучения волейболу школьников 13-14 лет на занятиях по физической культуре.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и внедрение в уроки по физической культуре средств и методов обучения элементам волейбола школьников 13-14 лет, проверка их эффективности в экспериментальной работе.
Гипотеза исследования: обучение волейболу школьников 13-14 лет на занятиях по физической культуре будет результативным, если будут:
- выявлены теоретические аспекты обучения волейболу школьников 13-14 лет на занятиях по физической культуре;
-обоснованы и разработаны средства и методы обучения волейболу школьников 13-14 лет на занятиях по физической культуре;
- определена экспериментальным путем эффективность средств и методов обучения волейболу школьников 13-14 лет на занятиях по физической культуре.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные источники, связанные с процессом физической культуры в школах;
2. Обосновать и разработать средства и методы обучения волейболу школьников 13-14 лет на занятиях по физической культуре;
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования средств и методов обучения волейболу школьников 13-14 лет на занятиях по физической культуре.
1. В ходе анализа литературных источников было выявлено, что внедрение инновационных технологий в физическое воспитание в школах способствуют развитию физической культуры обучающихся 13-14 лет. Обеспечить воплощение в жизнь гуманистических идеалов, открыть широкой просмотр для выявления способностей детей, удовлетворить их интересы и потребности, укрепить здоровье и повысить качество их жизни является важнейшей задачей государства. Исследование процесса
физического воспитания обучающихся 13-14 лет позволило утверждать, что занятия волейболом, внедренные в школьную практику, обеспечивают двигательную активность детей, развивают физические качества, способствуют физической подготовленности обучающихся
2. Разработанные средства и методы составили обучающие программы по волейболу школьников 13-14 лет, каждая из которых направлена на обучение конкретному техническому элементу волейбола. Обучающие программы были применены в образовательном процессе обучающихся 13-14 лет.
3. Опытно-экспериментально проверена эффективность разработанных средств и методов по увеличению качества обучения волейболу школьников 13-14 лет. В конце эксперимента по всем тестированиям показатели в экспериментальной группе оказались достоверно выше, чем в контрольной. Следовательно, средства и методы обучения волейболу школьников 13-14 лет подобраны правильно.
1. Волейбол/ Пер. с нем. Л. Микулина. - М.: Физкультура и спорт, 1972г.
2. Ю.Д. Железняк «Волейбол у истоков мастерства» - М.: Гранд, 1998г.
3. Психология спорта высших достижений/ ред. А.В. Родионова - М.: Физкультура и спорт, 1979г.
4. Пекелис В. «Твои возможности, человек» - 4-е изд. - М.: Знание, 1984г.
5. Слупский Л.Н. «Волейбол: игра связующего» - М.: Физкультура и спорт, 1984г.
6. Психология спортивной деятельности/ ред. П.А. Жорова. - Казань: Изд- во Казанского ун-та, 1985г.
7. Ермолаев Ю.А. "Возрастная физиология", М., Наука 1989г.
8. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М.: “Физкультура и спорт”, 1988г.
9. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма. ФК и С, №8, 1989г.
10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 1991г.
11. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., Физиологические основы двигательной активности. М.: "Физкультура и спорт", 1991г
12. Клещев Ю.Н. «Волейбол» - М.: Физкультура и спорт, 2005г.
13. Филиппин В.П., Фомин Н.А. «Основы юношеского спорта» - М.: Физкультура и спорт, 1980г.
14. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол, М. "СпортАкадемПресс", 2002г.
15. Клещев Ю.Н. Фурманов Н.Г. Юный волейболист. “Физкультура и спорт”. 1979г.
16. Агаджанян Н.А. Физиология человека. Медицинская книга Нижний- Новгород 2003 год.
17. Айриянц А.Г. Волейбол, М: ФиС, 1976
18. Бальсевич В. К. Онтокинезия человека. - М.: Теория и практика ф.к., 2000. - 275 с.
19. Бальсевич В. К., Запоражанов В. А, Физическая активность человека. - Киев: Здоровья, 1987.
20. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры, М: ФиС, 2005.
21. Беляев А.В. Волейбол, М: ФиС, 2006- 24с.
22. Бернштейн Н. А. «О построении движений», - М.: 1947.
23. Бернштейн Н.А. «О ловкости и ее развитии» - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
24. Булкин В. А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности/ Теория и практика ф.к. - 1997. - №3 - С. 12-18.
25. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 142 с.
26. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 336 с.
27. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология (Учебник для студентов педагогических вузов) Москва «Высшая школа» 1985 год.
28. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.; ФиС 1978.
29. Железняк Ю.Д. Основы обучения волейболу детей 11-14 лет. М. ФиС 1961.
30. Железняк Ю.Д., Служский Л.Н. Волейбол в школе, М: Просвещение, 1989
31. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 145 с.
32. Ивойлов А.В. Волейбол. Минск: Вышэйш. шк. 1985.
33. Клещев Ю.П. Волейбол, школа тренера, М: ФиС, 2005.
34. Костюков В.В., Лпазурак Г.И. Поставив во главу угла волейбол и футбол // Физическая культура в школе. - 1990. - №10. - с. 24-27.
35. Коц Я. М. Физиологические основы (двигательных) качеств/ Спортивная физиология. - М.: ФиС, 1986.
36. Крылов Л.М. Нетрадиционные формы // Физическая культура в школе. - 1991, №12. -с. 8-9.
37. Любомерский Л.П. Возрастные особенности движений у детей и подростков. Москва «Просвещение» 1979 год.
38. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М.: Просвещение, 1991. - 191с.
39. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки - М.: ФиС, 1977. - 280
с.
40. Мотылянский Р.Е., Каплан Э.Я., Велитченко В.К., Артамонов В.Н. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни // теория и практика физической культуры. - 1990. - №1. -с. 27-29.
41. Никитушкина В.Г. Система подготовки спортивного резерва. М.; МГФСО, 1994.
42. Озолин Н.Г. Молодому коллеге .- М: ФиС, 1988. - 288с.
43. Озолин Н.Г. Спортсменам о спортивной тренировке. - М., Физкультура и спорт, 1962. - 79 с.
44. Оинума С. Уроки волейбола, М: ФиС, 1985.
45. Палецкий Дю Ф., Михеев П. П. Основы развития физических качеств. - Брянск: СНГНФК, 1995. - 206 с.
46. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. - М.:
Просвещение, 1988. - 143 с.
47. Переверзин И.И., Кутепов М.Е. Потребности школьников в занятиях физической культурой и спортом и требования к их программно- методическому обеспечению // Организация физкультурно-массовой работы по месту жительства населения. - М.; 1979. - Вып. 1. - с. 27-42.
48. Перльман М.Ю. Специальная физическая подготовка волейболистов, М: ФиС, 1969.
49. Мартиросова Т.А. Физическая культура. Упражнения с набивными мячами: Методические указания для студентов всех специальностей всех форм обучения и преподавателей / Л.Н. Яцковская, Н.И Мансурова, Т.А. Мартиросова. Красноярск: СибГТУ, 2013. - 62 с.
50. Мартиросова Т.А. Комплекс ГТО в студенческой, школьной, повседневной жизни (статья). Молодой ученый: вызовы и перспективы. сб. ст. по материалам XXV междунар. заоч. науч.-практ. конф. - № 23 (25). - М., Изд. «Интернаука», 2016. - С. 85 - 92.
51. Мартиросова Т.А. Комплекс ГТО в студенческой, школьной, повседневной жизни (статья). Молодой ученый: вызовы и перспективы. сб. ст. по материалам XXV междунар. заоч. науч.-практ. конф. - № 23 (25). - М., Изд. «Интернаука», 2016. - С. 85 - 92.
52. Мартиросова Т.А. Развитие физических качеств обучающихся младшего школьного возраста. Образовательная среда сегодня: стратегия развития: матер. VIII Межд. науч.-прак. конф. (Чебоксары 17 дек. 2016) Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №4 (8). - С. 266 - 269.
53. Мартиросова Т.А. Биопедагогические процессы физического воспитания. Сб. научных трудов по мат. Межд. науч.-прак. конф. г. Невинномысск, 15 мая 2011. - С. 155 - 159.
54. Портных Ю.И. Дидактика игр в школе. Учебное пособие. - СПб: Изд-во РГПУ им. Ф.И. Грецена, 2003. - 261 с.
55. Сборник статей международной научно-практической конференции Москва, 19 июня 2015 г. / под ред. В.Б. Соловьева. - Москва-Пенза: «Научно-издательский центр «Актуальностью РФ». - 2015. - 226 с.
56. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации» на период до 2020 года от 7 августа 2009 года N 1101-р.
57. Татарканов А.А. Панченко Г.А. Социологические, педагогические,
психологические и медико-биологические аспекты физической культуры. Актуальные проблемы, механизмы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: мат. всерос. науч.-прак. конфер. с межд. участием, Иркутск, 20-23 июня 2015 г. - Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2015. - С. 195 - 198.
58. «Приказ Министерства образования и науки РФ» от 6.10. 2009 г. № 373, от
17.12.2010 г. от 05.05.2014 г. № 413 и федерального компонента ГОС-2004 от 05.05.2014 г. № 1089 предметные результаты учебной дисциплины «Физическая культура».
59. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. С. 130
60. Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2015.: Том 10. Тамбов: ООО
«Консалтинговая компания Юком». - 2015. - 168 с.