СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ТЕКСТАХ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
(ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) 7
1.1. Особенности жанров Интернет-дискурса 7
1.2. Жанровые особенности блога 13
1.3. Речевая модель медиатекста/ сетевого текста 19
1.4. «Речевое воздействие» применительно к тексту в социальных сетях 24
1.5. Средства речевого воздействия 30
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СЕТИ «INSTAGRAM» В ЖАНРЕ БЛОГА 39
2.1. Жанр блога и его речевые особенности 39
2.2. Средства речевого воздействия в жанре блога 52
Выводы по главе 2 58
ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЫ КУРСА ПО ВЫБОРУ В СТАРШИХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ «РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» 61
3.1. Программа курса по выбору «Речевое воздействие в современном
коммуникативном пространстве» 61
3.2. Конспект урока в рамках разработанного курса «Речевое воздействие в
современном коммуникативном пространстве» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Приложение А 75
Приложение Б 76
Приложение В 78
Приложение Г
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
(ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) 7
1.1. Особенности жанров Интернет-дискурса 7
1.2. Жанровые особенности блога 13
1.3. Речевая модель медиатекста/ сетевого текста 19
1.4. «Речевое воздействие» применительно к тексту в социальных сетях 24
1.5. Средства речевого воздействия 30
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СЕТИ «INSTAGRAM» В ЖАНРЕ БЛОГА 39
2.1. Жанр блога и его речевые особенности 39
2.2. Средства речевого воздействия в жанре блога 52
Выводы по главе 2 58
ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЫ КУРСА ПО ВЫБОРУ В СТАРШИХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ «РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» 61
3.1. Программа курса по выбору «Речевое воздействие в современном
коммуникативном пространстве» 61
3.2. Конспект урока в рамках разработанного курса «Речевое воздействие в
современном коммуникативном пространстве» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Приложение А 75
Приложение Б 76
Приложение В 78
Приложение Г
Глобальные изменения в современном информационном пространстве выдвигают на первый план проблемы массовых коммуникаций. Интернет- коммуникация - это сложный тип общения, который имеет специфический язык, который оказывает большое влияние на поведение человека. С развитием информационных технологий возникает новейшее коммуникативное явление - социальные сети. К их изучению все чаще обращаются специалисты разных областей, в том числе лингвисты. Широко распространенные в области социальных сетей новостные сообщества стали альтернативой телевидению или радио. Множество людей ежедневно читает новости, представленные в таких сообществах, поэтому информация и технологии их подачи становятся мощным инструментом речевого воздействия - формирования общественного мнения, манипулирования массовым сознанием.
Стремительное развитие социальных сетей объясняет важность языковых исследований с точки зрения их речевого воздействия на адресата и отражения национальных ценностей как фактора, влияющего на современный русский язык и культуру.
Речевое воздействие как исследовательское направление, имеющее широкий комплекс проблем, не теряет своей актуальности с начала 1970-х годов. Изучению различных аспектов речевого воздействия посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных специалистов в области коммуникативной лингвистики, а именно: Р.М. Блакара [Блакар, 1987], Т. ван Дейка [ван Дейк, 2013], О.С. Иссерс [Иссерс, 2009], Ю.К. Пироговой [Пирогова, 2000], И.А. Стернина [Стернин, 2012] и многих других.
Поначалу рассматриваемое традиционно в русле психологии, социологии, лингвистики, педагогики речевое воздействие с 1990-х годов стало активно разрабатываться в таких предметных областях, как массовая коммуникация, реклама, PR-технологии. Теперь мы можем заметить, как далеко СМИ продвинулись за пределы нашего личного пространства, программируя стереотипы поведения, мировоззрения и отношения.
При этом подчеркнем: аудитория находится не просто под воздействием, а под манипулятивным воздействием, которое предполагает скрытность и убежденность адресата в своей самостоятельности при формировании мнения и принятии решений.
Актуальность темы исследования определяется масштабом распространения социальных сетей и средств речевого воздействия в них на сознание людей.
Имея в виду актуальность исследования, материалом для наблюдения были избраны тексты социальной сети «Instagram» в жанре блога, содержащие различные средства речевого воздействия на разных уровнях языка собранные в период с 2018 по 2020 г., в количестве 200 штук, в которых было выявлено 151 средство речевого воздействия. Выбор текстов обусловлен их репрезентативностью в рамках исследуемой проблематики.
Работа основывается на идеях коммуникативно-прагматической парадигмы, где язык рассматривается как орудие воздействия адресанта на адресата (О.Л. Каменская [Каменская, 1990], Г.В. Колшанский [Колшанский, 1984], И.А. Стернин [Стернин, 2012], Е.Ф. Тарасов [Тарасов, 1990], П.Б. Паршин [Паршин, 2000], А.Д. Васильев [Васильев, 2013] и др.), на трудах в области психологической и психолингвистической трактовки языкового сознания (A.A. Леонтьев [Леонтьев, 1997]; И.Н. Горелов, К.Ф. Седов [Горелов, Седов, 2001]; А.А. Залевская [Залевская, 2007] и др.).
В качестве объекта данного исследования мы определяем коммуникацию в социальной сети «Instagram» в жанре блога. Предметом исследования является реализация средств речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога.
Исходя из темы и актуальности работы, нами была поставлена следующая цель: выявить и описать средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога.
В исследовании решались следующие задачи:
• изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования;
• собрать и проанализировать тексты социальной сети «Instagram» в жанре блога;
• выявить и систематизировать средства речевого воздействия в проанализированных текстах;
• разработать методические материалы для учащихся старших классов средней школы по работе со средствами речевого воздействия.
В данной работе использовались общенаучные методы исследования - анализ и синтез, обобщение и классификация; методы сплошной выборки при отборе материала для анализа; методы дискурсивного анализа.
Научная новизна результатов, полученных в ходе анализа, состоит в том, что различные средства речевого воздействия впервые исследованы на материале текстов социальной сети «Instagram» в жанре блога. Были выделены средства речевого воздействия на разных структурных уровнях языка.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации теоретических знаний по проблеме исследования, которые могут быть также использованы в теоретических трудах по лингвистике текста, лингвокультурологии, культуре речи, стилистике.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в возможности использовать его результаты в обучении русскому языку в старших классах средней школы в рамках курса «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве», а также в рамках других лингвистических курсов при проведении лекций, семинаров.
Апробацию полученных научно-исследовательских результатов подтверждает научная публикация:
Карчмит П.М. Средства речевого воздействия в текстах социальной сети Instagram // Молодежь и наука XXI века: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. - Красноярск, 2020. - С. 60-62.
Структура работы обусловлена сформулированными целью и задачами и включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения. Первая глава - «Особенности текстов в социальных сетях (психолингвистический аспект)» - теоретическая: в ней рассмотрена интересующая нас проблематика в контексте современного лингвистического знания. Во второй практической главе - «Особенности речевого воздействия в социальной сети «Instagram» в жанре блога» - представлен анализ средств речевого воздействия в текстах блоговых записей социальной сети «Instagram». В третьей методической главе - «Материалы для курса по выбору в старших классах средней школы «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве» - разработана рабочая программа курса по выбору «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве» и представлен конспект урока в рамках данного курса на тему «Средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram»». Список научной литературы включает 59 источников, на которые автор данной работы ссылается в своём тексте.
Стремительное развитие социальных сетей объясняет важность языковых исследований с точки зрения их речевого воздействия на адресата и отражения национальных ценностей как фактора, влияющего на современный русский язык и культуру.
Речевое воздействие как исследовательское направление, имеющее широкий комплекс проблем, не теряет своей актуальности с начала 1970-х годов. Изучению различных аспектов речевого воздействия посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных специалистов в области коммуникативной лингвистики, а именно: Р.М. Блакара [Блакар, 1987], Т. ван Дейка [ван Дейк, 2013], О.С. Иссерс [Иссерс, 2009], Ю.К. Пироговой [Пирогова, 2000], И.А. Стернина [Стернин, 2012] и многих других.
Поначалу рассматриваемое традиционно в русле психологии, социологии, лингвистики, педагогики речевое воздействие с 1990-х годов стало активно разрабатываться в таких предметных областях, как массовая коммуникация, реклама, PR-технологии. Теперь мы можем заметить, как далеко СМИ продвинулись за пределы нашего личного пространства, программируя стереотипы поведения, мировоззрения и отношения.
При этом подчеркнем: аудитория находится не просто под воздействием, а под манипулятивным воздействием, которое предполагает скрытность и убежденность адресата в своей самостоятельности при формировании мнения и принятии решений.
Актуальность темы исследования определяется масштабом распространения социальных сетей и средств речевого воздействия в них на сознание людей.
Имея в виду актуальность исследования, материалом для наблюдения были избраны тексты социальной сети «Instagram» в жанре блога, содержащие различные средства речевого воздействия на разных уровнях языка собранные в период с 2018 по 2020 г., в количестве 200 штук, в которых было выявлено 151 средство речевого воздействия. Выбор текстов обусловлен их репрезентативностью в рамках исследуемой проблематики.
Работа основывается на идеях коммуникативно-прагматической парадигмы, где язык рассматривается как орудие воздействия адресанта на адресата (О.Л. Каменская [Каменская, 1990], Г.В. Колшанский [Колшанский, 1984], И.А. Стернин [Стернин, 2012], Е.Ф. Тарасов [Тарасов, 1990], П.Б. Паршин [Паршин, 2000], А.Д. Васильев [Васильев, 2013] и др.), на трудах в области психологической и психолингвистической трактовки языкового сознания (A.A. Леонтьев [Леонтьев, 1997]; И.Н. Горелов, К.Ф. Седов [Горелов, Седов, 2001]; А.А. Залевская [Залевская, 2007] и др.).
В качестве объекта данного исследования мы определяем коммуникацию в социальной сети «Instagram» в жанре блога. Предметом исследования является реализация средств речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога.
Исходя из темы и актуальности работы, нами была поставлена следующая цель: выявить и описать средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога.
В исследовании решались следующие задачи:
• изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования;
• собрать и проанализировать тексты социальной сети «Instagram» в жанре блога;
• выявить и систематизировать средства речевого воздействия в проанализированных текстах;
• разработать методические материалы для учащихся старших классов средней школы по работе со средствами речевого воздействия.
В данной работе использовались общенаучные методы исследования - анализ и синтез, обобщение и классификация; методы сплошной выборки при отборе материала для анализа; методы дискурсивного анализа.
Научная новизна результатов, полученных в ходе анализа, состоит в том, что различные средства речевого воздействия впервые исследованы на материале текстов социальной сети «Instagram» в жанре блога. Были выделены средства речевого воздействия на разных структурных уровнях языка.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации теоретических знаний по проблеме исследования, которые могут быть также использованы в теоретических трудах по лингвистике текста, лингвокультурологии, культуре речи, стилистике.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в возможности использовать его результаты в обучении русскому языку в старших классах средней школы в рамках курса «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве», а также в рамках других лингвистических курсов при проведении лекций, семинаров.
Апробацию полученных научно-исследовательских результатов подтверждает научная публикация:
Карчмит П.М. Средства речевого воздействия в текстах социальной сети Instagram // Молодежь и наука XXI века: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. - Красноярск, 2020. - С. 60-62.
Структура работы обусловлена сформулированными целью и задачами и включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения. Первая глава - «Особенности текстов в социальных сетях (психолингвистический аспект)» - теоретическая: в ней рассмотрена интересующая нас проблематика в контексте современного лингвистического знания. Во второй практической главе - «Особенности речевого воздействия в социальной сети «Instagram» в жанре блога» - представлен анализ средств речевого воздействия в текстах блоговых записей социальной сети «Instagram». В третьей методической главе - «Материалы для курса по выбору в старших классах средней школы «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве» - разработана рабочая программа курса по выбору «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве» и представлен конспект урока в рамках данного курса на тему «Средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram»». Список научной литературы включает 59 источников, на которые автор данной работы ссылается в своём тексте.
Речевое воздействие - уникальное лингвистическое явление, которое находится в поле исследования учёных с начала 1970-х годов. Многие отечественные и зарубежные исследователи дают подробное описание данному явлению, среди них Р.М. Блакар, И.А. Стернин, П.Б. Паршин, В.Е. Чернявская и др. Однако системных трудов по описанию средств и приёмов речевого воздействия в Интернет-коммуникации, а именно в дискурсе социальных сетей, нами обнаружено не было.
Основу исследования составляют работы О.Ю. Усачёвой (понятие «Интернет-коммуникация»), И.А. Стернина (понятие «речевое воздействие»), Е.В. Шелестюк (понятие «средства речевого воздействия»), Е.А. Баженовой и И.А. Ивановой (понятие «блог»).
С развитием глобальной сети Интернет-коммуникация приобретает новую форму, специфические черты и характеристики, облекаемые в вирутальные или Интернет-жанры, не свойственные традиционной коммуникации. Мы обнаружили, что отличительными особенностями коммуникации в Интернете являются эмоциональность, лаконичность, высокая степень образности, апеллятивность, эмпатичность и полифоничность, также именно в Интернет-коммуникации ярче всего проявляется информационно-фасцинативная составляющая коммуникации.
В практической части нашего исследования мы проанализировали тексты пользователей социальной сети «Instagram» в жанре блога. Для изучения средств речевого воздействия в Интернет-коммуникации мы отобрали 200 текстов разной тематической направленности, в которых используется 151 средство речевого воздействия на разных структурных уровнях языка. Сюда вошли тексты блогеров политиков, творческих личностей, звёзд, спортсменов, общественных активистов и др. Выбор текстов обусловлен их репрезентативностью в рамках исследуемой нами проблематики. В результате анализа нами было обнаружено, что в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога авторами используются средства речевого воздействия на разных уровнях языка (фонетико-графический, лексико-семантический, морфологический, синтаксический, уровень образных языковых средств). Наиболее частыми употреблениями средств речевого воздействия являются средства, относящиеся к лексико-семантическому уровню языка, наиболее редко средства воздействия используются на морфологическом уровне языка и уровне образных языковых средств. Все результаты исследования систематизированы и отражены в диаграмме «Средства речевого воздействия в социальной сети «Instagram» в жанре блога.» в Приложении А и таблице «Средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога.» в Приложении Б.
Третья глава настоящего исследования носит методический характер - в ней раскрыто содержание курса по выбору «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве» для учащихся 10-11 классов, посвященного основным аспектам теории речевого воздействия; представлен конспект урока на тему «Средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram», разработанный с учётом современных методов и технологий обучения.
Рекомендуемая в данном исследовании методическая работа способствует формированию у обучающихся коммуникативной компетенции эффективного общения как в рамках письменной, так и в рамках устной речи.
Вместе с тем настоящая работа может стать методической опорой для учителей русского языка в преподавании теории речевого воздействия, а также источником дальнейших исследований по обозначенной проблематике.
Основу исследования составляют работы О.Ю. Усачёвой (понятие «Интернет-коммуникация»), И.А. Стернина (понятие «речевое воздействие»), Е.В. Шелестюк (понятие «средства речевого воздействия»), Е.А. Баженовой и И.А. Ивановой (понятие «блог»).
С развитием глобальной сети Интернет-коммуникация приобретает новую форму, специфические черты и характеристики, облекаемые в вирутальные или Интернет-жанры, не свойственные традиционной коммуникации. Мы обнаружили, что отличительными особенностями коммуникации в Интернете являются эмоциональность, лаконичность, высокая степень образности, апеллятивность, эмпатичность и полифоничность, также именно в Интернет-коммуникации ярче всего проявляется информационно-фасцинативная составляющая коммуникации.
В практической части нашего исследования мы проанализировали тексты пользователей социальной сети «Instagram» в жанре блога. Для изучения средств речевого воздействия в Интернет-коммуникации мы отобрали 200 текстов разной тематической направленности, в которых используется 151 средство речевого воздействия на разных структурных уровнях языка. Сюда вошли тексты блогеров политиков, творческих личностей, звёзд, спортсменов, общественных активистов и др. Выбор текстов обусловлен их репрезентативностью в рамках исследуемой нами проблематики. В результате анализа нами было обнаружено, что в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога авторами используются средства речевого воздействия на разных уровнях языка (фонетико-графический, лексико-семантический, морфологический, синтаксический, уровень образных языковых средств). Наиболее частыми употреблениями средств речевого воздействия являются средства, относящиеся к лексико-семантическому уровню языка, наиболее редко средства воздействия используются на морфологическом уровне языка и уровне образных языковых средств. Все результаты исследования систематизированы и отражены в диаграмме «Средства речевого воздействия в социальной сети «Instagram» в жанре блога.» в Приложении А и таблице «Средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога.» в Приложении Б.
Третья глава настоящего исследования носит методический характер - в ней раскрыто содержание курса по выбору «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве» для учащихся 10-11 классов, посвященного основным аспектам теории речевого воздействия; представлен конспект урока на тему «Средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram», разработанный с учётом современных методов и технологий обучения.
Рекомендуемая в данном исследовании методическая работа способствует формированию у обучающихся коммуникативной компетенции эффективного общения как в рамках письменной, так и в рамках устной речи.
Вместе с тем настоящая работа может стать методической опорой для учителей русского языка в преподавании теории речевого воздействия, а также источником дальнейших исследований по обозначенной проблематике.
Подобные работы
- ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В 10-11 КЛАССАХ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - РЕЧЕВОЙ ЖАНР АВТОБИОГРАФИИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПОСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Речевые стратегии и тактики в продвижении магазинов эко-товаров в социальных сетях
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - PR-тексты в Интернете: специфика театральной сферы
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В КРЕОЛИЗОВАННЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕКСТАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - КРЕАТИВНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - СМИ и социальные сети: особенности и проблемы взаимодействия
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЯПОНСКИХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНСТАГРАМ-АККАУНТОВ ЯПОНСКИХ БЬЮТИ-БЛОГЕРОВ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020



