ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
(ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) 7
1.1. Особенности жанров Интернет-дискурса 7
1.2. Жанровые особенности блога 13
1.3. Речевая модель медиатекста/ сетевого текста 19
1.4. «Речевое воздействие» применительно к тексту в социальных сетях 24
1.5. Средства речевого воздействия 30
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
СЕТИ «INSTAGRAM» В ЖАНРЕ БЛОГА 39
2.1. Жанр блога и его речевые особенности 39
2.2. Средства речевого воздействия в жанре блога 52
Выводы по главе 2 58
ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЫ КУРСА ПО ВЫБОРУ В СТАРШИХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ «РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» 61
3.1. Программа курса по выбору «Речевое воздействие в современном
коммуникативном пространстве» 61
3.2. Конспект урока в рамках разработанного курса «Речевое воздействие в
современном коммуникативном пространстве» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Приложение А 75
Приложение Б 76
Приложение В 78
Приложение Г
Глобальные изменения в современном информационном пространстве выдвигают на первый план проблемы массовых коммуникаций. Интернет- коммуникация - это сложный тип общения, который имеет специфический язык, который оказывает большое влияние на поведение человека. С развитием информационных технологий возникает новейшее коммуникативное явление - социальные сети. К их изучению все чаще обращаются специалисты разных областей, в том числе лингвисты. Широко распространенные в области социальных сетей новостные сообщества стали альтернативой телевидению или радио. Множество людей ежедневно читает новости, представленные в таких сообществах, поэтому информация и технологии их подачи становятся мощным инструментом речевого воздействия - формирования общественного мнения, манипулирования массовым сознанием.
Стремительное развитие социальных сетей объясняет важность языковых исследований с точки зрения их речевого воздействия на адресата и отражения национальных ценностей как фактора, влияющего на современный русский язык и культуру.
Речевое воздействие как исследовательское направление, имеющее широкий комплекс проблем, не теряет своей актуальности с начала 1970-х годов. Изучению различных аспектов речевого воздействия посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных специалистов в области коммуникативной лингвистики, а именно: Р.М. Блакара [Блакар, 1987], Т. ван Дейка [ван Дейк, 2013], О.С. Иссерс [Иссерс, 2009], Ю.К. Пироговой [Пирогова, 2000], И.А. Стернина [Стернин, 2012] и многих других.
Поначалу рассматриваемое традиционно в русле психологии, социологии, лингвистики, педагогики речевое воздействие с 1990-х годов стало активно разрабатываться в таких предметных областях, как массовая коммуникация, реклама, PR-технологии. Теперь мы можем заметить, как далеко СМИ продвинулись за пределы нашего личного пространства, программируя стереотипы поведения, мировоззрения и отношения.
При этом подчеркнем: аудитория находится не просто под воздействием, а под манипулятивным воздействием, которое предполагает скрытность и убежденность адресата в своей самостоятельности при формировании мнения и принятии решений.
Актуальность темы исследования определяется масштабом распространения социальных сетей и средств речевого воздействия в них на сознание людей.
Имея в виду актуальность исследования, материалом для наблюдения были избраны тексты социальной сети «Instagram» в жанре блога, содержащие различные средства речевого воздействия на разных уровнях языка собранные в период с 2018 по 2020 г., в количестве 200 штук, в которых было выявлено 151 средство речевого воздействия. Выбор текстов обусловлен их репрезентативностью в рамках исследуемой проблематики.
Работа основывается на идеях коммуникативно-прагматической парадигмы, где язык рассматривается как орудие воздействия адресанта на адресата (О.Л. Каменская [Каменская, 1990], Г.В. Колшанский [Колшанский, 1984], И.А. Стернин [Стернин, 2012], Е.Ф. Тарасов [Тарасов, 1990], П.Б. Паршин [Паршин, 2000], А.Д. Васильев [Васильев, 2013] и др.), на трудах в области психологической и психолингвистической трактовки языкового сознания (A.A. Леонтьев [Леонтьев, 1997]; И.Н. Горелов, К.Ф. Седов [Горелов, Седов, 2001]; А.А. Залевская [Залевская, 2007] и др.).
В качестве объекта данного исследования мы определяем коммуникацию в социальной сети «Instagram» в жанре блога. Предметом исследования является реализация средств речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога.
Исходя из темы и актуальности работы, нами была поставлена следующая цель: выявить и описать средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога.
В исследовании решались следующие задачи:
• изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования;
• собрать и проанализировать тексты социальной сети «Instagram» в жанре блога;
• выявить и систематизировать средства речевого воздействия в проанализированных текстах;
• разработать методические материалы для учащихся старших классов средней школы по работе со средствами речевого воздействия.
В данной работе использовались общенаучные методы исследования - анализ и синтез, обобщение и классификация; методы сплошной выборки при отборе материала для анализа; методы дискурсивного анализа.
Научная новизна результатов, полученных в ходе анализа, состоит в том, что различные средства речевого воздействия впервые исследованы на материале текстов социальной сети «Instagram» в жанре блога. Были выделены средства речевого воздействия на разных структурных уровнях языка.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации теоретических знаний по проблеме исследования, которые могут быть также использованы в теоретических трудах по лингвистике текста, лингвокультурологии, культуре речи, стилистике.
Практическая значимость проведённого исследования состоит в возможности использовать его результаты в обучении русскому языку в старших классах средней школы в рамках курса «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве», а также в рамках других лингвистических курсов при проведении лекций, семинаров.
Апробацию полученных научно-исследовательских результатов подтверждает научная публикация:
Карчмит П.М. Средства речевого воздействия в текстах социальной сети Instagram // Молодежь и наука XXI века: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. - Красноярск, 2020. - С. 60-62.
Структура работы обусловлена сформулированными целью и задачами и включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения. Первая глава - «Особенности текстов в социальных сетях (психолингвистический аспект)» - теоретическая: в ней рассмотрена интересующая нас проблематика в контексте современного лингвистического знания. Во второй практической главе - «Особенности речевого воздействия в социальной сети «Instagram» в жанре блога» - представлен анализ средств речевого воздействия в текстах блоговых записей социальной сети «Instagram». В третьей методической главе - «Материалы для курса по выбору в старших классах средней школы «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве» - разработана рабочая программа курса по выбору «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве» и представлен конспект урока в рамках данного курса на тему «Средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram»». Список научной литературы включает 59 источников, на которые автор данной работы ссылается в своём тексте.
Речевое воздействие - уникальное лингвистическое явление, которое находится в поле исследования учёных с начала 1970-х годов. Многие отечественные и зарубежные исследователи дают подробное описание данному явлению, среди них Р.М. Блакар, И.А. Стернин, П.Б. Паршин, В.Е. Чернявская и др. Однако системных трудов по описанию средств и приёмов речевого воздействия в Интернет-коммуникации, а именно в дискурсе социальных сетей, нами обнаружено не было.
Основу исследования составляют работы О.Ю. Усачёвой (понятие «Интернет-коммуникация»), И.А. Стернина (понятие «речевое воздействие»), Е.В. Шелестюк (понятие «средства речевого воздействия»), Е.А. Баженовой и И.А. Ивановой (понятие «блог»).
С развитием глобальной сети Интернет-коммуникация приобретает новую форму, специфические черты и характеристики, облекаемые в вирутальные или Интернет-жанры, не свойственные традиционной коммуникации. Мы обнаружили, что отличительными особенностями коммуникации в Интернете являются эмоциональность, лаконичность, высокая степень образности, апеллятивность, эмпатичность и полифоничность, также именно в Интернет-коммуникации ярче всего проявляется информационно-фасцинативная составляющая коммуникации.
В практической части нашего исследования мы проанализировали тексты пользователей социальной сети «Instagram» в жанре блога. Для изучения средств речевого воздействия в Интернет-коммуникации мы отобрали 200 текстов разной тематической направленности, в которых используется 151 средство речевого воздействия на разных структурных уровнях языка. Сюда вошли тексты блогеров политиков, творческих личностей, звёзд, спортсменов, общественных активистов и др. Выбор текстов обусловлен их репрезентативностью в рамках исследуемой нами проблематики. В результате анализа нами было обнаружено, что в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога авторами используются средства речевого воздействия на разных уровнях языка (фонетико-графический, лексико-семантический, морфологический, синтаксический, уровень образных языковых средств). Наиболее частыми употреблениями средств речевого воздействия являются средства, относящиеся к лексико-семантическому уровню языка, наиболее редко средства воздействия используются на морфологическом уровне языка и уровне образных языковых средств. Все результаты исследования систематизированы и отражены в диаграмме «Средства речевого воздействия в социальной сети «Instagram» в жанре блога.» в Приложении А и таблице «Средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram» в жанре блога.» в Приложении Б.
Третья глава настоящего исследования носит методический характер - в ней раскрыто содержание курса по выбору «Речевое воздействие в современном коммуникативном пространстве» для учащихся 10-11 классов, посвященного основным аспектам теории речевого воздействия; представлен конспект урока на тему «Средства речевого воздействия в текстах социальной сети «Instagram», разработанный с учётом современных методов и технологий обучения.
Рекомендуемая в данном исследовании методическая работа способствует формированию у обучающихся коммуникативной компетенции эффективного общения как в рамках письменной, так и в рамках устной речи.
Вместе с тем настоящая работа может стать методической опорой для учителей русского языка в преподавании теории речевого воздействия, а также источником дальнейших исследований по обозначенной проблематике.
1. Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект языка СМИ // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2008. - 110 с.
2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 143 с.
3. Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. - П., 2012. - № 4 (20). - С. 125-31.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - 24 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
6. Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия: переводы / сост. В.М. Сергеева, П.Б. Паршин / под ред. В.В. Петровой. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.
7. Быкова О.Н. Языковое манипулирование // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: вестник Российской риторической ассоциации. - К., 1999. - № 1 (8). - С. 99-102.
8. Ван Дейк Т. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации: пер. с англ. - М.: Либриком, 2013. - 337 с.
9. Васильев А.Д. Игры в слова. Манипулятивные операции в текстах СМИ: монография. - СПб.: Златоуст, 2013. - 660 с.
10. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореферат дис. ... канд. филол. наук. - В., 2001. - 212 с.
11. Гольдин В.Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи. - С., 1997. - № 1. - С. 23-33.
12. Горелов, И.Н., Седов, К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.
13. Горошко А.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. - М., 2010. - № 2 (12). - С. 105-123.
14. Горошко Е. И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи. - С., 2007. - № 5. - С. 370-389.
15. Дементьев В.В. Теория речевых жанров: монография. - М.: Знак, 2010. - 600 с.
16. Дементьев В.В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компетенции и типология речевых жанров // Жанры речи: сб. науч. ст. - С.: ГосУНЦ «Колледж», 1997. - № 1. - С.34-43.
17. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). - М.: Флинта: Наука, 2008. - 263 с.
18. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: РГГУ, 2007. - 559 с.
19. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи / под ред. Н.Ю. Шведовой, В.Г. Костомарова. - М.: Индрик, 2001. - 358 с.
20. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». - М.: Флинта: Наука, 2009. - 224 с.
21. Казак М.Ю. Специфика современного медиатекста // Современный дискурс-анализ. - Б., 2012. - № 1 (6). - С. 320-334.
22. Каменская О.Л. Текст и коммуникация: учебное пособие для институтов и факультетов иностр. яз. - М.: Высш. шк., 1990. - 152 с.
23. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка: монография / под ред. Т.В. Булыгиной. - М.: Наука, 1984. - 175 с.
24. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
25. Леонтьев А.А. Психология воздействия в массовой коммуникации: учебное пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2008. - С. 135.
26. Литунов С.Н. Речевое воздействие и языковое манипулирование в рекламе // Элитариум: Центр дистанционного образования. - 2017. - 21 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.elitarium.ru/reklama- manipulirovanie-dejstvitelnost-tovar-obraz-sravnenie-ispolzovanie-potrebitel- stremlenie-udovolstvie-vozdejstvie/(дата обращения 20.03.2020).
27. Лотман Ю.М. Текст и полиглотизм культуры // Избранные статьи в трех томах: статьи по семиотике и топологии культуры. - Т.: Александра, 1992. - Т. 1. С. - 143-148.
28. Лурия А.Р. Язык и сознание: монография / под ред. Е.Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - С. 95.
29. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография. - В.: Перемена, 2009. - 476 с.
30. Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ: учебное пособие. - Е.: Гуманитарный ун-т, 2006. - 336 с.
31. Мельник М.В. Блог як жанр штернет-коммушкаци // Система i структура схщнослов’янських мов: збiрник наукових праць. - К.: Вид-во: НПУ ш. М.П. Драгоманова, 2012. - № 5. - С. 216-223.
32. Михайлов С.Н. Жанровая специфика электронной коммуникации // II Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». - M.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 678 с.
33. Негрышев А.А. Аспекты речевого воздействия в новостях СМИ: учебное пособие. - В: ВГГУ, 2009. - 143 с.
34. Омельченко Е.В. Фасцинативная коммуникативная стратегия в различных типах дискурса: монография. - Ч.: Изд-во Челябинского гос. педагогического ун-та, 2013. - 222 с.
35. Поппер К.Р. Предположения и опровержения: рост научного знания: пер. с англ. - М.: Ермак, 2004. - 638 с.
36. Рекламный текст: семиотика и лингвистика: монография / Ю.К. Пирогова, А.Н. Баранов, П.Б. Паршин [и др.] / под ред. П.Б. Паршина, Ю.К. Пироговой. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2000. - 270 с.
37. Седов К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров // Жанры речи. - С., 2002. - № 3. - С. 40-52.
38. Современный медиатекст: учебное пособие / под ред. Н.А. Кузьминой. - О.: Полиграфический центр «Татьяна», 2011. - 413 с.
39. Стернин И.А. Основы речевого воздействия: учебное издание. - В.: Истоки, 2012. - 178 с.
40. Стернин И.А. Основы речевого воздействия: учебное издание. - В.: Истоки, 2012. - 178 с.
41. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / под. ред. Ф. М. Березин, Е. Ф. Тарасов. - М.: Наука, 1990. 135 с.
42. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М.: Наука, 1990. С. 3-14.
43. Усачева О.Ю. Интернет-коммуникация как лингвистический феномен // Язык и культура. - К., 2007. - № 9 (95). - С. 83-90.
44. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. - С., 1997. - № 1 - С. 66-87.
45. Чарыкова О.Н. Основы теории языка и коммуникации: учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки "Филология". - Москва: Флинта: Наука, 2012. - 310 с.
46. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия: учебное пособие. - М.: Флинта, 2006. - 136 с.
47. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость,
интертекстуальность, интердискурсивность. - М.: Книжный дом
«ЛИБРОКОМ», 2009. - 212 с.
48. Шелестюк Е.В. Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - Ч., 2008. - № 20. - С. 166-176.
49. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - С., 1997. - № 1 - С. 88-98.
50. Шмелёва Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. - B., 1990. - № 2. - С. 20¬32.
51. Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерноопосредованной коммуникации. - А.: Поморский ун-т, 2009. - 238 с.
52. Щипицина Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерноопосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): дис. ... д-ра филол. наук. - В., 2011. - 446 с.
53. Barnes J. A. Class and Committees in Norwegian Island Parish // Human Relations. N. Y.: Hafner Press, 1975.
54. Crystal D. Language and the internet. - C., 2002. - 272 p.
55. Degen C. Communicator’s guide to marketing. - S.: Sheffield, 1987. - 226 p.
56. Levin I.P., Gaeth G.J. How consumers are affected by the framing of attribute information before and after consuming the product // Journal of Consumer Research. - 1988. - № 15. - P. 374-378.
57. Nardi B., Schiano D., Gumbrecht M. Blogging as social activity, or, would you let 900 million people read your diary? // Proceedings of Computer Supported Cooperative Work. - C., 2004. - P. 224-225.
58. O’Reilly T. What Is Web 2.0. - 2005. - September 30th. [Электронный ресурс]. URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web- 20.html(дата обращения: 15.10.2020).
59. Vossler K. Positivismus und Idealismus in der Sprachwissenschaft: Eine sprachlich-philosophische Untersuchung. - H.: Winter, 1904. - 118 p.