Возможности совершенствования языковой компетентности младших школьников при изучении норм речевого этикета
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития языковой компетентности младших школьников при изучении речевого этикета
1.1 Психологическая характеристика речи младших школьников 6
1.2 Понятие языковой компетентности и языковой компетенции 16
1.3 Речевой этикет: понятие, функции 24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 31
ГЛАВА II. Экспериментальная работа над речевым этикетом как средством формирования языковой компетентности младших школьников
2.1 Определение актуального уровня развития языковой компетентности младших школьников при изучении норм речевого этикета в начальной
школе 32
2.2 Описание результатов констатирующего этапа исследования 41
2.3 Комплекс упражнений для формирования языковой компетентности младших школьников при изучении норм речевого этикета в начальной
школе 46
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Библиографический список 57
Приложения 63
ГЛАВА I. Теоретические основы развития языковой компетентности младших школьников при изучении речевого этикета
1.1 Психологическая характеристика речи младших школьников 6
1.2 Понятие языковой компетентности и языковой компетенции 16
1.3 Речевой этикет: понятие, функции 24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 31
ГЛАВА II. Экспериментальная работа над речевым этикетом как средством формирования языковой компетентности младших школьников
2.1 Определение актуального уровня развития языковой компетентности младших школьников при изучении норм речевого этикета в начальной
школе 32
2.2 Описание результатов констатирующего этапа исследования 41
2.3 Комплекс упражнений для формирования языковой компетентности младших школьников при изучении норм речевого этикета в начальной
школе 46
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Библиографический список 57
Приложения 63
Речевой этикет в начальной школе призван познакомить каждого ребенка с элементарными нормами речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях: обращение к другому человеку, приветствие и прощание, благодарность и извинение, просьба и приказ, согласие и возражение, поздравление и др. Изучение норм речевого этикета требует постоянного внимания с первых дней ребенка в школе, поскольку законы этикета, в том числе и речевого, действуют в современной жизни повсюду, а их основы следует закладывать с детства. Отсутствие чувства такта, деликатности, неумение корректно строить своё речевое поведение и правильно вести себя в общественных местах часто вызывают недоразумения в общении между людьми.
Культура общения состоит из многих аспектов, одним из них является речевой этикет, основанный на соблюдении правил хорошего тона, выработанных человечеством, знании этических норм языкового общения. Следовательно, грамотно организованное обучение использованию этикетных формул в речевом общении, формирование различных языковых компетенций в области речевого этикета будет содействовать эффективному процессу развития языковой компетентности у младшего школьника. Та степень речевой культуры, которой владеют нынешние младшие школьники, не всегда отвечает потребностям общества в целом и современного образования.
В этой связи требуемое ФГОС «овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения» должно стать обязательной частью постоянной работы по развитию речи каждого ученика в начальной школе.
Тема выпускной работы: «Возможности совершенствования языковой компетентности младших школьников при изучении норм речевого этикета».
Цель исследования заключается в определении возможностей совершенствования языковой компетентности речевого этикета у младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования языковой компетентности речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.
Предметом исследования выступают методические условия определения уровня развития языковой компетентности речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть психологические характеристики речи младших школьников;
2. Изучить понятие языковой компетентности и языковой
компетенции;
3. Подобрать диагностические методики с целью определения уровня сформированности языковых компетенций в области речевого этикета у младших школьников;
4. Выявить эмпирическим путем уровень сформированности языковых компетенций речевого этикета у младших школьников по каждому параметру;
5. Представить анализ результатов проведенной диагностической работы.
6. Предложить комплекс упражнений для развития языковой
компетентности в области речевого этикета у младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что сформированность языковой компетентности в области речевого этикета у младших школьников находится преимущественно на среднем и низком уровне и определяется такими компетенциями, как умение использовать этикетные формулы в спонтанном общении, понимание значения формул речевого этикета, умение актуализировать знания о речевом этикете в заданной ситуации....
Культура общения состоит из многих аспектов, одним из них является речевой этикет, основанный на соблюдении правил хорошего тона, выработанных человечеством, знании этических норм языкового общения. Следовательно, грамотно организованное обучение использованию этикетных формул в речевом общении, формирование различных языковых компетенций в области речевого этикета будет содействовать эффективному процессу развития языковой компетентности у младшего школьника. Та степень речевой культуры, которой владеют нынешние младшие школьники, не всегда отвечает потребностям общества в целом и современного образования.
В этой связи требуемое ФГОС «овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения» должно стать обязательной частью постоянной работы по развитию речи каждого ученика в начальной школе.
Тема выпускной работы: «Возможности совершенствования языковой компетентности младших школьников при изучении норм речевого этикета».
Цель исследования заключается в определении возможностей совершенствования языковой компетентности речевого этикета у младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования языковой компетентности речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.
Предметом исследования выступают методические условия определения уровня развития языковой компетентности речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач исследования:
1. Рассмотреть психологические характеристики речи младших школьников;
2. Изучить понятие языковой компетентности и языковой
компетенции;
3. Подобрать диагностические методики с целью определения уровня сформированности языковых компетенций в области речевого этикета у младших школьников;
4. Выявить эмпирическим путем уровень сформированности языковых компетенций речевого этикета у младших школьников по каждому параметру;
5. Представить анализ результатов проведенной диагностической работы.
6. Предложить комплекс упражнений для развития языковой
компетентности в области речевого этикета у младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что сформированность языковой компетентности в области речевого этикета у младших школьников находится преимущественно на среднем и низком уровне и определяется такими компетенциями, как умение использовать этикетные формулы в спонтанном общении, понимание значения формул речевого этикета, умение актуализировать знания о речевом этикете в заданной ситуации....
Проблема развития культуры общения является одной из самых важных проблем в современной педагогической науке. Несмотря на тот факт, что за последнее время появилось множество научных статей, которые предлагают возможные пути решения, данная проблема все же продолжает изучаться.
Одной из главных целей обучения в начальной школе в настоящее время является развитие личности ребенка, его мышления, культуры общения.
Диалогическая речь является одной из самых главных форм речевого общения. Она гораздо сложнее, чем монологическая речь из-за повышенного напряжения внимания, а также из-за большого количества используемых речевых образцов.
На успешность построения диалога влияют психологические процессы: восприятие речи собеседника и способность ориентироваться в ситуации; формирование содержательной стороны высказывания; языковое оформление мысли и восприятия реплик партнера по общению.
Характерной особенностью современной школы является растущий процесс гуманизации образования, ориентированный на личность ребенка, которая формируется в основном в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме в настоящее время выносится на первый план с в ФГОС. Реализация этой задачи предполагает формирование коммуникативных и речевых умений среди школьников. Понятие «коммуникативно-речевые умения» является основным в методе преподавания связной речи, поскольку учит ребенка говорить и писать согласованно, а это значит, формирует у него определенный набор умений для создания высказываний на основе речеведческих понятий.
Для достижения поставленной цели исследования, а именно определение актуального уровня владения языковыми компетенциями речевого этикета у младших школьников придерживались следующих задач:
1. Изучили роль языковой компетентности в начальной школе, ее функции и особенности развития.
2. Рассмотрели психологическую характеристику речи младших школьников при изучении норм речевого этикета в начальной школе;
3. Подобрали диагностические методики с целью определения уровня сформированности языковой компетенции речевого этикета у младших школьников;
4. Выявили эмпирическим путем уровень сформированности языковых компетенций речевого этикета у младших школьников по каждому параметру;
5. Представили анализ результатов проведенной диагностической работы.
6. Предложили комплекс упражнений для развития речевого этикета у младших школьников.
По результатам констатирующего этапа исследования можем отметить, что сформированность фонда знаний в области этикетной речи детей 4 «А» класса в МБОУ Березовская СОШ №3 характеризуется
преобладающим средним уровнем сформированности речевых навыков и языковой компетентности.
Отметим, что дети, у которых в ходе исследования был определен низкий уровень развития речи, нуждаются в проведении дополнительной, специально организованной работе, направленной на речевое развитие и формирование языковой компетентности.
Считаем, что определенным развивающим потенциалом при формирования языковой компетентности младших школьников может стать работа по изучению норм речевого этикета.
Также в качестве улучшения результатов и совершенствования фонда знаний в области этикетной речи детей 4 «А» класса МБОУ Березовская СОШ №3 предлагается внедрить дополнительную рабочую программу в образовательную деятельность во внеурочное время.
Одной из главных целей обучения в начальной школе в настоящее время является развитие личности ребенка, его мышления, культуры общения.
Диалогическая речь является одной из самых главных форм речевого общения. Она гораздо сложнее, чем монологическая речь из-за повышенного напряжения внимания, а также из-за большого количества используемых речевых образцов.
На успешность построения диалога влияют психологические процессы: восприятие речи собеседника и способность ориентироваться в ситуации; формирование содержательной стороны высказывания; языковое оформление мысли и восприятия реплик партнера по общению.
Характерной особенностью современной школы является растущий процесс гуманизации образования, ориентированный на личность ребенка, которая формируется в основном в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме в настоящее время выносится на первый план с в ФГОС. Реализация этой задачи предполагает формирование коммуникативных и речевых умений среди школьников. Понятие «коммуникативно-речевые умения» является основным в методе преподавания связной речи, поскольку учит ребенка говорить и писать согласованно, а это значит, формирует у него определенный набор умений для создания высказываний на основе речеведческих понятий.
Для достижения поставленной цели исследования, а именно определение актуального уровня владения языковыми компетенциями речевого этикета у младших школьников придерживались следующих задач:
1. Изучили роль языковой компетентности в начальной школе, ее функции и особенности развития.
2. Рассмотрели психологическую характеристику речи младших школьников при изучении норм речевого этикета в начальной школе;
3. Подобрали диагностические методики с целью определения уровня сформированности языковой компетенции речевого этикета у младших школьников;
4. Выявили эмпирическим путем уровень сформированности языковых компетенций речевого этикета у младших школьников по каждому параметру;
5. Представили анализ результатов проведенной диагностической работы.
6. Предложили комплекс упражнений для развития речевого этикета у младших школьников.
По результатам констатирующего этапа исследования можем отметить, что сформированность фонда знаний в области этикетной речи детей 4 «А» класса в МБОУ Березовская СОШ №3 характеризуется
преобладающим средним уровнем сформированности речевых навыков и языковой компетентности.
Отметим, что дети, у которых в ходе исследования был определен низкий уровень развития речи, нуждаются в проведении дополнительной, специально организованной работе, направленной на речевое развитие и формирование языковой компетентности.
Считаем, что определенным развивающим потенциалом при формирования языковой компетентности младших школьников может стать работа по изучению норм речевого этикета.
Также в качестве улучшения результатов и совершенствования фонда знаний в области этикетной речи детей 4 «А» класса МБОУ Березовская СОШ №3 предлагается внедрить дополнительную рабочую программу в образовательную деятельность во внеурочное время.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - Реализация ситуативного подхода в формировании коммуникативных умений младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ « ГАРМОНИЯ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016





