Введение 3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Здоровый образ жизни как психолого-педагогическое явление 6
1.2 Особенности формирования компонентов здорового образа жизни в
младшем школьном возрасте 14
1.3. Способы формирования компонентов культуры здорового образа жизни у младших школьников в образовательной практике 20
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1 Методика выявления актуального состояния компонентов здорового
образа жизни у младших школьников 31
2.2 Описание выявленного состояния и объяснение полученных результатов 37
2.3 Описание комплекса мероприятий (игровых упражнений и творческих занятий) для формирования компонентов культуры здорового образа жизни у
младших школьников 43
Выводы по 2 главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
Актуальность данной работы заключается в том, что вне зависимости от особенностей системы образования, мировозренческих особенностей общества, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. Следовательно, актуальность выпускной квалификационной работы заключается в решении поставленной проблемы с помощью теоретических и практических научных методов, в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
В исследованиях, посвящённых психологии здоровья, подчёркивается важность правильного образа жизни, для сохранения здоровья и поддержания оптимального уровня функционирования организма. Считается, что именно младший школьный возраст является сенситивным периодом формирования здорового образа жизни, т.е. в этом возрасте ребёнок больше всего доступен для воспитательной работы, что объясняется его доверчивостью к учителю и наличием некоторых мыслительных установок о важности учебной деятельности.
Здоровье определяется, как состояние организма, все части которого нормально развиты и правильно функционируют. С точки зрения психологической науки здоровый образ жизни основывается на мотивации к сохранению и укреплению здоровья в сознании человека, в его психологии. Б. Н. Чумаков рассматривает в своих работах здоровый образ жизни как деятельность людей, которая направлена на сохранение и улучшение здоровья [57, с. 20]. По мнению А.Ш. Рустамова здоровый образ жизни состоит из следующих компонентов: рационального питания, регулярных физических нагрузок, личной гигиены, закаливания организма и отказа от вредных привычек» [48].
В процессе жизнедеятельности человек сталкивается с различными факторами, негативно влияющими на состояние организма. Поэтому формирование здорового образа жизни позволяет осуществлять выявление и профилактику факторов, действующих негативно на состояние организма человека.
В процессе школьного обучения обеспечивается оптимальное соотношение образовательных и воспитательных условий, использование которых позволяет сформировать у детей более устойчивые знания, представления и умения, направленные на поддержание здоровья. Посредством правильного подбора методов, средств обучения, можно создать условия для возникновения соответствующих мотивов и постараться сделать их доминирующими, в общей системе мотивов.
Таким образом, проблема данной работы заключается в поиске эффективных методов и приёмов формирования компонентов культуры здорового образа жизни у младших.
Объект исследования: процесс формирования компонентов здорового образа жизни у младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности компонентов здорового образа жизни у младших школьников и условия его изменения.
Гипотеза: предполагается, что актуальное состояние культуры
здорового образа жизни (в отношении рационального питания, регулярных физических нагрузок, личной гигиены, закаливания организма и отказа от вредных привычек) у большинства младших школьников находится преимущественно на среднем уровне.
Цель данной работы: Формирование компонентов культуры здорового образа жизни у младших школьников на внеурочных занятиях.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Анализ литературы по проблеме исследования: рассмотрение особенностей формирования культуры здорового образа жизни в начальной школе, способов изучения актуального состояния сформированное™ здорового образа жизни у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Определение критериев (компонентов) культуры здорового образа жизни, описание уровней их сформированности, подбор методик, позволяющих выявить уровень сформированности компонентов культуры здорового образа жизни.
3. Проведение констатирующего среза и математическая обработка его результатов.
4. Определение и описание условий, которые позволят повысить уровень сформированности компонентов здорового образа жизни (разработка комплекса мероприятий).
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования.
• теоретические методы (анализ педагогических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации данных развитии ЗОЖ среди младших школьников);
• эмпирические методы (тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты).
Практическая значимость работы заключается в возможности применения её результатов в практической деятельности педагога начальных классов, а именно - при реализации некоторых пунктов ФГОС, связанных с формированием у детей здорового образа жизни. Полученные теоретические разработки, способствуют повышению теоретической грамотности педагога (уточнение основных терминов и понятий, исследований по данной теме) и позволяют проработать в абстракции (в теории) некоторые практические моменты, связанные с формированием ЗОЖ и диагностикой уровня сформированности ЗОЖ, что способствует их более эффективной практической реализации.
Во-первых, производился анализ литературы по проблеме исследования. Психолого-педагогическая трактовка термина «Здоровый образ жизни» подразумевает выделение основных структурных компонентов личности человека, которые участвуют его поддержании. Первым является когнитивный компонент, который отвечает за соответствующую организацию мыслительной сферы, т.е. уровень понятий, суждений, умозаключений о здоровом образе жизни. Подразумевается, что поддержание существования организма на соответствующем уровне требует наличия эффективных познавательных подходов, мыслительных установок, определённого перечня понятий, содержащих информацию об организме человека и вредоносных факторах, влияющих на него. Из представленного перечня можно выделить те, которые формируются в результате усвоения и интерпретации информации. Например, особенно зависимым оказываются понятия (знания) и суждения. Поэтому в работах исследователей подчёркивается важность информационно-коммуникативного компонента, в котором рассматриваются основные источники информации и процесс её усвоения.
Следующий компонент отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью, в научных источниках он называется эмоциональным, т.к. затрагивает некоторые аспекты эмоциональной сферы человека. В отличии от эмоционального компонента поведенческий представляет собой, реализацию различных аспектов психической жизни человека во внешней среде. С позиции здорового образа жизни этот компонент затрагивает всё что связано с практической реализацией здорового образа жизни, т.е. привычки и умения. И последним рассмотренным компонентом является ценностный, который связан с ценностей организацией личности по вопросам здорового образа жизни. С
позиции аксиологического подхода здоровый образ жизни понимается как наличие у человека определённого набора социально одобряемых ценностей, которые являются условиями для создания определённых мотивов человеческого поведения [20, с. 66]. Следует добавить, что все представленные компоненты функционируют системно и для педагога важно поддерживать баланс этих компонентов в личности ребёнка.
Во-вторых, были проанализированы и систематизированы исследования формирования здорового образа жизни у младших школьников. При построении педагогического процесса в школе, учителю необходимо учитывать психологические особенности детей. В возрастной психологии подчёркивается, что развитие личности ребёнка осуществляется через последовательную смену периодов, в которых отмечается проявление определённых личностных качеств. Следовательно, дети, относящиеся младшему школьному возрасту, имеют различные психолого-педагогические особенности усвоения знаний, умений, навыков. В работе определены наиболее актуальные, по мнению исследований, особенности детей младшего возраста.
Кроме этого, проводился анализ существующих в Красноярских школах программ формирования ЗОЖ у младших школьников. В данных программах формирования ЗОЖ у младших школьников авторы стремятся комплексно обучить ребёнка не только основным знаниям о своём здоровье, но и знаниям о ЗОЖ. Среди компонентов культуры ЗОЖ, в указанных программах, акцент делается на когнитивный компонент, т.е. учителя стремятся обучить ребёнка знаниям о основных аспектах здорового образа жизни. Ценностный и поведенческий компоненты задействованы весьма незначительно, только в определённых этапах работы. Эмоциональный компонент является вторичным по отношению к другим компонентам ЗОЖ....
1. Андриенко, Е.В. Педагогическая проблема формирования здорового образа жизни младших школьников // В сборнике: В помощь социальному педагогу сборник научно-методических материалов. Министерство образования и науки РФ, Главное управление образования мэрии города Новосибирска, Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2012. С. 5-11.
2. Арсентьева, М.В. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3-2. С. 169-173.
3. Багнетова, Е.А. Здоровый образ жизни старшеклассников, Современные проблемы науки и образования. Москва, 2006. № 1. С. 33-34.
4. Боброва, Е.И. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук // Кемерово, 2007, 251 с.
5. Бутюгина, Н.О. Формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни в процессе изучения курса «окружающий мир» // В сборнике: дни науки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского сборник трудов IV Научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых. Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. 2018. С. 122-126.
6. Васильева, О. С. Исследование представлении о здоровом образе жизни I // Исихол. вести. РГУ. Ростов н/Д. 1997. Вын. 3. С. 420—429.
7. Викулин, С.П. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 1 (3). С. 301-302.
8. Винокурова, В.А. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 4 (31). С. 787790.
9. Гаркуша, Н.С. Кравец В.В. Методика работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников // Воспитательная работа в школе. Москва.: Народное образование. - 2006. - № 5. - С. 93-112.
10. Горбачев, Д.Ю. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста средствами мультимедиа и интернет- технологий // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 3. С. 25-29.
11. Гребнева, М. В. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового
образа жизни». Электронный ресурс]. URL: schule1277.ru/pages/docs/zozh/ gs/monitoring2010.doc (Дата обращения: 15.05.2021)
12. Дерябо, С. Описание методики С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/78/302/42348. php. (Дата обращения: 15.03.2021)
13. Дерябо, С. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни: методика измерения // Директор 0коёы. - 1999. - № 2. - С. 7-16.
14. Доброрадова, Л.В. Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 5. С. 29-35.
15. Донских, Н.В. Карпенко А.Ю. Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2015. № 4. С. 59-64....62