ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КЛАССНЫХ ЧАСАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Формирование культуры здоровья младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.1. Культура здоровья младших школьников, как педагогическое явление 7
1.2. Особенности формирования культуры здоровья у младших школьников 12
1.3. Педагогические условия формирования культуры здоровья у
младших школьников 21
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию культуры здоровья у младших школьников 29
2.1. Критерии и методы выявления исследования актуального состояния
сформированности культуры здоровья у младших школьников 29
2.2. Описание выявленного состояния и объяснение полученных результатов 38
2.3. Возможности формирования культуры здоровья младших школьников с
помощью классных часов 45
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68
ГЛАВА 1.Формирование культуры здоровья младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.1. Культура здоровья младших школьников, как педагогическое явление 7
1.2. Особенности формирования культуры здоровья у младших школьников 12
1.3. Педагогические условия формирования культуры здоровья у
младших школьников 21
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию культуры здоровья у младших школьников 29
2.1. Критерии и методы выявления исследования актуального состояния
сформированности культуры здоровья у младших школьников 29
2.2. Описание выявленного состояния и объяснение полученных результатов 38
2.3. Возможности формирования культуры здоровья младших школьников с
помощью классных часов 45
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68
В настоящее время, проблема воспитания здорового поколения приобретает всё большее значение. Она требует много сил со стороны специалистов разных уровней, в том числе и учителей начальных классов через ведение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения.
Важно сказать о том, что данная тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. На сегодняшний день, за время обучения в школе, мы можем наблюдать неблагоприятную динамику основных показателей здоровья учеников. (Л. Г. Татарникова,
1997). Так, по данным различных исследований (М. В. Антропова, 1998; Э. Н. Вайнер, 2002), за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 6 до 26% школьников. В начальной школе здоровы 12—13% детей. Около 65% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21,4% — отставание биологического возраста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически не готовы к обучению и освоению программы. Необходимо подчеркнуть тот факт, что низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самымнеблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной последующего ухудшения здоровья и плохой успеваемости (Э. Н. Вайнер и др., 1996).
К окончанию начальной школы каждый третий ученик выходит с нарушением осанки, к шестому классу у 80% детей возникает расстройство нервной системы, к окончанию школы у каждого третьего — хроническая патология, половина детей становятся близорукими, 30—40% страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями (Л. А. Коротаева, 1997). Такое положение является результатом учебной перегрузки школьников, нарушений гигиенических требований и низкого уровня психологических знаний межличностного общения у учителей (В. И. Бондин, 1998). По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, примерно 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
Важно сказать о том, что на ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Важно понимать, что для того, чтобы ребёнок вёл здоровый образ жизни, нужно дать ему знания, навыки и умения, научить его использовать полученные знания в повседневной жизни.
Безусловно, младший школьный возраст - это наиболее благоприятный период для формирования отношения к своему здоровью, так как развитие ребёнка в это время является состоянием непрерывного изменения организма, его становления. Это процесс, в ходе которого неизбежно происходят изменения. Важно подчеркнуть ту особенность, которая для младшего школьного возраста характерна, это незавершённость процессов развития, которая и определяет специфику реакций организма ребёнка на внешние воздействия.
Необходимо сказать о том, что в настоящее время в образовательной среде можно обозначить существующие противоречия между
психическими, физиологическими особенностями и возможностями учащихся и возрастанием нагрузок в процессе обучения, а также необходимостью сохранять здоровье детей и отсутствием условий, необходимых для формирования культуры здоровья учащихся в образовательных учреждениях. Накопленные научные данные по проблеме здоровья и здорового образа жизни, несомненно, являются ценными. Однако, проблема культуры здоровья и процесс её формирования в условиях начальной школы остаются недостаточно разработанными.
Именно поэтому педагогам важно рассматривать формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полное физическое, моральное, психическое и социальное благополучие. Ведь приобретение навыков и привычек здорового образа жизни является гарантией успешной социализации личности.
Цель исследования - изучить актуальное состояние сформированности культуры здоровья у младших школьников, разработать серию классных часов для его повышения....
Важно сказать о том, что данная тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. На сегодняшний день, за время обучения в школе, мы можем наблюдать неблагоприятную динамику основных показателей здоровья учеников. (Л. Г. Татарникова,
1997). Так, по данным различных исследований (М. В. Антропова, 1998; Э. Н. Вайнер, 2002), за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 6 до 26% школьников. В начальной школе здоровы 12—13% детей. Около 65% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21,4% — отставание биологического возраста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически не готовы к обучению и освоению программы. Необходимо подчеркнуть тот факт, что низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самымнеблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной последующего ухудшения здоровья и плохой успеваемости (Э. Н. Вайнер и др., 1996).
К окончанию начальной школы каждый третий ученик выходит с нарушением осанки, к шестому классу у 80% детей возникает расстройство нервной системы, к окончанию школы у каждого третьего — хроническая патология, половина детей становятся близорукими, 30—40% страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями (Л. А. Коротаева, 1997). Такое положение является результатом учебной перегрузки школьников, нарушений гигиенических требований и низкого уровня психологических знаний межличностного общения у учителей (В. И. Бондин, 1998). По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, примерно 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
Важно сказать о том, что на ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Важно понимать, что для того, чтобы ребёнок вёл здоровый образ жизни, нужно дать ему знания, навыки и умения, научить его использовать полученные знания в повседневной жизни.
Безусловно, младший школьный возраст - это наиболее благоприятный период для формирования отношения к своему здоровью, так как развитие ребёнка в это время является состоянием непрерывного изменения организма, его становления. Это процесс, в ходе которого неизбежно происходят изменения. Важно подчеркнуть ту особенность, которая для младшего школьного возраста характерна, это незавершённость процессов развития, которая и определяет специфику реакций организма ребёнка на внешние воздействия.
Необходимо сказать о том, что в настоящее время в образовательной среде можно обозначить существующие противоречия между
психическими, физиологическими особенностями и возможностями учащихся и возрастанием нагрузок в процессе обучения, а также необходимостью сохранять здоровье детей и отсутствием условий, необходимых для формирования культуры здоровья учащихся в образовательных учреждениях. Накопленные научные данные по проблеме здоровья и здорового образа жизни, несомненно, являются ценными. Однако, проблема культуры здоровья и процесс её формирования в условиях начальной школы остаются недостаточно разработанными.
Именно поэтому педагогам важно рассматривать формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полное физическое, моральное, психическое и социальное благополучие. Ведь приобретение навыков и привычек здорового образа жизни является гарантией успешной социализации личности.
Цель исследования - изучить актуальное состояние сформированности культуры здоровья у младших школьников, разработать серию классных часов для его повышения....
Цель нашего исследования заключалась в том, что мы хотели изучить актуальное состояние уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников и разработать классные часы для того, чтобы его повысить. Для достижения поставленной нами цели мы поэтапно реализовывали все поставленные задачи.
В Богучанском районе на базе Осиновомысской средней школы №4 нами было проведено исследование, в котором приняли участие обучающиеся 3 класса 9-10 лет в количестве 19 человек.
Рассмотрев различные варианты определения понятий «здоровье», «культура здоровья младшего школьника» и выявив общее определение, мы выделили показатели и критерии сформированности культуры здоровья, а также разработали характеристику уровней их сформированности у младших школьников. Отметим, что оценка сформированности каждого критерия определялась с помощью показателей, которые соотносились с тремя уровнями: высоким, средним и низким.
Для того чтобы диагностировать уровень культуры здоровья младших школьников мы использовали диагностический комплекс «Гармоничность общего уровня сформированности культуры здоровья школьников».
В результате проведения констатирующего этапа нами было выявлено, что большинство третьеклассников находятся на среднем уровне сформированности культуры здоровья по всем показателям: когнитивному, ценностному и поведенческому. Проанализировав результаты диагностики, мы установили, что у детей в недостаточной степени сформирован уровень культуры здоровья, следовательно, его надо повышать. Также мы отметили, что у младших школьников недостаточно сформированы знания об отдыхе, труде, сне, питании. Поэтому нужно работать над просвещением учеников и в этих направлениях. Подчеркнём и тот факт, что не все дети обладают потребностью вести здоровый образ жизни, не все заботятся о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Исходя из выделенных выше проблем, мы разработали серию классных часов, которая позволяет способствовать формированию культуры здоровья младших школьников.
Целью классных часов является формирование культуры здоровья младших школьников.
В классные часы были включены следующие направления:
• формирование когнитивного компонента культуры здоровья младших
школьников;
• формирование ценностного компонента культуры здоровья младших
школьников;
• формирование поведенческого компонента культуры здоровья
младших школьников.
Необходимо отметить, что во время проведения классных часов мы использовали следующие рациональные методы: беседы, конкурсы, викторины, игры, различного рода задания. Именно с помощью этих заданий нами были реализованы задачи, которые были поставлены на формирующем этапе.
Подведя итог вышесказанному, можно с уверенностью говорить о том, что проведённая нами работа по разработке серии классных часов способствовала созданию благоприятных условий для накопления знаний о культуре здоровья и превращения их в необходимые убеждения младшими школьниками. Данные занятия способствовали изменению эмоционального отношения школьников к своему здоровью и накоплению необходимых и достаточных знаний, наработке опыта поведения, способствующего формированию культуры здоровья.
В Богучанском районе на базе Осиновомысской средней школы №4 нами было проведено исследование, в котором приняли участие обучающиеся 3 класса 9-10 лет в количестве 19 человек.
Рассмотрев различные варианты определения понятий «здоровье», «культура здоровья младшего школьника» и выявив общее определение, мы выделили показатели и критерии сформированности культуры здоровья, а также разработали характеристику уровней их сформированности у младших школьников. Отметим, что оценка сформированности каждого критерия определялась с помощью показателей, которые соотносились с тремя уровнями: высоким, средним и низким.
Для того чтобы диагностировать уровень культуры здоровья младших школьников мы использовали диагностический комплекс «Гармоничность общего уровня сформированности культуры здоровья школьников».
В результате проведения констатирующего этапа нами было выявлено, что большинство третьеклассников находятся на среднем уровне сформированности культуры здоровья по всем показателям: когнитивному, ценностному и поведенческому. Проанализировав результаты диагностики, мы установили, что у детей в недостаточной степени сформирован уровень культуры здоровья, следовательно, его надо повышать. Также мы отметили, что у младших школьников недостаточно сформированы знания об отдыхе, труде, сне, питании. Поэтому нужно работать над просвещением учеников и в этих направлениях. Подчеркнём и тот факт, что не все дети обладают потребностью вести здоровый образ жизни, не все заботятся о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Исходя из выделенных выше проблем, мы разработали серию классных часов, которая позволяет способствовать формированию культуры здоровья младших школьников.
Целью классных часов является формирование культуры здоровья младших школьников.
В классные часы были включены следующие направления:
• формирование когнитивного компонента культуры здоровья младших
школьников;
• формирование ценностного компонента культуры здоровья младших
школьников;
• формирование поведенческого компонента культуры здоровья
младших школьников.
Необходимо отметить, что во время проведения классных часов мы использовали следующие рациональные методы: беседы, конкурсы, викторины, игры, различного рода задания. Именно с помощью этих заданий нами были реализованы задачи, которые были поставлены на формирующем этапе.
Подведя итог вышесказанному, можно с уверенностью говорить о том, что проведённая нами работа по разработке серии классных часов способствовала созданию благоприятных условий для накопления знаний о культуре здоровья и превращения их в необходимые убеждения младшими школьниками. Данные занятия способствовали изменению эмоционального отношения школьников к своему здоровью и накоплению необходимых и достаточных знаний, наработке опыта поведения, способствующего формированию культуры здоровья.
Подобные работы
- Классный час как форма воспитательной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов при изучении курса “Окружающий мир“(Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - ИДЕИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2013 - Формирование культуры здорового образа жизни у старшеклассников
во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФАКУЛЬТАТИВА «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЕСЛА НАРОДОВ РОССИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ ФАКУЛЬТАТИВА «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ
И РЕМЕСЛА НАРОДОВ РОССИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017





