ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Формирование культуры здоровья младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.1. Культура здоровья младших школьников, как педагогическое явление 7
1.2. Особенности формирования культуры здоровья у младших школьников 12
1.3. Педагогические условия формирования культуры здоровья у
младших школьников 21
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию культуры здоровья у младших школьников 29
2.1. Критерии и методы выявления исследования актуального состояния
сформированности культуры здоровья у младших школьников 29
2.2. Описание выявленного состояния и объяснение полученных результатов 38
2.3. Возможности формирования культуры здоровья младших школьников с
помощью классных часов 45
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68
В настоящее время, проблема воспитания здорового поколения приобретает всё большее значение. Она требует много сил со стороны специалистов разных уровней, в том числе и учителей начальных классов через ведение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения.
Важно сказать о том, что данная тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. На сегодняшний день, за время обучения в школе, мы можем наблюдать неблагоприятную динамику основных показателей здоровья учеников. (Л. Г. Татарникова,
1997). Так, по данным различных исследований (М. В. Антропова, 1998; Э. Н. Вайнер, 2002), за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 6 до 26% школьников. В начальной школе здоровы 12—13% детей. Около 65% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21,4% — отставание биологического возраста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически не готовы к обучению и освоению программы. Необходимо подчеркнуть тот факт, что низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самымнеблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной последующего ухудшения здоровья и плохой успеваемости (Э. Н. Вайнер и др., 1996).
К окончанию начальной школы каждый третий ученик выходит с нарушением осанки, к шестому классу у 80% детей возникает расстройство нервной системы, к окончанию школы у каждого третьего — хроническая патология, половина детей становятся близорукими, 30—40% страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями (Л. А. Коротаева, 1997). Такое положение является результатом учебной перегрузки школьников, нарушений гигиенических требований и низкого уровня психологических знаний межличностного общения у учителей (В. И. Бондин, 1998). По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, примерно 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
Важно сказать о том, что на ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Важно понимать, что для того, чтобы ребёнок вёл здоровый образ жизни, нужно дать ему знания, навыки и умения, научить его использовать полученные знания в повседневной жизни.
Безусловно, младший школьный возраст - это наиболее благоприятный период для формирования отношения к своему здоровью, так как развитие ребёнка в это время является состоянием непрерывного изменения организма, его становления. Это процесс, в ходе которого неизбежно происходят изменения. Важно подчеркнуть ту особенность, которая для младшего школьного возраста характерна, это незавершённость процессов развития, которая и определяет специфику реакций организма ребёнка на внешние воздействия.
Необходимо сказать о том, что в настоящее время в образовательной среде можно обозначить существующие противоречия между
психическими, физиологическими особенностями и возможностями учащихся и возрастанием нагрузок в процессе обучения, а также необходимостью сохранять здоровье детей и отсутствием условий, необходимых для формирования культуры здоровья учащихся в образовательных учреждениях. Накопленные научные данные по проблеме здоровья и здорового образа жизни, несомненно, являются ценными. Однако, проблема культуры здоровья и процесс её формирования в условиях начальной школы остаются недостаточно разработанными.
Именно поэтому педагогам важно рассматривать формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полное физическое, моральное, психическое и социальное благополучие. Ведь приобретение навыков и привычек здорового образа жизни является гарантией успешной социализации личности.
Цель исследования - изучить актуальное состояние сформированности культуры здоровья у младших школьников, разработать серию классных часов для его повышения....
Цель нашего исследования заключалась в том, что мы хотели изучить актуальное состояние уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников и разработать классные часы для того, чтобы его повысить. Для достижения поставленной нами цели мы поэтапно реализовывали все поставленные задачи.
В Богучанском районе на базе Осиновомысской средней школы №4 нами было проведено исследование, в котором приняли участие обучающиеся 3 класса 9-10 лет в количестве 19 человек.
Рассмотрев различные варианты определения понятий «здоровье», «культура здоровья младшего школьника» и выявив общее определение, мы выделили показатели и критерии сформированности культуры здоровья, а также разработали характеристику уровней их сформированности у младших школьников. Отметим, что оценка сформированности каждого критерия определялась с помощью показателей, которые соотносились с тремя уровнями: высоким, средним и низким.
Для того чтобы диагностировать уровень культуры здоровья младших школьников мы использовали диагностический комплекс «Гармоничность общего уровня сформированности культуры здоровья школьников».
В результате проведения констатирующего этапа нами было выявлено, что большинство третьеклассников находятся на среднем уровне сформированности культуры здоровья по всем показателям: когнитивному, ценностному и поведенческому. Проанализировав результаты диагностики, мы установили, что у детей в недостаточной степени сформирован уровень культуры здоровья, следовательно, его надо повышать. Также мы отметили, что у младших школьников недостаточно сформированы знания об отдыхе, труде, сне, питании. Поэтому нужно работать над просвещением учеников и в этих направлениях. Подчеркнём и тот факт, что не все дети обладают потребностью вести здоровый образ жизни, не все заботятся о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Исходя из выделенных выше проблем, мы разработали серию классных часов, которая позволяет способствовать формированию культуры здоровья младших школьников.
Целью классных часов является формирование культуры здоровья младших школьников.
В классные часы были включены следующие направления:
• формирование когнитивного компонента культуры здоровья младших
школьников;
• формирование ценностного компонента культуры здоровья младших
школьников;
• формирование поведенческого компонента культуры здоровья
младших школьников.
Необходимо отметить, что во время проведения классных часов мы использовали следующие рациональные методы: беседы, конкурсы, викторины, игры, различного рода задания. Именно с помощью этих заданий нами были реализованы задачи, которые были поставлены на формирующем этапе.
Подведя итог вышесказанному, можно с уверенностью говорить о том, что проведённая нами работа по разработке серии классных часов способствовала созданию благоприятных условий для накопления знаний о культуре здоровья и превращения их в необходимые убеждения младшими школьниками. Данные занятия способствовали изменению эмоционального отношения школьников к своему здоровью и накоплению необходимых и достаточных знаний, наработке опыта поведения, способствующего формированию культуры здоровья.
1. Актуальные проблемы валеологии в образовании [Текст]:Материалы 7 съезда валеологов. - М. ; СПб., 2014. — 248 с.
2. Алтунина, И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения как проблема
социально-психологических исследований [Текст] :автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 09.00.07 / И. Р. Алтунина, Р. С. Немов. Московский гос. ун-т. — М., 2009. — 46 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — М. : Издательский дом Ш. А. Амонашвили, 1995. — 223 с.
4. Безруких, М. М. Возрастная физиология [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
5. Вершинина, И. В. Сущность понятий «здоровье» и «ЗОЖ» в контексте культурологического подхода к образованию школьников [Текст] :Валеология. / О. Н Волкова, С. П. Голышенков, М. А. Якуничев. — М.; Ростов н/Д, 2009. - № 3. — С. 52-59.
6. Григорьева Т. Формирует здоровый образ детей младшего школьного возраста. - М., Знание, -1990. -С 37.
7. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С. 3-19.
8. Дубровина, И. В. Практическая психология образования[Текст] / И. В. Дубровина. — М. : Питер, 2007. — 592 с.
9. Западаева, М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся : теоретический аспект [Текст] : Социальная педагогика / М. Б. Западаева. —М. : ГИТИС, 2014. — С.112-119.
10. Зенковский, В.П. Психология детства / В.П.Зенковский. // - Екатеринбург, 1995.
-С 297.
11. Казначеев, В. П. Очерки теории и практики экологии человека [Текст] / В. П. Казначеев. - М. : Изд-во Наука, 2014. - 250 с.
12. Камакина, О. Ю. Отношение к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей [Текст] :дис. ... канд. психол. наук :15.00.05 / О. Ю. Камакина. — Ярославль, 2010. — 160 с.
13. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы./ В.И. Ковалько // М.: “ВАКО”, 2004, 296 с.
14. Коган, В. З. Здоровый образ жизни: Проблемы формирования [Текст] / В. З. Коган, А. В. Мартыненко. - М. :Инс-т молодежи, 2011. - 342 с.
15. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. :МарТ, 2005. - 448 с....46