ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 12
1.1. История понятия «эстетический вкус» в науке 12
1.2. Возрастные особенности студентов вуза 18
1.3. Воспитание эстетического вкуса у студентов в образовательном
процессе педагогического вуза 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ВОСПИТАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 35
2.1. Измерение первоначальных уровней сформированности
эстетического вкуса у студентов 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Программа воспитания эстетического вкуса у студентов
педагогического вуза 46
2.4. Результативность опытно-экспериментальной работы 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Приложение А 72
Приложение Б 75
Приложение В 85
Динамика в социальной, экономической и политической жизни страны последнего десятилетия оказала значительное влияние на процессы в образовательной сфере. Подверглись изменению мотивы получения образования, ценностные ориентации студентов, их умонастроения, отношение к окружающему миру, собственному призванию.
Разработка новых технологий образования, улучшение системы управления социокультурной средой образования в настоящее время требуют глубокого осмысления проблем обучения и воспитания специалистов нового времени, выявление и внедрение в различных направлениях механизмов развития общих и специальных способностей, профессиональных качеств.
Педагогический вуз как социальный институт, который приобщает всех без исключения студентов к искусству через предметы эстетического цикла, выступает теперь одним из важных звеньев в системе развития эстетического вкуса граждан. В то же время, уровень профессионализма и качественные характеристики современного педагога: эстетическая культура, эстетический вкус, - не всегда отвечают не только требованиям высшей школы, но и потребностям современного социума.
Следствием недостаточно эффективной передачи педагогом эмоционально-художественного опыта обучающимся является не только стихийное формирование эстетического вкуса школьников, но и определенная деформация духовного потенциала личности. Поэтому одним из качеств, необходимых выпускнику педагогического вуза, является эстетический вкус в его профессионально-деятельностном проявлении. Требования к качеству эстетического воспитания школьников заметно возрастают и уже не могут быть удовлетворены только стремлениями и силами учителей художественно-эстетического направления. Современное общество требует активного включения в этот процесс всех педагогов, независимо от профиля и преподаваемых дисциплин. Наличие достаточной компетентности в разных видах искусства и умение использовать эстетические знания в практических эстетико-воспитательных ситуациях является заботой не только талантливых в художественном плане педагогов.
Таким образом, в педагогической деятельности неотъемлемым требованием ко всем субъектам является наличие способности к формированию личностных эстетических качеств.
Воспитание вкуса является составной частью эстетического воспитания, оно происходит как под влиянием общей системы искусств в целом: театра, живописи, литературы, кино, прикладных художественных форм, музыки, - так и всего эстетически организованного окружения
человека [10, с. 120]. Из средств, которые воздействуют на воспитание вкуса, наиболее эффективными являются визуальные объекты. Специально гармонизированным визуальным структурам задача воспитания эстетического вкуса наиболее соответствует изобразительному искусству. Роль изобразительного искусства в эстетическом развитии личности является общеизвестной. Его огромный воспитательный потенциал - в возможности быть основой эстетического воспитания, а также усиливать любой другой воспитательный процесс [11, с. 36].
Существуют разные сферы, которые развивают вкус человека, мы придаем значение искусству как одному из могучих средств эстетического воспитания человека. Отличительной особенностью искусства является широкое воздействие изобразительных форм на воспитание эстетического вкуса студентов [17, с. 58]. Таким образом, целесообразно обратиться к исследованиям, посвященным данному явлению.
Степень разработанности проблемы. Проблемы воспитания эстетического вкуса личности являлись предметом исследования многих наук: философия, эстетика, искусствоведение, социология, психология, педагогика.
В современной философской литературе проблема эстетических ценностей и их роль в развитии личности отражена в трудах Ю.Б. Борева, Е.С. Громова, А.В. Гулыги, А.П. Донченко, В.М. Жарикова, Э.В. Ильенкова, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, В.А. Разумного и др.
Общим вопросам организации эстетического воспитания в учебном процессе посвящены труды Э.Ф. Володина, С.А. Герасимова, С.П. Кудрявцевой, О.В. Лармина, А.И. Никифоровой, А.Н. Покровской, Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова и др. В этих работах обращается внимание «...на формирование эстетического начала как необходимого составного элемента всесторонне и гармонически развитой личности» [38, с. 323].
Вопросам сущности, целям и задачам, методам эстетического воспитания в образовательном процессе посвящены работы И.Ф. Гончарова, Н.А. Дмитриевой, А.Ф. Ефремова, Е.В. Квятковского, Н.И. Киященко, Д.Ф. Козлова, Б.Т. Лихачева, П.А. Мезенцева и др.
Существенным дополнением в решении общих проблем эстетического воспитания явились работы Н.И. Гендиной, Т.Н. Мальковской,
B. Н. Петровой, В.В. Туева и др.
Достаточно полно в отечественной науке рассмотрены категории эстетического: эстетические потребности (И.И. Джидарьян, В.Н. Банников, П.М. Якобсон); эстетическое восприятие (О.А. Куревина, А.А. Мелик- Пашаев, А.В. Запорожец, П.М. Якобсон).
Психологическим аспектам эстетического образования и развития личности студента посвящены исследования В.И. Андреева, И.А. Бесковой, Н.Н. Блонского, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Н.К. Гончаренко, Л. А. Закс, А.Ю. Козырева, В.И. Кузнецова, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, Б.В. Сафронова, Б.Т. Теплова, Б.П. Якобсона и др.
Проблема выявления педагогических условий эстетического воспитания студентов в образовательном процессе и их совершенствования становится основой научно-теоретических воззрений в работах Е.А. Ануфриева, О.А. Зоровой, Н.А. Кормина, Е.Л. Кудриной,
C. Т. Махлиной, В.П. Михалева, Л.С. Сысоевой и др.
Деятельности преподавателя в эстетическом воспитании и образовании молодежи посвящены работы Е.И. Бурдиной, А.В. Кудрявцевой, Г.А. Петровой, Л.Н. Столович и др. Работы этих авторов позволяют выявить глубинные закономерности формирования эстетического чувства, эстетического сознания, эстетического отношения к окружающему миру.
Научно разрешить проблему воспитания эстетического вкуса можно в случае, если рассматривать вкус не только как способность к созерцанию, а как способность к активному творчеству, которое само стимулирует себя. В своих работах на это указывают О.А. Куревина, Е.П. Крупник, М.Н. Скаткин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.А. Люблинская,
Н.Д. Мордовская.
Анализ состояния изученности проблемы воспитания эстетического вкуса у студентов педагогического вуза позволяет констатировать, что авторы исследований затрагивают исключительно общие аспекты эстетического воспитания, и процесс воспитания компонентов эстетического вкуса будущих педагогов является недостаточно раскрытым и изученным. Мало исследованы вопросы критериев оценивания уровней развития эстетического вкуса, его структуры и функций в профессиональной подготовке педагога, специальных методик его диагностики и развития. Анализ научной литературы и практики высшего образования показывают, что проблема воспитания эстетического вкуса студентов педагогического вуза недостаточно исследована с точки зрения применения средств изобразительного искусства....
Необходимость решения проблем воспитания эстетического вкуса особенно остро ощущается в условиях изменений, происшедших в экономической, политической и духовной жизни общества. Современный студент (а в будущем - профессионал) особо нуждается в развитии и устойчивом закреплении высокого уровня духовной культуры, это касается как его общего уровня профессиональной подготовки, так и освоения эстетических основ деятельности.
Изучение философской, психолого-педагогической и
искусствоведческой литературы в решении первой задачи исследования позволило раскрыть понятие «эстетический вкус», которое интерпретируется нами как умение оценивать и анализировать различные эстетические объекты, отличать «прекрасное» от «безобразного» в действительности и искусстве. Наличие эстетического вкуса проявляется как сбалансированное соотношение внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, реализации личности в социуме. Поэтому воспитание эстетического вкуса требует определенной самодисциплины и творческих усилий, что обогащает духовный потенциал личности, делает ее действительно эстетически воспитанной и интеллигентной, наполняет жизнь человека высоким смыслом.
В решении второй задачи, поставленной в исследовании, нами охарактеризованы особенности студенческого возраста. Учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов в обучении и воспитании находит специфическое выражение в эстетической подготовке будущего педагога. Характеристику человека студенческого возраста мы представили в следующем виде.
1. Период закрепления основных психологических структур и личностных стремлений, смена ведущих форм и видов деятельности, определение своего места в жизни и осознание внутренней позиции, развитие мотивационной сферы личности студента; в центре внимания, интересов и планов студенческой молодежи находятся проблемы выбора дальнейшего жизненного пути, профессиональной жизни: «... молодой человек не просто отвлеченно мечтает о своем будущем, а оценивает себя применительно к различным видам предстоящей деятельности» [54, с. 93].
2. Этап изменения общественного положения и социальной деятельности личности влияет на контуры индивидуальности.
В социальную группу студентов молодежь вступает со сложившимися основами мировоззрения, но без достаточного объема эстетических знаний, т.к. в старшем звене школы нет общепринятых программ, целенаправленных на изучение и освоение эстетической культуры. Несформированность компонентов эстетической культуры и эстетического сознания личности студентов служит причиной дисгармонии в развитии их эстетического вкуса.
При решении третьей задачи выявлены педагогические условия воспитания эстетического вкуса студентов в образовательном процессе педагогического вуза и представлена структура процесса воспитания эстетического вкуса у студентов как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный, организационнодеятельностный и результативный. Воспитание эстетического вкуса студентов рассматривается нами как формирование эстетических качеств личности: восприятия, чувства, идеала, эмоциональной отзывчивости;
творческого воображения, потребности в эстетическом освоении действительности и искусства, активизации деятельности «по законам красоты».
Для решения четвертой задачи организована опытноэкспериментальная работа по проверке результативности педагогических условий воспитания эстетического вкуса студентов педагогического вуза.
В ходе реализации этапа констатирующего эксперимента проведена первичная диагностика уровня сформированности эстетического вкуса с помощью анкеты «Диагностика реального состояния эстетического вкуса» и методики Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. «Эстетическая оценка картины».
По итогам анализа данных диагностики уровня эстетического вкуса студентов педагогического вуза был выявлен недостаточный уровень сформированности эстетического вкуса и сделан вывод о необходимости его развития.
В соответствии со структурными компонентами процесса воспитания эстетического вкуса у студентов была реализована разработанная нами программа факультативного курса, которая включала 7 занятий знакомства с пейзажем с выполнением учебно-творческих заданий. Воспитание эстетического вкуса включало: восприятие природы, произведений искусства и явлений окружающей среды.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня сформированности эстетического вкуса. В группе студентов, участвовавших в опытно-экспериментальной работе, выявлены следующие положительные результаты:
• увеличилось количество студентов с высоким уровнем эстетического вкуса (динамика: с 38% до 48%);
• уменьшилось количество студентов с низким уровнем эстетического вкуса (динамика: с 20% до 4%).
Результативность разработанной нами программы доказана: выявленная положительная динамика сформированности всех компонентов эстетического вкуса студентов.
Динамика когнитивного компонента:
• реальное состояние эстетического вкуса на этапе констатирующего эксперимента с высоким уровнем было 42% студентов, на контрольном этапе стало 71%; количество студентов со средним уровнем 58% снизилось до 29%;
• эстетическую оценку картины на высоком уровне могли выполнить на этапе констатирующего эксперимента 30%, среднем уровне 50%, на низком уровне 20%; на контрольном этапе с этой задачей справились на высоком уровне 60%, на среднем 30%, на низком 10% студентов.
Динамика эмоционального компонента:
• на этапе констатирующего эксперимента с высоким уровнем было 38% студентов, на контрольном этапе стало 48%; количество студентов со средним уровнем 42% изменилось до 48%; количество студентов с низким уровнем 20% снизилось до 4%.
Динамика мотивационно-потребностного компонента:
• на этапе констатирующего эксперимента с высоким уровнем было 10% студентов, на контрольном этапе стало 29%; количество студентов со средним уровнем 33% изменилось до 42%; количество студентов с низким уровнем 57% снизилось до 29%.
Наиболее интенсивные изменения характерны для когнитивного и мотивационно-потребностного компонента эстетического вкуса, в меньшей степени претерпел изменения эмоциональный компонент, что может быть объяснено тем, что воспитание эстетического идеала, эмоциональная отзывчивость на предметы прекрасного имеют более личный и избирательный характер и требуют большей затраты временного ресурса.
Таким образом, результативность выявленных нами педагогических условий доказана в ходе реализации программы: положительная динамика уровней сформированности эстетического вкуса у студентов подтверждена статистической обработкой данных: достоверность различий характеристик сравниваемых выборок до и после формирующего эксперимента составляет 95%.
Итоги опытно-экспериментальной работы доказывают правомерность выдвинутой гипотезы. Результаты исследования позволяют утверждать, что положения гипотезы по воспитанию эстетического вкуса студентов педагогического вуза подтвердились.
Настоящим исследованием проблема воспитания эстетического вкуса студентов педагогического вуза не исчерпана. На наш взгляд, вопросы использования природных задатков будущих педагогов в процессе воспитания эстетического вкуса как общей способности и профессионального качества, требуют детальнейшего раскрытия.
Последующее теоретическое и практическое решение указанной проблемы может быть реализовано в интеграции различных видов искусств в условиях образовательного процесса педагогического вуза с учетом задач образования.
1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3. 56 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1980. 50 с.
3. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Ч. II. М.: МЭСИ,
1997. 50 с.
4. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М., 1981. 348 с.
5. Барило С.Б. Воспитание художественного вкуса старшеклассников в процессе внеурочных занятий по искусству: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1987. 202 с.
6. Бартоломей А.А., Немировский М.Б., Стогний В.Н. Воспитательная работа в вузах России в новых условиях. М., 1997. 350 с.
7. Беда Г.В. Живопись: Уч. пособ. для студентов. М.: Просвещение, 1986. 190 с.
8. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного: пер. с англ. Е.С. Лагутина. М.: Искусство,
1979. 60 с.
9. Будаева Т.И. Формирование личности молодого специалиста в процессе обучения в вузе / Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сборник науч. статей. Выпуск второй. Москва: ИОО МОН РФ, 2004. С. 58-79.
10. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2006. 432 с.
11. Буров А.И. Эстетика: Проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. 176 с.
12. Волкова А.В. Проблемы воспитания художественного вкуса у студентов педагогического вуза // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.). 2016. № 56. С. 388-391.
13. Волков В.И. Соотношение идеала, вкуса и зрителя. Оценки искусства: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1970. 86 с.
14. Волков H.H. Композиция в живописи. В 2-х част. М.: Иск-во, 1977, ч. 1. 263 с. ил. Ч. 2. 215 с.
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. 161 с....72