ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
РЕФЛЕКСИИ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1.Основные подходы к изучению рефлексии в литературе 7
1.2. Сущность ценностно-смысловых ориентаций личности 20
1.3. Становление ценностно-смысловых ориентаций в подростковом возрасте 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
РЕФЛЕКСИИ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 43
2.1. Паспорт проекта 43
2.2. Содержание проекта 49
2.3. Оценка результативности проекта 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
Актуальным предметом изучения психологической науки в настоящее время становятся процессы ценностного отношения, смысложизнеобретения, смысложизнеосознания, приобретающие наибольшее свое значение в период несовершеннолетия индивида.
Особое значение проблема ценностей и смысла приобретает в подростковый период, оцениваемый, как время поиска себя и своего места в мире (Г.А. Вайзер, Н.Л. Карпова. Д.А. Леонтьев и др.). Важность подросткового периода для формирования ценностно-смысловых ориентации:, приобретения и осознания смысла жизни отмечается многими учеными'(А.А. Бодалев, Г.А. Вайзер, H.JI. Карпова, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновский и др.).
Установлено, что общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов, особенностях ценностно-смысловой сферы. Сложность формирования-смысложизненных и ценностных ориентаций и операционализации концепта, «смысл жизни» у несовершеннолетних связана, как полагает Г.А. Вайзер, с наличием у подростков в этот период так называемого «двойного кризиса» — возрастного и социального, которые взаимодействуют и как бы накладываются один на другой.
Особую актуальность сегодня приобретают вопросы становления и развития согласованной и непротиворечивой системы ценностно-смысловых ориентаций, а также готовности признавать себя субъектом собственной жизни с принятием ответственности за ее качество.
Специфика современного состояния изучения процесса личностной рефлексии такова, что этот феномен достаточно широко исследуется в разных прикладных аспектах психологических проблем в зарубежной науке. Это - исследования в области педагогической психологии - М. Экенберг,
М. Мэнтей, Я. Мун, в психологии развития - Я. Хойэр и А. Клейн, С. Пиншаэн, Я. Снид и С. Вайтбоне, Г. Женева и Н. Кечодж, К. Топе и Я. Барски, в нарративной психологии - С. Пинкэн, П. Сниде и МкВильям, в области психологии личности это исследования С. Бачос, Я. Шнедер.
Первые отечественные исследования личностной рефлексии были осуществлены Н. И. Гуткиной, С.Ю. Степановым на подростковом возрасте.
Исследование рефлексии в ряду психологических характеристик подростка имеет немаловажное значение для определения взаимосвязи с ценностно-смысловыми ориентациями и возможностях рефлексии в становлении ценностно-смысловых ориентаций подростков.
Теоретически взаимосвязь смысложизненных ориентаций и личностной рефлексии обсуждалась в трудах А. Маслоу, H.A. Бердяева, Л.Я. Венгеровой и Д.Д. Гурьева, В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунова, В.П. Панова. Ю.Л. Линецкого и других. Развивая положения, выдвигаемые данными психологами в нашей работе, можно не только говорить о наличии взаимозависимости двух обсуждаемых феноменов, но и предположить, что процесс развития рефлексии первичен по отношению к процессу становления ценностных и смысложизненных ориентаций. Отсюда возникает предположение о возможности косвенного влияния на формирование ценностно-смысловых ориентация путём целенаправленного развития личностной рефлексии подростков.
В результате проведенного анализа, было выявлены существующие противоречия:
• между требованиями общества к личностному развитию подростков и их несоответствие этим требованиям из-за низкой степени рефлексивных процессов подростков;
• между задачей развития ценностно-смысловых ориентаций и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения с использованием рефлексии личности.
В связи с необходимостью разрешения существующих противоречий возникает следующая проблема исследования: каковы возможности развития рефлексии в становления ценностно-смысловыих ориентаций подростков.
Объект исследования: ценностно-смысловые ориентации.
Предмет исследования: рефлексия как условие становления ценностносмысловых ориентаций подростков
Целью исследования является выявление возможностей развития рефлексии как условия становления ценностно-смысловых ориентаций подростков.
Основные задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ различных подходов к изучению рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций в литературных источниках
2) Экспериментальным путем выявить особенности рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций подростков.
3) Определить возможности рефлексии в становлении ценностносмысловых ориентаций подростков.
Методологическую основу исследования составляют:
• системный подход (П.К.Анохин, В.Н.Бехтерев, В.А.Ганзен, Е.П.Ильин, Б.Ф.Ломов, Ж.Пиаже, В.Д. Шадриков и др.)
• субъектно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
Теоретическую основу исследования составили:
• концепции ценностно-смысловых ориентаций личности (Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, В.Э. Чудновский и другие);
• положения о личностной рефлексии и действия рефлексивного механизма в личностной сфере (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.),
• идеи психологии подросткового возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, К.Н. Поливанова, Д.И. Фельдштейн,
В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин,
Э. Эриксон), теория социального становления и развития личности в подростковом возрасте Д.И. Фельдштейна.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в работе использован комплекс методов, включающий:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и философской литературы по исследуемой проблеме;
• эмпирические: психологическое тестирование, анкетирование.
• методы обработки полученных данных были представлены методами вариационного анализа (вычисления среднего арифметического); корреляционного анализа (определения коэффициента линейной корреляции Спирмена);...
Значимость понимания собственного предназначения в жизни, целей своей жизни трудно переоценить. Особенно остро утрату целей в жизни ощущают юноши и девушки, которые наряду с социальным самоопределением вынуждены осуществлять самоопределение
экзистенциальное, что осложняется отсутствием чётких признанных ориентиров и поддержки со' стороны взрослых. В силу указанных обстоятельств изучение особенностей становления жизненных целей старших подростков и возможностей оказания-помощи в процессе становления смысловой сферы личности представляется особенно актуальным. Важность изучения процесса целеполагания в старшем подростковом возрасте подтверждается увеличением количества исследований в данной области.
В рамках проведенного диссертационного исследования было выявлено, что старший подростковый возраст является наиболее значимым для процесса становления жизненных целей и личностной рефлексии подростков, поскольку именно в этот период происходит естественное развитие самосознания личности; что предполагает и поиски ответов на вопрос о смысле собственного существования.
В соответствии с результатами проведенного диссертационного исследования можно представить ряд выводов и обобщений:
1. Формирование смысложизненных ориентаций личности является одним из основных новообразований старшего подросткового возраста.
В подростковом возрасте создаются предпосылки для становления смысложизненных ориентаций и постановки жизненных целей. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания.
Рефлексия способствует переводу социальных мнений и смыслов личности в индивидуальную систему смысложизненных ориентаций, способствующих эффективному жизненному целеполаганию и осуществления планирования по их достижению, поскольку рефлексия собственных смыслов, преломляясь через самосознание (но уже с обратной стороны), запускают активность человека, направленную на поиск и открытие новых смыслов, на творческое преобразование действительности уже в соответствии с подлинно индивидуальной системой смысложизненных ориентаций.
Нами было доказано, что развитие личностной рефлексии возможно в условиях групповой коррекционно-развивающей работы, организованной в форме тренинговой работы. Коррекционно-развивающая программа тренинга была направлена на развитие личностной рефлексии старших подростков. что косвенно воздействует на процесс становления жизненных целей.
После реализации тренинга подростки с высоким уровнем рефлексивности придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, в большей степени удовлетворены прожитой частью жизни и самореализацией в ней, считают себя сильной личностью, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, подростки убеждены в том, что они могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения, имеют в большей степени разносторонние интересы
Внимание подростков сконцентрировано на определенной жизненной программе, у них есть определенная цель в жизни, к которой они идут довольно решительно.
Следовательно, можно сделать вывод, что после реализации тренинга повысилась сила и теснота корреляционной связи между целями жизни и рефлексивностью подростками.
Таким образом, по результатам проведенного исследования гипотеза исследования была подтверждена в рамках проведенного исследования, цели достигнуты, задачи решены.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академ, проект, 2015. 240 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Академия, 2014. 314 с.
3. Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск: Слово, 2009. - 156 с.
4. Асмолов А .Г. Психология личности. Культурно-историческое
понимание развития человека. М.: Смысл: Академия, 2007. 526 с.
5. Асмолов А. Г., Братусь Б. С. И др. Некоторые перспективы
исследования смысловых образований личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь // Вопр. психологии.- No4. - 1999 . - С. 77-84.
6. Братусь Б.С. Аномалии развития личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
7. Буякас ТМ. Феноменология смысла: смысл как зов души // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 2. С. 94-109.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
9. Васягина Н.Н. Человек как субъект социокультурного пространства // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 7-15.
10. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.: Потребность, сущность, управление // Магистр. 1995. No 1. С. 71 - 79.
11. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М.: Союз, 2006. 555 с.
12. Выготский Л.С. Психология.- М.: Смысл, 2010 - 1008 с.
13. Галажинский Э.В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / под ред.В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. С. 123-147.
14. Гуткина Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий // Психология личности, теория и эксперимент. М., 1992. С. 100 - 108.
15. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Новосибирск: Наука, 1987. С. 43 - 49. 69.....57