Введение 3
Глава 1. Социально-политическая борьба в поздней Римской республике в школьной программе: проблема объема и адекватности
отражения 14
1.1. Диктатура Суллы 14
1.2. Триумвират. Гражданские войны и падение республики 23
Глава 2. Изучение социально-политической борьбы в поздней Римской республике в средней школе: воспитательный и образовательный
потенциал 42
2.1. Воспитательный и образовательный потенциал уроков истории в школе.
Универсальные учебные действия 42
2.2. Методические рекомендации по изучению социально-политической
борьбы в поздней Римской республике в средней школе 48
Заключение 58
Список использованных источников 64
Приложение 73
Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) существенно изменило цели и процесс обучения в основной школе. ФГОС основывается на принципах системно-деятельностного подхода и предполагает организацию целенаправленного, непрерывного, взаимосвязанного обучения на основе активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Акцент уже делается не на усвоение системы знаний, а на формирование компетентной личности, способной самостоятельно овладевать знаниями и умениями и применять их как для решения учебных познавательных задач, так и для повседневной жизни.
Несомненным образовательным и воспитательным потенциалом среди всех школьных уроков обладает история. С помощью уроков истории обучающиеся приобщаются к культурным ценностям, выдающиеся исторические личности могут выступать примером для школьников и воспитывать в них морально-нравственные качества.
Данную тему можно назвать актуальной, потому что в последние десятилетия нравственные позиции молодежи находятся на достаточно низком уровне. Современное образование сталкивается с проблемой отсутствия системы ценностных ориентиров у современной молодежи, у школьников. Решение этой проблемы является приоритетным. Для решения этой проблемы несомненный акцент в современном школьном образовании делается на гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения
в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди, которые бы были способны к сотрудничеству. Все эти качества помогут ребенку реализовывать себя в дальнейшем.
С учетом этого, большое внимание уделяется отбору содержания учебного материала, который будет соответствовать всем вышеназванным ценностям, являть собой примеры подлинного патриотизма, нравственности, твердой гражданской позиции, гуманизма и духовности. Тема данной работы актуальна и достаточно интересна потому, что воспитание гражданственности, нравственности является приоритетным в сегодняшнем образовательном процессе.
Актуальность изучения социально-политической борьбы в период Поздней Римской республики заключается в том, что события данного периода заложили основы всего последующего развития римского государства и общества. Этот самый Рима от Республики к Империи в современной исследовательской литературе представляется весьма неоднозначно. Это время изживающих себя общинных отношений, время формирования нового уклада жизни, новых ценностей, нового общества. В современной исторической литературе нет системного исследования, в котором было бы определено историческое место позднереспубликанской диктатуры в процессе становления Римской империи.
Целью данной работы служит выявление воспитательного и образовательного потенциала изучения социально-политической борьбы в поздней Римской республике в средней школе, а так же возможности формирования УУД на уроках истории при изучении данной темы, методы их измерения.
Задачи данной работы:
1. Выделить наиболее важные события социально-политической борьбы в поздней Римской республике;
2. Определить разделы школьных учебников по истории древнего мира и всеобщей истории, раскрывающие данную тему;
3. Выявить воспитательные возможности в преподавании данной темы;
4. Конкретизировать образовательные аспекты при преподавании данной темы;
5. Представить методические рекомендации по реализации воспитательного и образовательного потенциала при изучении социально - политической борьбы в Римской республике в средней школе.
Предметом изучения будет выступать воспитательный и образовательный потенциал темы социально-политической борьбы в поздней Римской республике в средней школе и возможности его измерения.
Объектом изучения является воспитательный и образовательный процесс в школе.
Характеристика источников
Чтобы исследовать потенциал изучения рассматриваемой темы, мы обратимся к следующим документам: «Закон об образовании РФ», Федеральный государственный стандарт основного общего образования, Историко-культурный стандарт, как составная часть УМК, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Так же источниками для данной дипломной работы будут служить рекомендованные Федеральным перечнем учебники по всеобщей истории Древнего мира за 5 класс. На 2019 - 2020 годы их рекомендовано три, а именно: «Всеобщая история. История Древнего мира» (Вигасин А.А., Годер j Г.И., еСвенцицкая И.С., под.ред. Искендерова |АА-), «Всеобщая еистория. История Древнего мира» (Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., - Михайловский Ф.А. под.ред. Карпова С.П.), «Всеобщая история. Древний ] мир» (Уколова В.И.).
Характеристика источников по социально-политической борьбе в период Поздней Римской республики. В первую очередь для выявления ключевых событий изучаемого периода мы воспользуемся произведениями древних авторов. К ним относятся труды современников событий. Прежде 5
всего, это - речи, письма, государственно-правовые и политико-философские трактаты Марка Туллия Цицерона (106 - 43 г. до н. э.), который являлся очевидцем гражданских войн последнего века Республики, лично был знаком с Суллой, Цезарем и участниками II триумвирата. Он был в большей степени филосефом и публицистом, чем политиком, но свои суждения часто подкреплял ссылками на различные исторические события, а потому его оценки могут служить важным источником информации. Анализ событий и оценки политических лидеров, представленные Цицероном, позволяют делать выводы об универсальности кризиса, переживаемого Римской республикой.
Так же большую роль для исследования представляют «Записки» Гая Юлия Цезаря (100 - 44 гг. до н. э.). Жанр записок современные историки определяют по-разному: как мемуары, дневник военных действий, официальный отчет сенату и римскому народу и т. п. Несмотря на субъективный характер «Записок», они имеют важное значение для исследования истории позднереспубликанской диктатуры, т. к. позволяют корректировать сведения о некоторых политических событиях, происходивших непосредственно в Риме, делать выводы о способах формирования и укрепления новых основ власти (прежде всего, в виде опоры на армию), о новых формах и методах борьбы за власть.
Огромное значение для исследования истории поздней Римской республики имеют сочинения младшего современника и ярого сторонника Цезаря - Гая Саллюстия Криспа (86-35 гг. до н. з.). Он оставил несколько сочинений, относящихся к исследуемому нами периоду. Это две монографии «О заговоре Катилины - De Catilinae coniuratione» и «О Югуртинской войне - De bello lugurthino», общий обзор римской истории «Historiae», письма к Юлию Цезарю и инвектива, направленная в адрес Цицерона «In М. Tullium Ciceronem». Саллюстий показывает глубину морального кризиса, который поразивил римское общество, а так же общее состояние дел в государстве.....
Диктатура Суллы стала важным этапом в процессе социальнополитической борьбы в период Поздней Римской республики, именно она показала возможность существования власти, стоявшей фактически вне рамок традиционной политической системы. Сулла, с одной стороны, пытался организовать государственную власть на основе принципов сенатской Республики, с другой - он первый наиболее отчетливо начал осуществлять имперскую политику:. А именно консолидировать гражданство и бороться с сепаратизмом. Таким образом, преследуя реставраторские цели, Сулла создал прецедент новой политической организации, по характеру и методам управления он был предшественником Цезаря и Октавиана.
Уже в диктатуре Цезаря монархическая и имперская идеи получили наиболее отчетливое выражение. Правда, на этот раз процесс реализации этих идей пошел иным путем - возвышения исполнительной власти. Формально конституционно-правовые прерогативы не предоставляли Цезарю единоличной власти. Объединение традиционных римских должностей и почетных титулов: пожизненная диктатура, практически постоянный консульский империй и титул императора в качестве личного имени - с государственно-правовой точки зрения лишь поднимали Цезаря над республиканской конституцией. В целом именно в период диктатуры Цезаря получил четкое выражение и был закреплен важнейший имперский принцип: вся территория и все население формировавшейся державы оказались объединены под одним человеком.
В период диктатуры Цезаря объективно заданная тенденция трансформации Римской республики в Империю, оформления новой авторитарной власти и соответственное развитие новых территориальноадминистративных форм и идеологического обрамления стали 58
необратимыми. Коллегиальная диктатура в форме II триумвирата закрепила ее.
Главное значение II триумвирата в процессе становления имперской власти состоит в том, что была найдена наиболее адекватная форма имперской власти: промагистратский империй, прежде территориально и хронологически ограниченный, теперь стал более значительным по содержанию (не был ограничен временем и территорией, не был разделен на военную и гражданскую сферу, по существу были преодолены коллегиальная и трибунская интерцессии и provocatio ad populum). В компетенции триумвиров проконсульский империй получил имперское выражение - возникла единая, неурезанная власть. Таким образом, уже в период II триумвирата вопрос о форме и характере власти римского территориальнодержавного государства оказался решенным, а сам II триумвират стал политической основой и непосредственным прототипом новой властной системы - принципата.
Процесс социально-политической борьбы в период Поздней Римской республики, в которой тесно переплетались республиканские и территориально-державные тенденции, шел неравномерно и прерывисто, изобиловал социально-политическими катаклизмами и различными вариациями. Это был процесс сложного этнокультурного и общественнополитического реформирования.
Диктатуру последнего века Римской республики можно представить как форму становления основного структурного принципа - принципа наиболее адекватной объективному развитию римского государства организации территориального пространства и общества.
Тема социально-политической борьбы в поздней Римской республике, несомненно, рассматривается в истории Древнего Мира в 5 классе. Каждый учебник, в той или иной степени содержит данный материал. Рассматривая объем информации по данной теме, можно прийти к выводу, что меньше 59
всего информации содержится о диктатуре Суллы и больше всего о личности Цезаря. Это можно объяснить тем, что за курс истории Древнего Мира пятиклассникам необходимо рассмотреть большое количество тем: начиная от того, что изучает истории в целом и как ведется счет лет, до культурного наследия Древнего Рима. Соответственно, не все значимые исторические личности могут попасть в учебник, здесь уже многое зависит от коллектива авторов пособия. Информация во всех учебниках отражена адекватно восприятию ученика 5 класса, носит больше ознакомительный характер, рассматриваются основные факты и события, их последовательность, большее значение отдается особенностям личностям, используется активно иллюстративный материал. В научных же исторических исследованиях основной акцент делается на характер проводимых мероприятий, активно исследуются исторические источники (Плутарх и т.д.), очень спорно и дискуссионно рассматривается роль и значение личности Суллы и его диктатуры. Историки в большей степени изучали характер проводимых преобразований.
ИКС по Всеобщей истории имеет довольно таки большой объем (95 стр.), можно заметить, что увеличилась его содержательная часть (по сравнению с Образовательным стандартом 2004 г.). Антропологический подход данной концепции предполагает личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого, апелляцию к человеку, его месту в истории, изучение опыта выдающихся личностей и понимание повседневной жизни людей, что отвечает именно развитию воспитательного потенциала личности. Некоторые педагоги высказывали мнения, что проект перегружен датами и персоналиями. Однако в ИКС вовсе не упоминается личность Суллы и его политика. Однако придается большее значение темам рабского восстания Спартака, Первого Триумвирата, личности Гая Юлия Цезаря, установлению пожизненной диктатуры и установлению единовластия Октавиана Августа....
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об образовании в Российской Федерации" // СПС Консультант - Плюс.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // https://fgos.ru.
3. Концепция нового учебно-методического комплекса по
Всеобщей истории //
http: //imk.shpl.ru/moodle/file. php/2/2015 vsemir ist/conceptvsemithist2 .pdf
4. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
Учебники
5. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. Для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 303 с.
6. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / В. О. Никишин, А. В. Стрелков, О. В. Томашевич, Ф. А. Михайловский. - «Русское слово» Москва, 2017. - 300 с.
7. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс : учеб. Для общеобразовательных организаций / В.И. Уколова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
Источники
8. Аппиан Гражданские войны. Пер. с греч. / Под ред. С. А. Жебелева и О. О. Крюгера. Л., 1935 (переиздание).
9. Веллей Патеркул Римская история / Пер. с лат. А. И. Немировского и А. Ф. Дашковой. Воронеж, 1985.
10. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. - М.: Ладомир; ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1999.
11. Ливий Тит История от основания города / Пер. с лат. под ред. Е. С. Голубцовой. М., 1989 - 1993. Т. 1-3.
12. Плутарх Сравнительные жизнеописания в трех томах / Под ред. С. П. Маркиша, С. И. Соболевского и М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1961-1964 (биографии Гракхов, Мария, Суллы, Лукулла, Сертория, Помпея, Красса, Цицерона, Цезаря, Катона Младшего, Брута, Антония).
13. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения / Пер. с лат. В. О. Горенштейна. М., 1981. 8. Флор Луций Анней / Пер. с лат. А. И. Немировского и А. Ф. Дашковой. Воронеж, 1985.
14. Гай Юлий Цезарь. Записки / Пер. с лат. М. М. Покровского. М.; Л., 1948 (переиздание - 1991).
15. Цицерон Марк Туллий Речи в двух томах / Пер. с лат. под ред. В. О. Горенштейна и М. Е. Грабарь-Пассек. М., 1962 (переиздание — 1993)....90