Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения имиджа
государства 9
1.1 Специфика понятия «имидж» и «образ»
государства 9
1.2 Способы формирования имиджа
государства 16
Глава 2. Восприятие образа России среди молодежи Красноярского
края 25
2.1 Особенности восприятия образа
государства 25
2.2 Образ России в восприятии
молодежи 28
2.3 Стратегии изменения и формирования имиджа
России 39
Заключение 43
Библиографический список 47
Приложения
Представления о государстве считаются одним из основных ресурсов формирования выработки государственной политики задолго до того, как понятие «образ страны» возникло в политическом и научном дискурсах. Интерпретация подобных представлений сознательно использовалось правящей элитой как значимый ресурс идеологического обеспечения внутриполитического курса. Однако в качестве инструмента продвижения национальных и групповых интересов образ страны начал рассматриваться в условиях информационного общества, когда утвердилось понимание роли владения информацией и обмена ею как ключевых ресурсов развития.
Формирование положительного имиджа России неслучайно содержится сегодня в числе задач, стоящих в повестке дня российской политики. Идеи по формированию имиджа России осуществляются при участии и под патронажем государства по итогу осмысления значительных трансформаций в российской истории. Образ новой России в этих условиях становится важным потенциальным ресурсом развития страны.
В центре внимания - анализ представлений о России внутри страны, влияние устойчиво сложившихся стереотипов, возможностей и путей их трансформации. Главные элементы государственного образа и механизмы его формирования рассматриваются как в теории, так и на примере конкретных исследований политического дискурса.
Государственная деятельность нацелена на молодежь, в сознании которой формируется имидж с отличительными и весьма специфическими чертами. В связи с этим во главе всего ставится молодежная политика страны, региональная молодежная политика и т.д.
Представляется, что все это может выступать в настоящее время общим основанием новой национальной идеи, фундаментом воспитания детей и молодежи.
Проблема формирования имиджа России в глазах молодежи носит образовательный характер. Она является одной из актуальных проблем в истории, философии, социологии, политологии, других общественных дисциплинах.
Для написания теоретической части работы использованы труды известных ученых, таких, как Э.А. Галумов[1], который рассматривал проблему международного имиджа в целом и в отдельных своих работах исключительно восприятие имиджа России на международной арене. О.И. Гордеева[2] говорит о национальных образах-символах, связанных с географическими, историко-культурными, этнорелигиозными и др. особенностями, а также основную часть ее работ занимает разбор имиджа в период предвыборной кампании, различные технологии влияния и изменения имиджа в избирательном процессе. С.П. Лукницкий[3] в своей диссертации раскрывает способы влияния средств массовой информации на Россию в настоящее время. Т.Э. Гринберг[4] раскрывает возможности PR-технологий на формирование имиджа государства, а также рассматривает возможность создание конструктивной модели формирования имиджа страны. З.А. Данаева[5] говорит о феномене странового брендинга и о воздействии специфики идентичности страны на имидж. Теоретическую структуру имиджа государства и подробное понятие имиджа страны дает Е.А. Перелыгина[6] и др.
Актуальность темы исследования обусловлена влиянием имиджа государства на его развитие и взаимоотношения, значимостью его для государства и общества, необходимостью воспитания патриотизма в среде подростков и молодежи.
Объект исследования - имидж России.
Предмет исследования - восприятие образа современного Российского государства среди молодежи Красноярского края.
Цель настоящей работы - выявить основные черты образа России в глазах молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Определить отличия понятий «образ» и «имидж» государства.
2. Выявить существующие типологии имиджа государства.
3. Изучить пути формирование имиджа государства .
4. Проанализировать особенности восприятие имиджа государства.
5. Исследовать восприятие образа России среди молодежи Красноярского края.
6. Разработать стратегию формирования имиджа России.
Практическая значимость исследования заключается в анализе сложившихся образов России на территории Красноярского края и определении стратегий формирования реального образа государства.
При написании дипломной работы использовались такие методы, как теоретический анализ литературы по проблеме восприятия образа страны, системно-структурный анализ, интервьюирование.
В исследовании в качестве метода сбора данных была применена рисуночная техника, которую принято считать одной из неструктурированных из всего числа невербальных техник.
Рисунок является одним из важных источников, получения знаний о психике человека, так же с помощью него есть возможность получения определенного количества качественных данных и информации. Рисунок представляет собой графическое изображение, которое выполняется от руки. В рисунке можно зафиксировать то, каким человек видит окружающий его мир, его состояние внутри, содержание фантазий и воображения. Рисунок отражает уровень образного развития и уровень графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, социальных, политических, этических и эстетических идей.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлена цель, предмет, объект и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты понятия имиджа государства. Описаны основные черты имиджа, структура, признаки и основные функции. Так же рассмотрены возможные способы и пути формирования имиджа страны.
Во второй главе представлен анализ различных исследований по восприятию имиджа России среди населения страны. Проведено исследование восприятия образа современного Российского государства глазами молодежи Красноярского края, выявлены сложившиеся образы государства. Так же, предложены пути решения проблемы восприятия образа государства.
В проведенном мной исследовании, на территории Красноярского края, а именно на «Территории Инициативной Молодежи «Бирюса», у молодежи сложилась своя исключительная от других типология восприятия собственного государства.
Специфика исследования заключалась в подсознательном восприятии образа России, в том, что многие незначительные элементы, представленные моими «опрошенными» выражали основную и главную проблематику, которая, на данный момент, является, безусловно, важным фактором, влияющим на отрицательное восприятие и отношение граждан к собственному государству.
Выборка, по факту, составила 100 человек в возрасте от 18 до 30 лет. Средний возраст составил ~ 23года. Количество женщин, участвовавших в исследовании, составило 43 человека, а мужчин 57. Выборка по месту проживания, примерно, составила 15-16% от общей суммы респондентов.
Период сбора данных проходил с декабря 2017г. по август 2018г. На ТИМ «Бирюса» у ребят из следующих городов: Красноярск, Шарыпово, Ачинск, Ужур, Канск, Зеленогорск Красноярского края....
В настоящее время, в исследованиях происходит слияние таких понятий как «образ» и «имидж» государства. В теоретическом осмыслении стоит разводить данные понятия, так как они имеют отличные наборы признаков друг от друга. Таким образом, под понятие «имидж» стоит понимать, что он конструируется искусственно и целенаправленно с помощью целого комплекса специальных технологий, имидж всегда первичен (по отношению к своему объекту, более того, искомый объект может даже в реальности не существовать), обладает высокой степенью активности (призван целенаправленно воздействовать), также имидж предельно конкретен, при его конструировании отбирается только то, что нужно, конструкция только создает иллюзию целостности. В свою очередь «образ» государства имеет естественную природу, чаще всего вторичен (изображает нечто, что является по отношению к нему первичным), обладает определенной пассивностью и отражает какую-то определенную сторону объекта во всей полноте, со всеми деталями.
Имидж государства - комплекс стереотипов и представлений о политической деятельности, государственной системе, особенностей политической активности, деятельности политических институтов и т.п.
Существует типология имиджа: зеркальный имидж, желаемый имидж и текущий имидж. Под зеркальным имиджем государства подразумевается представление о том, какое оно есть на самом деле, видимое глазами внутренней аудитории. Желаемый имидж предполагает то, каким «государство» хотело, чтобы его воспринимали на международной арене, так и его граждане. Текущий имидж это то, каким государство является на самом деле.
Идеальный имидж дает усредненные представления электората о качествах желаемого государства.
Имидж государства является целенаправленно создаваемым образом. Исходя из этого, существуют различные варианты формирования имиджа государства. Одним из ключевых и основных средств создания имиджа государства в сознании его граждан выступают средства массовой информации. СМИ являются ключевым фактором, оказывающим влияние, как на внутреннюю, так и на внешнюю политику государства, а также, в большей части, на общественное сознание, так как с особой оперативностью и регулярностью предоставляют значимую информацию для широких масс.
В числе наиболее значимых и приоритетных задач, на сегодняшний день, стоит проблема восприятия образа современного Российского государства. Изначально, формирование имиджа России сосредоточено на создании внутреннего имиджа, который формируется в сознании граждан, так как они считаются основным двигателем прогресса. На сегодняшний день, существуют определенные элементы национальной самоидентификации, содержание которых создает «внутренний» образ государства. Например, территория («русская земля»), любовь к своей земле позволяет объединить множество народов, населяющих территорию страны; славные вехи истории, до сих пор все помнят и гордятся историческими моментами и достижениями своей страны; духовное и культурное наследие. Также стоит отдельно выделить восприятие таких элементов, как гордость за богатство природными ресурсами, национальные и государственные символы, выражающие сильные стороны государства, а еще достижения в спорте....
1. Абрарова З. Ф. Визуализированный образ в научном познании: дисс. Уфа, 2010. 151 с.
2. Азаренко С. А. Образ // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. 468 с.
3. Анхольт С. Брендинг: дорога к мировому рынку / Пер. с англ. - М., 2004.
4. Березина Т. Н. Психические образы высших порядков в структуре образной формы // Психология и психотехника. 2012. № 1.
5. Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. № 4. 114 с.
6. Веккер Л. М., Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении // Вопросы философии. 1961. № 4.
7. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
8. Галумов Э. Международный имидж России. - М.: Известия, 2003,
210 с.
9. Гордеева О. И. Политический имидж в избирательной кампании // Технологии и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., Спарк, 1993, 278 с.
10. Галумов Э. Имидж против Имиджа. - М.: Известия, 2010, 395 с.
11. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства : поиск конструктивной модели // Научные исследования. 2008.
12. Гавра Д.П. Внешний имидж государства: понимание категории и структурные модели // "Имидж государства/региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации". СПб., 2009. Вып.3: Сб. статей / отв. ред. Д.П. Гавра. 2009.
13. Гаджиев К.С. Имидж государства в контексте идеологий. М.: Андалус, 2007. С. 40
14. Данаева З.А. Имидж страны. Страновой брендинг. - электронное издание/Avww./akon.k/
15. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / пер. с англ. М.: Консалтинговая группа "ИМИДЖ-контакт", 2003....31