Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития профессиональных компетенций
1.1. Понятие непрерывного образования в современной педагогике, его
значение для развития профессиональных компетенций педагогических работников 10
1.2. Понятие «профессиональные компетенции педагога», их значение
и развитие 18
1.3. Мотивация - инновационный потенциал в структуре личностного
роста 27
Выводы по I главе 32
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональных компетенций педагогических работников дошкольных образовательных организаций
2.1. Организация исследования по изучению профессиональных
компетенций педагогических работников дошкольных образовательных организаций 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3. Создание методических условий для непрерывного образования
педагогических работников в дошкольных образовательных организациях 42
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента 47
Выводы по II главе 49
Заключение 50
Список литературы 55
Приложение А (описание методик) 58
Приложение Б(результаты первичного исследования) 64
Приложение В (план мероприятий) 69
Приложение Г (результаты вторичного исследования) 70
Актуальность исследования: в настоящее время образование РФ переживает период перехода, обновления, «переформатирования», введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а в дальнейшем и введение «Профстандарта педагога (воспитателя)», да и само современное общество к воспитателю дошкольного образования предъявляют серьезные требования. Появилось новое
понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность. Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования.
Возрастает социальная значимость повышения квалификации кадров как составной части системы непрерывного образования в изменяющихся социально-экономических условиях; требованием педагогического управления процессом развития творческого, активного человека.
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути [29].
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. В любом дошкольном учреждении будут рады не только специалисту с дипломом о среднем или высшем профессиональном образовании, но и специалисту, имеющему дополнительную специализацию. [23].
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют определенные требования к построению образовательного процесса в детском саду. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя. Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями. Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры. [24].
В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным, конкурентоспособным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, быть профессионально компетентным.
В реальной жизни мы имеем иную картину, перечисленные компетентности формируются, только у малого количества педагогов. Значительная часть педагогов, особенно педагоги с большим стажем работы, испытывает большие трудности при адаптации в стремительно изменяющихся социальных, экономических, профессиональных условиях. [16].
Резкий рост рождаемости в РФ, увеличение количества детей дошкольного возраста, старение педагогического коллектива (более 43 % из педагогического состава дошкольных образовательных организаций города Ачинска составляют педагоги в возрасте старше 50 лет), нехватка квалифицированных педагогических кадров приводят к усугублению решения данного вопроса. Отсутствие профессиональной компетентности может стать причиной серьезных социально-психологических проблем личности - от внутренней неудовлетворенности до социальной конфронтации и агрессии [8].
Успешность развития инновационного образования во многом зависит от профессиональных кадров, работающих в сфере образования, к работе в инновационном режиме, к гибкому, оперативному реагированию в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества и личности. Поэтому развитие профессиональной компетентности педагогов становится одним из важнейших условий, повышения качества образования.
Необходима иная подготовка педагога, которая совместит:
• практико-ориентированные исследовательские подходы к решению конкретных педагогических проблем;
• формирование личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать адекватные действия в различных жизненных ситуациях;
• использование фундаментальных, базовых профессиональных знаний с инновационностью мышления.
У педагогов образовательных организаций должны быть уже сформированы основные профессиональные компетенции для их успешной педагогической деятельности. Формирование компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога [6].
М.М. Шалашова в своих работах приходит к выводу, что на сегодняшний день феномен профессиональной компетентности не является стабильно определяемым. Компетентность рассматривают как профессиональную грамотность, степень квалификации специалиста, как уровень развития личности и культуры человека. Отсутствие единого подхода, в свою очередь, приводит к неоднозначному толкованию и создает трудности в классификации. По его мнению, компетентность имеет практико-ориентированную направленность, проявляется только через призму личностных особенностей и только в процессе педагогической деятельности. [14].
Большинство отечественных авторов таких как Ю.В. Варданян, Л.М. Митина, Э.М. Никитин, А.И. Савенков, Е.П. Тонконогая, Е.Н. Шиянов, Т.А. Царегородцева под профессиональной компетентностью понимают характеристику профессиональных и личностных качеств педагога, отражающие уровень знаний, умений, опыт, необходимые для решения профессиональных задач, выполнения профессиональных педагогических функций в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами. [18]....
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы можем отметить, что непрерывное образование рассматривается с разных сторон:
• как процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни, - становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.
• как педагогическая система - совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Это процесс формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путём самообразования.
Мы рассматривали непрерывное образование, через призму последипломного образования. Непрерывное образование обеспечивает развитие профессиональных компетенций педагогических работников дошкольных образовательных организаций при следующих методических условиях:
• выявление педагогом собственных проблем;
• формирование педагогом собственной траектории повышения квалификации, направленной на решение профессиональных задач;
• встраивание в работу городских методических объединений, творческих и проблемных групп;
• использование выявленных ресурсов педагогических работников на городском уровне;
устранения/неустранение выявленной проблемы.
Сегодня мы говорим о профессиональных компетентностях педагога, его технологической подготовленности. Педагога активно работающего по совершенствованию учебно-воспитательного процесса ради развития личности учащихся. Анализ литературы по проблемам непрерывного образования приводит к выводу что педагог - ключевая фигура в образовании.
Интеллектуальный потенциал общества, образовательной системы, отдельной образовательной организации зависит от социальной активности педагога, наличия у него творчества, стимула для самоотдачи в работе и самообразовании, от его порыва к профессиональной квалификации, то есть от его индивидуально-личностных качеств. Активизация педагога - это прямой путь к личностному росту, к творческой активности, поскольку именно «высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство» (В. А. Сластенин). Поэтому за основу берем такие профессиональные компетенции как толерантность к неопределенности, мотивацию и самоотношение. Только в совокупности профессиональных и личностных качеств педагог будет успешным, востребованным.
Многие ученые рассматривают феномен профессиональной компетентности в своих работах (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, О.Г. Красношлыкова, О.А. Козырева, М.И. Лукьянова, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Никитина, В.И. Загвязинский, В.Н. Лебедев, Е.В. Андриенко, О.А. Булавенко, Е.Н. Бондаренко, В.А. Метаева, Н.Л. Солянкина, Э.М. Никитин, Н.В. Кузьмина, С.А. Дружилов, Я.И. Кузьминов, В.Л. Матросов, В.Д. Шадриков и др.), в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально - важных качеств, их формирования и оценки; необходимых для успешной педагогической деятельности, развитии творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде (мотивации к достижению успеха, толерантности к неопределенности, самопринятию, аутосимпатии).
В рамках темы и цели выпускной работы, нами были использованы следующие методики: «Определение толерантности к неопределенности» (С. Баднера), «Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса», тест «Опросник самоотношения Столина».
Изучение развития профессиональных компетентностей педагогических работников МБДОУ г Ачинска.
В ходе изучения профессиональных компетенций педагогов мы пришли к выводу о том, что у 40% педагогов определен низкий уровень толерантности к неопределенности, что означает, любые возникающие трудности выбивают из колеи педагогов при внедрении инноваций и инновационных технологий. При этом в данной выборке у 15% педагогов выявлен низкий уровень к достижению успеха. По опросной методике, мы видим, что у 35% педагогов выявлена враждебность к собственному «Я», готовность к самообвинению, видение в себе по преимуществу недостатков. Опираясь на результаты, свидетельствует низкий признак самоуверенности у 40% педагогов, что показывает неудовлетворенность собой и своими возможностями, испытывающие постоянные сомнения в принятии решений, ожидание положительного отношения. Все же главным источником активности и результатов своих касающихся деятельности, так и личности, является он сам педагог, это показывает присутствие не выраженного признака саморуководство у 10%. Подводя итоги констатирующего эмпирического исследования, можно сделать вывод о том, что данную группу педагогов целесообразно включать в специально созданные условия по вовлечению в непрерывное образование. При анализе изучения источников литературы находим понимание «непрерывного образования» идея пожизненного образования «пропускается» через потребности личности, чье стремление к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ценностью («образование через всю жизнь»). Целью
непрерывного образования в этом случае становится - всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге - его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества. Тогда «профессиональные компетенции» - совокупность качеств, которые
определяют способность или неспособность человека достигать успеха в выбранной им сфере профессиональной деятельности, сумма знаний, умений, способностей и «прочих» характеристик. Для выявления профессиональных компетенций необходимо не только оценить
психологические особенности человека, черты его личности (если педагог надежный, инициативный и ответственный, то он сможет хорошо выполнять рабочие обязанности), но и поведение в реальных условиях которое приводит к успеху или неудаче. При включении педагогических работников в условия непрерывного образования, созданию особых ситуаций, в которых еще раз анализируются аспекты поведения из реальной практики, участникам приходится анализировать, получать такие сведения о себе, которые предусматривают переосмысление сложившихся фрагментов «Я- концепции», «концепции «Другого»», «Я - Идеального». Иными словами через непрерывное образование раскрываются и развиваются все основополагающие компоненты профессиональных компетенций.
Для анализа результатов формирующего эмпирического исследования, эффективности созданных условий непрерывного образования, нами использовались те же методики, что и в констатирующем эмпирическом исследовании.
Таким образом, цель, поставленная выпускной квалификационной работе, достигнута, все задачи решены в полном объеме, гипотеза подтверждена, выбор методов исследования адекватен поставленным задачам. Мы можем говорить о том, что непрерывное образование обеспечивает развитие профессиональных компетенций педагогических работников дошкольных образовательных организаций при следующих методических условиях:
• выявление педагогом собственных проблем;
• формирование педагогом собственной траектории повышения квалификации, направленной на решение профессиональных задач;
• встраивание в работу городских методических объединений, творческих и проблемных групп;
• использование выявленных ресурсов педагогических работников на городском уровне;
• анализ профессиональной деятельности педагог....