Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной рефлексии одаренных детей в младшем школьном возрасте 7
1.1. Рефлексия как психологический феномен 7
1.2. Психологические особенности одаренных детей младшего
школьного возраста 15
1.3. Формирование рефлексии у младших школьников как
педагогическая задача 23
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования
познавательной рефлексии у одаренных младших школьников 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 39
2.3. Программа формирования познавательной рефлексии у одаренных
детей младшего школьного возраста 45
2.4. Анализ результатов опытно-эксперементальной работы 49
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А 60
Приложение Б 65
Приложение В 68
Актуальность темы: основной задачей начальной школы является воспитание человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Формированию способности самостоятельно мыслить, обосновано принимать решения способствует рефлексия. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) специалистам образовательных организаций следует уделять большое внимание развитию познавательной рефлексии у детей младшего школьного возраста.
В отечественной педагогике рефлексия - обращение назад, т. е способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе самого себя.
Она широко обсуждается в трудах отечественных ученых (Семенов И.Н., Степанов С.Ю., Щедровицкий Г.П., Цукерман Г.А.). Изучение структуры рефлексии, динамики её развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия и умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности. У младшего школьника ведущий вид деятельности - учебная, учебная деятельность младшего школьника осуществляется в форме учебного сотрудничества. Г.А. Цукерман дает определение учебного сотрудничества: «Такой способ распределения действий между участниками, при котором возможности действия одного партнёра проверяются через действия другого партнера». Учебное сотрудничество предполагает, что ученик приглашает взрослого оказать ему помощь в поиске решения, но сам определяет, чего именно, каких знаний ему не хватает (в этом и проявляется рефлексия).
В учебном сотрудничестве происходит развитие личности младшего школьника, направленное на становление рефлексии, а значит, и на самоизменение и саморазвитие [23, с.58] .
Рефлексия как способ осознания одаренным ребенком оснований и результатов проведенных исследований и применение полученных знаний на практике способствует самореализации одаренного ребенка. В то же время для педагогов-практиков, психологов формирование познавательной рефлексии у обучающихся вызывает определенные трудности, так как недостаточно освещены психолого-педагогические условия
дифференцированной работы с обучающимися разного возраста,
способностей и т.п. Поэтому тема нашего выпускного исследования «Формрование познавательной рефлексии у одаренных детей младшего школьного возраста» является актуальной.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования познавательной рефлексии у одаренных детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: рефлексия как психологический феномен.
Предмет исследования: формирование познавательной рефлексии у младших школьников.
Цель: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путум проверить результативность психолого-педагогических условий
формирования познавательной рефлексии у одаренных младших
школьников.
Гипотеза исследования: формирование познавательной
рефлексии у одаренных детей младшего школьного возратса будет результативным при следующих психолого-педагогичесикх условиях:
• если проводится целенаправленная работа педагога, психолога по формированию познавательной рефлексии у одаренных детей младшего школьного возраста;
• если ведется работа по развитию умений школьника давать развернутую характеристику тому, что он знает-не знает, умеет-не умеет и т.п.;
• если ведется работа по формированию мотивации на осуществление познавательной рефлексии;
• если формируются умения самостоятельно оценивать свои ресурсы и самостоятельно использовать их при выполнении заданий;
• если проводится работа по обучению младшего школьника соотносить свою работу с критериями оценки педагога;
• если проводится работа по формированию умения оценивать работы сверстников, одноклассников.
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты рефлексии.
2) Охарактеризовать психологичесике особенности одаренных детей младшего школьного возратса.
3) Выявить приемы развития рефлексии в младшем школьном возрасте у одаренных детей.
4) Провести исследование для выявления уровня развития рефлексии одаренных детей младшего школьного возраста.
5) Опытно-эксперментальным путем проверить результативность психолого-педагогичесикх условий по формированию познавательной рефлексии у одаренных детей младшего школьного возраста.
Теоретическую основу исследования составили работы Выготского Л.С., Дубровиной И.В., Лейтеса Н.С., Моляко В.А., Мухиной В.С., Пиаже Ж., С.Л.Рубинштейна, Семенова И.Н., Степанова С.Ю., Теплова Б.М., Г.А.Цукерман, Щедровицкого Г.П. и др.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
2. Эмпирические методы: тестирование, беседа, наблюдение, эксперимент.
3. Математические методы: обработка количественных данных.
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ№ 149, г. Красноярск, с октября 2015 г. по апрель 2016 г.
В исследовании принимали участие ученики третьих классов.
Практическая значимость исследования обусловлена рядом факторов, а именно:
• адекватностью предложенной теоретической концепции актуальным задачам развития рефлексии в младшем школьном возрасте у одаренных детей;
• широкими возможностями использования разработанного и апробированного в ходе исследования материала для решения задач развития рефлексии в младшем школьном возрасте у одаренных детей в урочной и внеурочной деятельности.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
Рефлексия (от лат. reflecus) - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
На основе теоретического анализа литературы можно сделать вывод, что рефлексия - вершина сознания: она является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Рефлексия позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни. Рефлексия существенно отличается от сознания, так как сознание есть знание о другом, а рефлексия - знание себя.
Рефлексия в образовательном процессе представляет собой механизм обратной связи о качестве хода и результатов образовательного процесса (особенно учения и развития ученика).
Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует педагогов, психологов на развитие у обучающихся начальных форм познавательной и личностной рефлексии [ФГОС НОО].
Для того чтобы лучше организовать деятельность младшего школьника в данном направлении, необходимо использовать совокупность слудующих психолого-педагогических условий:
• целенаправленно проводить работу по формированию познавательной рефлексии у одаренных детей младшего школьного возраста: результаты опытно-экспериментльной работы показали, что у одаренных детей младшего школьного возраста экспериментальной группы уровень развития познавательной рефлексии стал более высоким, чем у обучающихся контрольной группы в связи с проведением специально организованной развивающей работы с учениками;
• осуществлять работу по развитию умений школьника давать развернутую характеристику тому, что он знает-не знает, умеет-не умеет посредством таких методов, как рефлексивная беседа, упражнения и т.д.;
• развивать у одаренного школьника мотивацию на осуществление познавательной рефлексии;
• формровать у одаренного школьника умение самостоятельно оценивать свои ресурсы и самостоятельно использовать их при выполнении заданий;
• обучать младшего школьника соотносить свою работу с критериями оценки педагога;
• формировать умения оценивать работы сверстников, одноклассников.
В ходе нашего исследования была составлена и апробирована программа, нацеленная на формирование умения обучающегося определять уровень трудности задания, развитие умения критериального оценивания, выявление причин для преодоление имеющихся трудностей параметров полученных знаний,умений, навыков, обучению самооценки на занятии и т.п.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные в начале исследования задачи решены.
1. Аверин А.В. Психология детей и подростков. СПб, 2008. 373 с.
2. Афанасьева О.В., Кузнецов В.Ю., Левченко И.П. Психология, педагогика, этика. М.: Закон и право, Издательское объединение ЮНИТИ, 2009.350 с.
3. Баева Н.В. Психология в понятиях, образах, переживаниях. М.: Изд- во Центр гуманитарного образования, 2006. 96 с.
4. Дубровина И.В. Психология. М.: Академия, 2009. 464 с.
5. Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин О.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2009. 320 с.
6. Кашапов P.P. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2009. 448 с.
7. Маралов В.Г. Опыт самопознания. М., 2007. 365 с.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2008. 456с.
9. Обучение жизненно важным навыкам / Под ред. Н.П.Майоровой. Санкт-Петербург: Изд-во “Образование-культура”, 2002. 288 с.
10. Степанова. Психология. М.: Просвещение, 2001. 383 с.
11. Пальзина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2009. 288 с.
12. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 288 с
13. Пьянкова Г.С. Развитие профессиональной рефлексии / Г.С. Пьянкова. Красноярск: ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. 280 с
14. Реан А.О. Психология развития человека от рождения до старости. М., 2008.437 с.
15. Рогов Е.И. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 2000. 448 с....25