ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Сущность образовательной вовлеченности 6
1.2. Психологические и личностные особенности современных старших
подростков 15
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ВОВЛЕЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕВЯТОГО КЛАССА 24
2.1. Изучение особенностей отношения обучающихся к учению 24
2.2. Разработка программы активизации образовательной вовлеченности
обучающихся девятых классов с включением их родителей 47
Выводы по 2 главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Приложения 64
Актуальность исследования: вовлеченность школьников в учебный процесс является центральной проблемой современной педагоги. Вопросом заинтересованности, в частности, учеников старших классов в учебный процесс занимаются как ученые, так и практики: тиражирование научной литературы на данную тему, проведение обучающих семинаров для педагогов, педсоветы, школьные собрания и т.п. Понимание важности данной проблемы обуславливается полноценным становлением ребенка, как личности. Ведь воспитать осознанного, инициативного и компетентного гражданина - это одна из главных задач современного общества.
Причины учебной пассивности обучающихся старших классов могут крыться в разных аспектах его жизнедеятельности: например, попустительское отношение со стороны родителей, булинг в классе, неадекватное поведение учителей, возрастные особенности учеников, низкая учебная мотивация и т.д. Выявление причин и предупреждение их последствий необходимо выявлять на ранних этапах становление школьника, но если проблема не выявлена вовремя, то нужно приложить усилия для её коррекции.
Вовлеченность в учебную деятельность поможет всестороннему развитию обучающихся, формированию их познавательных процессов, что в дальнейшем станет средством достижения успехов в профессиональном образовании и их становление, как субъектов трудовой деятельности.
Изучением подросткового возраста и формированием их учебной вовлеченности занимались такие отечественные и зарубежные ученые, какАстин А., Блумбер П., Божович Л.И., Волков И.В., Выготский Л.С., Кан В., Пейс Р., СапоговаЕ. Е.,Чемпен Е., Э.Эриксон, Фредрикс Дж.
Объект исследования - образовательная вовлеченность обучающихся в старших классах.
Предмет исследования - особенности образовательной вовлеченности обучающихся 9 класса.
Цель исследования - провести аналитико-диагностическое исследование и выявить характер образовательной вовлеченности обучающихся 9 класса.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме образовательной вовлеченности старшешкольников;
2. Подобрать адекватные формализированные и неформализованные диагностические методики для изучения образовательной вовлеченности;
3. Провести эмпирическое изучение особенностей сформированности
образовательной вовлеченности
4. Разработатьпрограмму по активизации образовательной вовлеченности обучаемых девятых классов и их родителей.
Методический инструментарий представлен комплексом методик, исследующих мотивацию учебной деятельности:
• Методика изучения мотивации учения подростков (Н. В. Калинина, М.И. Лукьянова).
• Опрос учащихся и учителей по выявлению причин снижения учебной мотивации.
• Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровской, Ст. Громбах (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).
• Изучение продуктов деятельности.
• Изучение карты успеваемости обучающихся 9-ого класса.
• Беседа с экспертами.
• Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по
А.Ф.Фидлеру).
• Социометрия.
• Шкала тревоги Спилбергера-Ханина.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя школа № 91», в котором принимали участие 21 человек 9а класса.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Исследовательская часть рекомендательный характер, результаты представлены в таблицах и диаграммах.
Вовлеченность школьников в учебный процесс является центральной проблемой современной педагоги. Понимание важности данной проблемы обуславливается полноценным становлением ребенка, как личности, что в дальнейшем станет средством достижения успехов в профессиональном образовании и их становление, как субъектов трудовой деятельности. Воспитать осознанного, инициативного и компетентного гражданина - это одна из главных задач современного общества. У старшеклассников появляется стремление к самореализации, которое приводит к зарождению новых социальных потребностей. И не маловажным фактором становления личности, как таковой, является степень её вовлеченности в образовательный процесс, ведь от этого зависит её профессиональные будущее. Высокий уровень школьной вовлеченности напрямую связан с академической результативностью: чем более вовлеченным будет ученик в образовательный процесс, тем эффективнее и успешнее будет его успеваемость.
Проводя исследования образовательной вовлеченности девятого класса на базе МБОУ «Средняя школа № 91» среди учеников 9а класса в количестве 21 человека, выяснилось, что образовательная вовлеченность снижена. Рассмотрев компоненты образовательной вовлеченности, отмечается, что у обучающихся сниженный уровень учебной мотивации, причинами которой могут служить непонимание ими значимости школьных учебных предметов, отсутствием четкого понимания своего профессионального будущего. Безынициативное учебное поведение прослеживается на занятиях. Всё перечисленное подкрепляется пропусками без уважительной причины и низкой успеваемостью класса за триместр у большинства. В ходе беседы с экспертом выяснилось, что семьи школьников предъявляют завышенные требования в первую очередь к учителям и администрации школы за успеваемость их детей, что говорит о непонимании между взрослыми и детьми, а также снятие ответственности с последних.
Выявленные дефициты формирования образовательной вовлеченности указывают на необходимость разработки программы для повышения уровня образовательной вовлеченности обучающихся девятых классов с включением их родителей. Проведение работы с родителями обучающихся поможет взаимопониманию их с детьми и активному включению в учебную жизнь подростков. Предпринимаемые меры помогут полноценному развитию всех компонентов образовательной вовлеченности старших школьников.
Ожидаемые результаты данной программы: повышение уровня учебной мотивации; повышение уровня предметных и метапредметных результатов; сформированность готовности учащихся к саморазвитию и личностному рост, повышение психологической грамотности родителей по вопросу включенности учеников в образовательный процесс; улучшение понимания родителями в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, видение новых путей разрешения проблемных ситуаций.
1. Appleton J.J., Christenson S.L., Kim D., Reschly A.L. Measuring cognitive and psychological engagement: validation of the student engagement instrument // Journal of School Psychology. 2006. Vol. 44. No. 5. Pp. 427-445.
2. Astin A. Involvement in Learning Revisited: Lessons we have Learned. Journal of College Student Development, 1999, 40 (5), pp. 587—598.
3. Chapman E. Assessing student engagement rates: ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation, 2003.
4. Cleary T.J., Zimmerman B.J. A cyclical self-regulatory account of student engagement: theoretical foundations and applications // Handbook of Research on Student Engagement / ed. By S.L. Christenson. MA, Boston: Springer, 2012. Pp. 237259.
5. Fredricks J., Blumenfeld P., Paris A. School Engagement: Potential of the Concept, State of the Evidence // American Educational Research Association. 2004. Vol. 1. No. 1.
6. Pace R. (1984) Measuring the Quality of College Student Experiences. An Account of the Development and Use of the College Student Experience Questionnaire. Los Angeles: Higher Education Research Institute Graduate School of Education University of California.
7. Portilla X., Ballard J., Adler N., Boyce W.T., Obradovic J. An integrative view of school functioning: transactions between self-regulation, school engagement, and teacher - child relationship quality // Child Development. 2014. Vol. 85. No. 5. Pp. 1915-1931.
8. Schlechty, P.C. Working on the Work: An Action Plan for Teachers, Principals, and Superintendents. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 2002.
9. Wang, M.-T., &Fredricks, J.A. The reciprocal links between school engagement, youth problem behaviors, and school dropout during adolescence. ChildDevelopment. 2013. Vol. 85(2). P. 722-737.
10. Wang, M.-T., Fredricks, J., Ye, F., Hofkens, T., & Linn, J.S.
Conceptualization and assessment of adolescents’ engagement and disengagement in school. EuropeanJournalofPsychologicalAssessment. 2019. Vol 35(4). P. 592-606.
11. Алимова М.А. Сборник материалов регионального конкурса «Лучшая методическая разработка по социальной практике 2014». - Барнаул, 2015. -108 с.
12. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007. - 271с.
13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. - 159 с.
14. Батоцыренов В.Б. Понятие "саморегуляция": терминология и основные подходы. Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 6 (73). С. 67-72.
15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. С. 174...38