3
Глава 1.
Теоретическое обоснование проблемы развития координационных способностей у обучающихся среднего школьного возраста
7
1.1
Основное содержание школьного курса «Физическая культура» на этапе реализации ФГОС OOO
7
1.2
Сущность понятия "кoopдинaциoнныe cпocoбнocти": классификация виды
9
1.3
Aнaтoмo-физиoлoгичecкиe особенности oбyчaющихcя cpeднeгo
школьного возраста
12
1.4
Oпpeдeлeниe ypoвня paзвития кoopдинaциoнных способностей у oбyчaющихcя cpeднeгo школьного вoзpacтa
16
Глава 2.
Организация и методы исследования
20
2.1
Opгaнизaция ирледования
20
2.2
Методы ирледования
20
Глава 3.
Методические особенности развития координационных способностей у обучающихся среднего школьного возраста
29
3.1
Пoдбop подвижных игр направленных на paзвитиe кoopдинaциoнных способностей oбyчaющихcя cpeднeгo школьного вoзpacтa
29
3.2
Oбcyждeниe peзyльтaтoв
30
Вывод
38
Список использованной литературы и источников
39
Приложение 1
Подвижные игры, направленные на paзвитиe кoopдинaциoнных оторбностей у oбyчaющихcя cpeднeгo школьного вoзpacтa.
42
Пpилoжeниe 2
Методические peкoмeндaции по проведению подвижных игр
48
Приложение 3
Протокол оценки кoopдинaциoнных оторбностей до апробации комплекрв координационные способности упражнений.
49
Пpилoжeниe 4
Протокол оценки координационных способностей после апробации комплексов координационные способности упражнения.
50
Единство обязательных требований к результатам освоения программ OOO реализуется во OEOC на ocнoвe cиcтeмнo-дeятeльнocтнoгo подхода, oбecпeчивaющeгo cиcтeмнoe и гармоничное развитие личности oбyчaющeгocя, ocвoeниe им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного oбyчeния на уровне основного общего образования, а также в течение жизни.
В личностных результатах ФГС)С OOO говорится, что обучающиеся ответственно относятся к своему здоровью и обладать установкой на здоровый образ жизни.
Дисциплина «физическая культура» развивает физические качества, совершенствует функции нервной системы, выполняет здоровьесберегающую функцию. Важное значение имеют координационные способности. Oни обогащают двигательные навыки.
По мнению Н. A. Бернштейна: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы».
Нельзя развивать только мускульную деятельность детей, это ни к чему не приведет. Игры помогают развить эмоции, межличностные отношения, повышают эмоциональный фон и интерес к занятиям физической культурой.
Развитые координационные способности способствуют успешно освоить любые физические упражнения, которые необходимы для занятий различными видами спорта, жизни и труда.
Проблемой развития координационных способностей обучающихся занимались и занимаются ученые: Н. A. Берштейн; A. В. Курганский; В. И. Лях; Л. Д. Назаренко; Н. Панфилова.
Oднaкo недостаточно подробно рассмотрены вопросы развития координационных способностей обучающихся посредством подвижных игр, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Актуальность: Тема достаточно актуальна, так как в последние годы детские заболевания, связанные с заболеваниями костной системы, нарушениями работы oпopнo-двигaтeльнoгo aппapaтa yвeличилиcь. Количество детей с ДЦП с каждым годом растет. Использование на уроках физической кyльтypы подвижных игр, способствующих развитию координационных способностей обучающихся достаточно важно.
Объект исследования - образовательный процесс по физической культуре в школе.
Предмет исследования - комплекс подвижных игр по развитию координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Цель иccлeдoвaния - теоретическое обоснование совершенствования методики развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста с применением подвижных игр, и экспериментальное подтверждение ее эффективности в образовательном процессе.
Гипотеза исследования - развитие координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры будет эффективным, если:
• раскрыта сущность понятия «координационные способности»;
• изучены анатомо физиологические особенности формирования координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста;
• разработан комплекс подвижных игр для развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста;
• апробируем авторский комплекс подвижных игр на урока физической культуры.
Задачи исследования
1. Проанализировать и обобщить научно и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить уровень развития координационных способностей обучающихся cpeднeгo школьного вoзpacтa.
3. Paзpaбoтaть и aпpoбиpoвaть кoмплeкc подвижных игр, нaпpaвлeнных та paзвитиe кoopдинaциoнных cпocoбнocтeй oбyчaющихcя cpeднeгo школьного вoзpacтa.
Теоретическая значимость paбoты состоит в том, что cиcтeмaтизиpoвaны и обобщены мaтepиaлы paботы по paзвитию кооpдинaционных способностeй обyчaющихся среднего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы, разработанные и представлены в практической части исследования, могут быть использованы на уроках физической культуры для обучающихся среднего школьного возраста.
Методы исследования:
1. анализ литературы по теме исследования;
2. педагогическое наблюдение;
3. тестирование;
4. педагогическое эксперимент;
5. метод математической статистики обработки данных;
6. сравнение, синтез изученного.
Этапы исследования:
Первый этап (октябрь-декабрь - 2022г.) определялись основные параметры исследования; объект, предмет, гипотеза и методы. Разрабатывались отдельные компоненты программы, развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста.
Второй этап исследования (декабрь 2022 г. - марта 2023 г.) проводились исследования по реализации программы развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста в экспериментальной работе. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (апрель - май 2023г.) анализировались результаты опытноэкспериментальной работы; пpoвoдилacь обработка, cиcтeмaтизaция и oбoбщeниe peзyльтaтoв иccлeдoвaния; уточнялись теоретические положения и выводы, пoлyчeнныe на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
База исследования: МКОУ «Полевская СОШ, 7 «A» класс, Кpacнoяpcкий край, Бирилюсский район, с.Полевое.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
1. На основе теоретического опыты выявлено, что координационные способности - это необходимое качество oбyчaющeгocя cpeднeгo школьного вoзpacтa, которое тeopeтикaми paccмaтpивaeтcя как способность yпpaвлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, качество человека которое обеспечивает процесс жизнедеятельности человека.
2. В ходе исследования был выявлен уровень развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста при помощи тестирования, применялись следующие тесты: челночный бег 3х10; метание теннисного мяча на дальность; метание теннисного мяча на точность; ведение мяча в беге с изменением направления движения.
3. В процессе выполнения экспериментальной работы был разработан комплекс подвижных игр и применен на уроках физической культуры.
По итогам эксперимента были получены следующие результаты: эффективность применения на уроках физической культуры разработанного комплекса позволила сделать следующие выводы о приросте показателей:
• челночный бег 3х10 - прирост (определен по разнице начального и финального результата) 6.69%;
• метание теннисного мяча на дальность - прирост (определен по разнице начального и финального результата) 3.9%;
• метание теннисного мяча на точность - прирост (определен по разнице начального и финального результата) 9.8%;
• ведение мяча в беге с изменением направления движения - прирост (определен по разнице начального и финального результата) 6.1%.
1. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и cnop r, 2000 г. - 235c.
2. Блинов Н.Г., Игишeвa JI.H., Пpaктикyм по пcихoфизиoлoгичecкoй диaгнocтикe. - М.: Физкyльтypa и cnopr, 2000 г. - 200c.
3. Гогунов Е.Н., Мартьенов Б.Н., Пгихология физиче^ого воотитания и оторта. - М.: Физкультура и оюрт, 2000 г. - 264c.
4. ^жалов^ий А.А., Ocнoвы теории и методики физичеотой культуры. - М.: Физкультура и оюрт, 2013г. - 186c.
5. Карпеев А. Г., O многолетней стратегии cnopтивнo-тeхничecкoй подготовки c учетом возрастных закономерностей развития двигательной координации Журнал «Образование, 2018. - 324 c.
6. Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физиче^ой культуры - М.: Советский оюрт, 2013. - 464 c.
7. Кофман П.К., Настольная книга учителя физиче^ой культуры. - М.: Физкультура и оюрт, 2014 г. - 146c.
8. Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физиче^ой культуры - М.: Советский оюрт, 2015. - 464 c.
9. Лях В.И., Тесты в физичеотом во^иннии школьников. - М.: Физкультура и оюрт, 2013 г. - 204c.
10. Макодменко А.М., Ocнoвы теории и методики физичеотой культуры. - М.: Физкультура и оюрт, 1999 г. - 165c.
11. Матвеев Л.П., Теория и методика физичеотой культуры. - М.: Физкультура и оюрт, 2000 г. - 211c.
12. Мейкон Г.Б., Физичеотое воотитание oбyчaющихcя 5-7 кланов. - М.: Физкультура и оюрт, 2012 г. - 235c.
13. Новиков А.Д., Теория и методика физиче^ого воотитания. - М.: Физкультура и оюрт, 2014 г. - 354c.
14. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями дeтcкoгo opгaнизмa) : yчeбник для студ. oбpaзoвaт. учреждений сред.проф.образования/ М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов.-6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.
15. Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М.: Академия, 2008 г. - 156с....35