Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения развития произвольного внимания у
младших школьников из неполных семей 9
1.1 Произвольное внимание. Понятие и характеристики 9
1.2 Особенности внимания у младших школьников 17
1.3 Психологические особенности детей из неполных семей 20
1.4 Коррекционно-развивающая работа школьного психолога с
младшими школьниками, направленная на развитие произвольного внимания 23
2 Экспериментальное исследование развития произвольного внимания у
младших школьников из неполных семей 34
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичного исследования 34
2.2 Коррекционно-развивающая программа работы педагога- психолога по развитию произвольной памяти у младших школьников
из неполных семей 40
2.3 Анализ результатов повторного исследования 46
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А Тестовый материал. Таблица Шульте-Горбова 58
Приложение Б Тестовый материал. Корректурная проба Бурдона 59
Приложение В Текстовый материал для упражнения поиска ошибок в тексте 60
В последнее время растет число школьников с нарушением внимания. Последствия нарушения внимания - это и трудности в обучении, и в других видах деятельности, где нужна способность сосредоточится на определенном объекте или работе. В результате затрудняется адаптация к школе и учебе, а в дальнейшем - к жизни в целом. Поэтому развитие произвольного внимания - важная часть формирования здоровой личности ребенка, его успешности и благополучия.
В настоящее время с проблемами развития внимания сталкивается любой школьный психолог. Растет количество детей с трудностями обучения, и эти трудности часто связаны с неспособностью ребенка сосредоточится на выполняемых заданиях, излагаемой учителем информации, тексте учебника. К сожалению, часто школьные психологи большую роль в работе отдают мотивационным, личностным аспектам учащихся, снижая значение развития когнитивных процессов. Но именно сложности с развитием когнитивных аспектов личности часто приводят к эмоциональным, психологическим проблемам школьников. Поэтому важно глубже работать с проблемами внимания, так как решение этих проблем приведет к лучшему результату в помощи по другим психологическим вопросам [36, с. 106].
Особенно важно в этом случае обратить внимание на детей из неполных семей. Такие дети чаще имеют повышенную тревожность, агрессивность, нарушение когнитивных функций [26].
При разводе родителей у ребенка может наблюдаться регресс психологического развития. Эти дети требуют внимания со стороны школьных психологов, помощи не только в решении эмоциональных проблем, но и в восстановлении когнитивных функций [31].
Актуальность выбранной темы продиктована все увеличивающимся количеством неполных семей, и у педагога-психолога появляются задачи не только работать с эмоциональной сферой таких детей, но и помогать им в 5
развитии когнитивных функций, в том числе внимания. Решение проблем внимания снимает тревожность и страхи перед учебой, облегчает учебный процесс в целом. Что способствует реализации главной задачи образования - формированию разносторонне развитой личности. А это возможно только при хорошо сформированной способности усваивать учебный материал [13].
При проблемах с произвольным вниманием эта задача сильно затрудняется. Именно в начальной школе закладывается умение учиться. И решение проблем произвольного внимания у детей младшего школьного возраста из неполных семей - важная задача.
Цель исследования - изучение произвольного внимания младших школьников из неполных семей...
Темой нашего исследования было развитие произвольного внимания у школьников из неполных семей. Нами была сформулирована гипотеза, что дети из неполных семей имеют сложности с развитием произвольного внимания.
На основании теоретических источников мы изучили тему произвольного внимания, особенности произвольного внимания у младших школьников, а также психологические особенности детей из неполных семей.
Произвольное внимание мы рассматривали как способность волевым усилием концентрировать внимание на каком-либо объекте внешнего или внутреннего мира человека. Мы изучили, какие бывают виды внимания, по каким качествам внимания можно его изучить. Изучили такое явление, как постпроизвольное внимание и как оно проявляется в деятельности человека. Рассмотрели такое явление как рассеянность, и другие проблемы внимания, какие виды проблем внимания существуют, и как их решать.
В рамках нашего исследования нас интересовали особенности внимания младших школьников. Мы выяснили по теоретическим источникам, что младшие школьники имеют особенности произвольного внимания, такие как высокая отвлекаемость и рассеянность, сложности с удерживанием внимания больше определенного времени. Им легче сосредоточиться на чем-то ярком и интересном, и сложнее дается волевое направление внимания на то, что им не интересно.
Для развития внимания младших школьников существует множество специальных упражнений и игр, которые может применять как школьный психолог в составе коррекционно-развивающей программы, так и учитель начальных классов, выделяя небольшие паузы между материалом урока под подходящие по тематике упражнения. Например, упражнение на поиск ошибок в тексте можно использовать на уроке русского языка, упражнения с числами - на уроке математики, корректурную пробу - на уроке чтения. Такие занятия занимают до 10 минут и помогают развивать произвольное внимание младших 50
школьников. С возрастом показатели произвольного внимания улучшаются, дети учатся сосредотачиваться волевым усилием на том, что сейчас необходимо для решения задач, хотя на более интересных занятиях по - прежнему удерживать внимание значительно легче.
Задачей является развитие построизвольного внимания, переход действий в устойчивый навык, когда на действие уже не требуется столько сосредоточенности и усилий.
Особое внимание мы обратили на детей из неполных семей. На основании теоретических материалов мы выяснили, что дети из неполных семей часто обладают повышенной тревожностью, иногда у них наблюдается регресс психологического развития, нарушаются когнитивные функции, в том числе произвольное внимание. Дети из неполных семей чаще имеют пониженную самооценку, не уверены в своих способностях. Проблемой является агрессия детей из неполных семей, проблемы социализации. Таким образом, дети из неполных семей часто имеют сложные психоэмоциональные проблемы, с которыми им сложно разобраться, и это напрямую сказывается на таком показателе, как произвольное внимание, и иных когнитивных функциях.
С учетом этих теоретических знаний мы провели констатирующий эксперимент, сравнив показатели произвольного внимания у двух групп учеников 4 класса - у детей из полных и неполных семей. Мы провели тестирование по двум методикам, показывающим различные качества произвольного внимания. Посредством методики Шульте-Горбова мы изучили показатели переключаемости внимания, посредством методики «коррекционная проба» выявили такие характеристики, как концентрация и устойчивость внимания. Эксперимент подтвердил нашу научную гипотезу - дети из неполных семей показали более низкие показатели по сравнению с контрольной группой...
1. Бережкова, Е. И. Роль внимания как психического процесса в успешности обучения младших школьников / Е. И. Бережкова // Психология XXI века. Актуальные проблемы современной психологии : сб. науч. тр. / Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 6-8.
2. Борзенкова, О. А. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект) / О. А. Борзенкова // Гуманитарные балканские исследования. - 2019. - Т. 3, № 1. - С. 8-11.
3. Быстрова, Н. В. Социально-психологические особенности детей из неполных семей / Н. В. Быстрова, С. А. Цыплакова, О. Д. Коротеева // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7, № 1 (22). - С. 37-40.
4. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : учебное пособие / Ю. В. Василькова. - Москва : Академия, 2001. - 160 с.
5. Верхотурова, Н. Ю. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания в психологии / Н. Ю. Верхотурова, А. Г. Литвинова // Наука и социум : сб. науч. тр. / Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. - Новосибирск, 2021. - С. 41-47.
6. Вундт, В. Хрестоматия по курсу введение в психологию : учебное пособие / ред. Е. Е. Соколова. - Москва : Российское психологическое общество, 1999. - 545 с.
7. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - Москва : Московский университет, 1974. - 102 с.
8. Гиппенрейтер, Ю. Б. А. Н. Леонтьев и современная психология / Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва : МГУ, 1983. - 288 с.
9. Голованова, Т. В. Внимание младших школьников и его особенности / Т. В. Голованова // Образование и наука в современных реалиях : сб. науч. тр. / Интерактив плюс. - Чебоксары, - 2017. - С. 148-149.
10. Головин, С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 2007. - 976 с.
11. Гольберт, Е. В. Особенности внимания детей младшего школьного возраста и его коррекция / Е. В. Гольберт // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56(5). - С. 35-42.
12. Граник, Г. Г. Проблема переключения внимания при работе с учебником / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко // Педагогика. - 2016.- № 9. - С. 46-53.
13. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 2001. - № 11. - С. 108-118.
14. Джинотт, X. Г. Дети и мы / X. Г. Джинотт. - Санкт-Петербург : Кристалл, 2003. - 460 с.
15. Дубровина, И. В. Младший школьник : развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И. В. Дубровина. - Москва : Просвещение, 2003. - 206 с...41