Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Выразительно-изобразительные средства языка в рассказах Дины Рубиной

Работа №154636

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Средства создания выразительности в художественном тексте 5
1.1. Понятие выразительности речи 5
1.2. Тропы как лексические средства выразительности 7
1.3. Стилистические фигуры как синтаксические средства выразительности ....13
Глава П. Средства выразительности в рассказах Дины Рубиной 18
2.1. Творческая биография Д. Рубиной 18
2.2. Выразительные средства языка в рассказах Д. Рубиной 19
2.3. Изучение выразительно-изобразительных средств языка в школе 38
Заключение 45
Список используемых источников 50
Приложение №1 53

Актуальность исследования. Выразительно изобразительные средства языка являются одним из способов художественного мировосприятия. Г.Я. Солганик считает, что использование выразительно-изобразительных средств позволяет выражать тончайшие оттенки содержания, авторское отношение к излагаемому, подчеркивать те или иные качества изображаемого, усиливать эмоциональные и экспрессивные оттенки высказывания и тем самым способствовать построению точной, выразительной, стилистически мотивированной речи [Солганик, 2003, с. 689- 690].
Высокий уровень овладения лексическими и стилистическими ресурсами языка позволяет авторам создавать уникальные произведения. Благодаря творческому подходу в создании текста, писатели отражают свое индивидуальное авторское отношение к действительности.
Обращение к рассказам Д. Рубиной, одной из самых популярных современных писательниц, обусловлено прежде всего тематикой и проблематикой произведений, отличающихся особой выразительностью. В сборнике рассказов Д. Рубиной «При чем тут девочка?» автор рассуждает на важную тему взросления и описывает сложности данного периода.
Рассмотрение выразительных средств языка в рассказах Д. Рубиной актуально в плане анализа выразительности самих текстов. Более того, изучение современных текстов совместно с классическими способствует формированию интереса к художественной литературе у учащихся, развивает навыки филологического анализа художественного текста. Кроме того, овладение выразительными средствами языка является одним из обязательных условий успешного создания текстов разных стилей и жанров [Иванова, Сковородников, Ширяев, 2003, с. 11].
Объектом исследования является художественная речь.
Предмет исследования - выразительные средства языка в рассказах Д. Рубиной.
Цель исследования - выявление выразительно-изобразительных средств языка в рассказах Д. Рубиной.
Задачи работы формулируются в соответствии с целью:
1) рассмотреть научную литературу по теме исследования, определить основные рабочие понятия;
2) собрать материал для исследования;
3) описать тропы, стилистические фигуры и их функции в рассказах Д. Рубиной;
4) разработать урок русского языка в 7 классе по теме исследования.
Материал для исследования: три рассказа из сборника Дины Рубиной “При чем тут девочка?” (2020): «Астральный полет души на уроке физики», «Дом за зеленой калиткой», «Этот чудной Алтухов»; проанализировано 98 контекстов.
Методы исследования: анализ научной литературы, прием выборки, описательный и сопоставительный методы.
Теоретической базой исследования послужили работы Л.В. Рыжковой- Гришиной (2020), Е.В. Клюева (2001), Самотик Л.Г. (2022); словари:
Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / отв. ред. Кожина М.Н. М.: Флинта, 2003.
Словарь лингвистических терминов. / отв.ред. Ахманова О. С. М.: Советская Энциклопедия, 1968. 569 с.
Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. / ред. Иванова Л.Ю., Сковородников А.П., Ширяев Е.Н. М.: Флинта, 2003. 840 с.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в преподавании курсов стилистики, русского языка и культуры речи в вузе, на уроках русского языка при изучении разделов лексики и синтаксиса.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (34) и двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Использование выразительных средств языка позволяет автору выявить тонкости содержания текста, обозначить свое отношение к теме высказывания, подчеркнуть уникальность явлений, усилить эмоциональность и выразительность высказывания. Выразительная речь характеризуется точностью, лаконичностью, логической последовательностью и особой стилистически маркированной речью. Исследователи отмечают, что выразительные средства языка выполняют коммуникативную функцию - речь должна быть понятна всем субъектам общения.
Во второй главе выпускной квалификационной работы были проанализированы выразительно-изобразительные средства в трех рассказах Д.И. Рубиной из сборника «При чем тут девочка».
Д. И. Рубина мастерски описывает период взросления, трудности, противоречия, влюбленность. Лексические и синтаксические выразительные средства языка автор применяет для создания определенной атмосферы и эмоционального отклика, которые способствуют более глубокому пониманию текста.
Всего было проанализировано 98 контекстов, в которых выявлено 47 метафор, 27 эпитетов, 30 сравнений, 11 олицетворений, 8 приемов инверсии, 4 анафоры, 2 градации, 8 антитез, а также определены их функции в тексте, влияние на восприятие и интерпретацию произведения.
В каждом рассказе имеются свои особенности использования выразительных средств языка. В первом рассказе метафоры выражают отрицательное отношение героини ко всему, что ее окружает: к учебе «бездна свободного для чтения времени пропадает у меня даром», учителю физики «ядовито переспросил физик, внешнему виду - героиня чувствует себя неуютно, словно «этакая оглобля в очках», одноклассникам «весь класс натруженным маршем шагал по асфальтированному шоссе школьной программы, я сбежала на обочину, под откос».
Чаще встречаются эпитеты, подчеркивающие иронический настрой героини: «хилый интеллект», «физико-математический кретинизм».
Сравнения усиливают эмоции героини: «Турсунбаич остановился в трех шагах от моей парты, играючи проделал несколько движений указкой, подобно тому, как церемониймейстер манипулирует своим жезлом... » - девочка чувствует волнение и тревогу, когда к ней подходит учитель, «жужжали, как пули, над ухом опросы» - находится в оцепенении, «в классе висела обморочная тишина, тяжелая, как застойный воздух» - ощущает дискомфорт.
Антитеза определяет внутренний конфликт героини по поводу учебы, учиться необходимо, но желание быть свободной оказывается сильнее: «Итак, я отвлеклась от учебного процесса и с того дня как бы отделилась от него. Мы мирно расстались. Учебный процесс существовал сам по себе, я же унеслась в иные пространства и болталась там без призору».
Рассказ «Дом за зеленой калиткой» отличается яркими художественными деталями и символами: «Зеленая калитка» - ворота в детские воспоминания, где живут тайны и мечты. Именно через образ калитки автор показывает невидимую грань между детством и взрослением.
Эпитеты играют важную роль, подчеркивая детали и раскрывая отношение автора к героям и событиям: «огромный двор кишащий ребятами». - автор создает образ простора и свободы, усиливая впечатление от живого, динамичного места, где кипит детская жизнь. Пуговицы, «покрытые сверкающей желтой краской», становятся еще более заманчивыми для девочки. Сверкающая краска придает им особую ценность и престижность, а желтый цвет символизирует богатство и радость.
Олицетворения подчеркивают особенности детского воображения: «Пуговицы играли роль денег» - в детской игре пуговицы, лишенные собственных свойств, оживают, обретая способность «играть». «Губная помада проследовала в мой карман» - олицетворение превращает губную помаду в живого субъекта, губная помада сама последовала в карман, у девочки пропадает чувство ответственности за кражу.
Антитеза раскрывает недоверие ребенка относительно намерений взрослых: «Я размышляла: кто он - злой человек, которого неведомая сила заставляет угощать меня виноградом, или, наоборот, очень добрый человек, которого опять- таки неведомая, на этот случай уже злая сила, заставляет хранить молчание и угрюмость на небритом лице».
В третьем рассказе метафоры позволяют читателю погрузиться в ауру произведения, понять внутренний мир персонажей и их взаимоотношения: «как у выжившего из ума декабриста» - сравнение с декабристом позволяет описать старческую походку героя, указывая на аристократичность его движений. Ярко выражается метафора «Я так люблю твои бредни, что хочется поцеловать звук твоего голоса» - привязанность героя к голосу возлюбленной передана с особым эмоциональным оттенком.
Оксюморон в произведении используется для усиления впечатления от описываемых событий и персонажей, например: выражение «самый настоящий обаятельный урод» означает неприязнь автора к герою, а использование сравнения во фразе "голову оторвёт течением и «понесёт, как божье яблоко» усиливает страх перед опасностью и смертью.
Олицетворение явлений природы автором используется для создания атмосферы мистики и загадочности. Например, в фразе «природа предусматривала наличие третьего циклопического глаза» природа представлена, как живое мыслящее существо, способное понимать и видеть происходящее.
Ирония в рассказе помогает автору создавать сарказм, насмешку и критическое отношение к персонажам и события: «Никогда не беседовали с ним как нормальные люди" - это ироничное замечание о неспособности героя к обычному общению с окружающими. «Отстань, - сказал он и все-таки пробился в отдел игрушек" - ироничное описание успеха героя».
Антитеза является одним из ярких стилистических приемов, используемых автором. Героиня описывает внешность своего друга, противопоставляя уродство обаянию, талант смеху: «Он был ужасный урод, самый настоящий обаятельный урод». «Он был талантливый и смешной», подчеркивая, что это довольно редкое сочетание. Героиня испытывает чувство влюбленности и презрения, у нее возникают незнакомые и противоречивые эмоции.
В рассказе «Этот чудной Алтухов» героиня становится взрослой, она уже студентка, но ее характер так и остался непосредственным и свойственным ребенку. Большинство выразительных средств языка постепенно усложняют внутренний мир героини, она испытывает незнакомое чувство влюбленности и душевные терзания - рассказ отличается глубоким психологизмом.
Проведенный анализ в очередной раз показывает значимость выразительно­изобразительных средств в тексте. Актуальными остаются слова К.Г. Паустовского О выразительных средствах языка: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».


1. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: 1990. С. 5-32.
2. Арутюнова Н. Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 296 с.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская Энциклопедия, 1968. 569 с.
4. Бабкина М. В. Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций. М., 2017. 121 с.
5. Бассараб С.Н. Летошникова С.А. Толмачева В.В. Текст научной статьи по специальности языкознание и литературоведение // Символ науки. 2017. С. 1-3.
6. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет, 2006. 314 с.
7. Будагов Р. А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого // Русская речь. 1973. С. 26 - 31.
8. Виноградов В.В. Основные понятия фразеологии как лингвистической дисциплины. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. С. 118-162.
9. Иванова-Лукьянова Г. Н. Художественный текст: услышать и понять: учебное пособие для студентов филологических специальностей. 2-е изд. М.: Флинта, 2018. 114 с.
10. Иванова Л.Ю., Сковородников А.П., Ширяев Е.Н. Словарь и современная концепция культуры речи // Культура русской речи: энциклопедический словарь- справочник. М.: Флинта, 2003. 840 с.
11. Клюев Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция: Учебное пособие для вузов. М.: ПРИОР, 2001. 272 с.
12. Кожина М.Н. Метафора // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта, 2003. C. 37-39.
13. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М.: Флинта, 2022. 464 с.
14. Копнина Г. А., Сковородников А. П. Выразительность речи // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта, 2003. 480 с.
15. Кубасов А.В. О Дине Рубиной - с любовью // Текст научной статьи по специальности языкознание и литературоведение. 2004. 1 с....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ