ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
|
ВведениеЗ
1 Теоретическое обоснование проблемы влияния разных типов родительского отношения на
особенности личностной готовности детей к школе4
1.1 Понятие личностной готовности детей к школе и ее компонентов4
1.2 Особенности личностной готовности к школе детей старшего дошкольного возрастаб
1.3 Типы родительского отношения к детям.9
Выводы по первой главе17
2 Эмпирическое изучение формирования личностной готовности детей к школе с учетом
типов родительского отношения к детям 19
2.1 Проведение эмпирического исследования19
2.2 Рекомендации для родителей27
Выводы по второй главе32
Заключение34
Библиографический список35
Приложения38
1 Теоретическое обоснование проблемы влияния разных типов родительского отношения на
особенности личностной готовности детей к школе4
1.1 Понятие личностной готовности детей к школе и ее компонентов4
1.2 Особенности личностной готовности к школе детей старшего дошкольного возрастаб
1.3 Типы родительского отношения к детям.9
Выводы по первой главе17
2 Эмпирическое изучение формирования личностной готовности детей к школе с учетом
типов родительского отношения к детям 19
2.1 Проведение эмпирического исследования19
2.2 Рекомендации для родителей27
Выводы по второй главе32
Заключение34
Библиографический список35
Приложения38
Поступление в школу - ответственный и сложный период в жизни ребенка и его родителей. Начало школьного обучения ребенка ставит перед родителями ряд вопросов. Прежде всего, всех родителей волнует вопрос о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6 - 7 летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство - от 50 % до 80% детей - в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ [21]. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка - дошкольника, то есть в границах 5 - 6 летнего возраста.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе выступает одним из основных итогов психического развития на этапе дошкольного детства. Составными компонентами психологической готовности ребенка к обучению в школе являются: интеллектуальная, волевая, личностная и социально - психологическая готовность. Эти компоненты очень значимы для того, чтобы обучение в школе было успешным, для быстрой адаптации в новых условиях, не проблемного вступления в систему новых взаимоотношений. Личностная готовность ребенка к школе, является составным компонентом психологической готовности к школьному обучению. Она состоит в умении и способности контактировать с одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться с ровесниками, действовать вместе с другими, уступать, подчиняться при необходимости, избегать конфликта - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
На формирование личностной готовности ребенка к школе, играет семья, отношение между родителями и детьми. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Семья неспособная правильно воспитывать, приводит к серьезным нарушениям развития личности ребенка. Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу, развивает отношение к себе и другим людям.
Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование личностной готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера родительского отношения и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.
Вышесказанное позволяет перейти к формулировке цели исследования.
Цель исследования - выявит особенности личностной готовности детей к школе при разных типах родительского отношения.
Для достижения поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:
1) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) охарактеризовать понятие личностная готовность детей к школе;
3) выделить типы родительского отношения;
4) изучить особенности личностной готовности детей к школе при разных типах родительского отношения ;
5) составить рекомендации для родителей.
Объект исследования - личностная готовность детей к школе.
Предмет исследования - особенности личностной готовности детей к школе при разных типах родительского отношения.
Гипотеза научного исследования. Предполагаем, что:
1. при не конструктивных типах родительского отношения будет наблюдаться низкий уровень личностной готовности ребенка к школе;
2. конструктивные типы родительского отношения будут способствовать высокому уровню личностной готовности ребенка к школе.
Методы.
Теоретические - анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования, обобщение.
Эмпирические - психодиагностические.
Методы обработки - количественный и качественный.
Методики: «Беседа о школе» Н. И. Гуткиной, методика «Рукавички» Г.А. Цукерман, тест - опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В Столина.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе выступает одним из основных итогов психического развития на этапе дошкольного детства. Составными компонентами психологической готовности ребенка к обучению в школе являются: интеллектуальная, волевая, личностная и социально - психологическая готовность. Эти компоненты очень значимы для того, чтобы обучение в школе было успешным, для быстрой адаптации в новых условиях, не проблемного вступления в систему новых взаимоотношений. Личностная готовность ребенка к школе, является составным компонентом психологической готовности к школьному обучению. Она состоит в умении и способности контактировать с одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться с ровесниками, действовать вместе с другими, уступать, подчиняться при необходимости, избегать конфликта - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
На формирование личностной готовности ребенка к школе, играет семья, отношение между родителями и детьми. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Семья неспособная правильно воспитывать, приводит к серьезным нарушениям развития личности ребенка. Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу, развивает отношение к себе и другим людям.
Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование личностной готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера родительского отношения и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.
Вышесказанное позволяет перейти к формулировке цели исследования.
Цель исследования - выявит особенности личностной готовности детей к школе при разных типах родительского отношения.
Для достижения поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:
1) проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) охарактеризовать понятие личностная готовность детей к школе;
3) выделить типы родительского отношения;
4) изучить особенности личностной готовности детей к школе при разных типах родительского отношения ;
5) составить рекомендации для родителей.
Объект исследования - личностная готовность детей к школе.
Предмет исследования - особенности личностной готовности детей к школе при разных типах родительского отношения.
Гипотеза научного исследования. Предполагаем, что:
1. при не конструктивных типах родительского отношения будет наблюдаться низкий уровень личностной готовности ребенка к школе;
2. конструктивные типы родительского отношения будут способствовать высокому уровню личностной готовности ребенка к школе.
Методы.
Теоретические - анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования, обобщение.
Эмпирические - психодиагностические.
Методы обработки - количественный и качественный.
Методики: «Беседа о школе» Н. И. Гуткиной, методика «Рукавички» Г.А. Цукерман, тест - опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В Столина.
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития.
В дошкольном возрасте, больше чем в другом, дети готовы «живо и жадно» учиться. Особое значение при этом имеет достижение сформированности личной позиции ребенка в отношении к новой роли ученика, желание и умение учиться.
Таким образом, здесь играет роль не только интеллектуальная зрелость, но и нравственно-волевая готовность к учебной деятельности - общаться в коллективе, правильная реакция на требования взрослого, усвоение норм поведения. Все это входит в состав социальной активности личности.
Опираясь на возрастные особенности детей, родителям надо иметь в виду широкую палитру индивидуальных различий возможностей и их способностей. Мастерство в обучении и воспитании как раз в значительной мере выражается в способах индивидуального подхода к каждому ребенку.
В ходе работы нами были решены задачи:
1. Проанализирована научная литературу по данной проблеме исследования;
2. Дана характеристика личностной готовности детей к школе;
3. Определены типы родительского отношения;
4. Изучены особенности личностной готовности детей к школе при разных типах родительского отношения;
5. Составлены рекомендации для родителей по развитию уровня личностной готовности детей к школе.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что;
1) при не конструктивных типах родительского отношения наблюдается низкий уровень личностной готовности ребенка к школе;
2) конструктивные типы родительского отношения способствуют высокому уровню личностной готовности ребенка к школе.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития.
В дошкольном возрасте, больше чем в другом, дети готовы «живо и жадно» учиться. Особое значение при этом имеет достижение сформированности личной позиции ребенка в отношении к новой роли ученика, желание и умение учиться.
Таким образом, здесь играет роль не только интеллектуальная зрелость, но и нравственно-волевая готовность к учебной деятельности - общаться в коллективе, правильная реакция на требования взрослого, усвоение норм поведения. Все это входит в состав социальной активности личности.
Опираясь на возрастные особенности детей, родителям надо иметь в виду широкую палитру индивидуальных различий возможностей и их способностей. Мастерство в обучении и воспитании как раз в значительной мере выражается в способах индивидуального подхода к каждому ребенку.
В ходе работы нами были решены задачи:
1. Проанализирована научная литературу по данной проблеме исследования;
2. Дана характеристика личностной готовности детей к школе;
3. Определены типы родительского отношения;
4. Изучены особенности личностной готовности детей к школе при разных типах родительского отношения;
5. Составлены рекомендации для родителей по развитию уровня личностной готовности детей к школе.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что;
1) при не конструктивных типах родительского отношения наблюдается низкий уровень личностной готовности ребенка к школе;
2) конструктивные типы родительского отношения способствуют высокому уровню личностной готовности ребенка к школе.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Психология учебной мотивации младших школьников в связи с
разным стилем родительского отношения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО
ОТНОШЕНИЯ И ЛИЧНОСТНОЙ УСПЕШНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - Влияние детско-родительских отношений на
адаптацию первоклассников к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Особенности связи типа детско-родительских отношений с компонентами личностного потенциала студентов (Сибирский Федеральный Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024





