ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы адаптации первоклассников к школьному
обучению 8
1.1. Понятие адаптации. Адаптация первоклассников к школе как
проблема 8
1.2. Особенности адаптации к школе современных младших школьников.
Гендерные особенности адаптации первоклассников 17
1.3. Пути повышения уровня психолого - педагогической и физиологической
адаптации к обучению 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА II. Изучение уровня адаптации первоклассников 36
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе 36
2.2 Анализ результатов исследования уровня адаптации детей младшего школьного возраста 45
2.3. Рекомендации педагогам и родителям младших школьников с проблемами
в адаптации к школе 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 69
Заключение 70
Список используемой литературы 71
Приложения 75
Современные педагоги и психологи утверждают, что одним из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей и в социальном, и в физиологическом плане является период начала обучения в школе. Ребенок включается в совершенно новые для него условия жизни и деятельности - у ребенка появляются новые контакты, возникают новые отношения, он должен выполнять новые обязанности - все это может вызывать у него определенные трудности.
Приспособление (или адаптация) к школе происходит не сразу и не у всех детей. Когда ребенок на самом деле желает учиться, а не просто ходить в школу, т. е. если у него появляется учебная мотивация, говорят о сформированности внутренней позиции «я-школьник». Включившись в процесс обучения, ребенок тем самым приобретает статус школьника. Насколько он принимает эту внешнюю данную ему позицию и станет ли она его внутренней позицией — вопрос психологической готовности к школе. Внутренняя позиция школьника, как показали многолетние исследования Н. И. Гуткиной, проявляется при поступлении в школу у 41% 6-летних и 52% 7летних детей. Примерно половина будущих первоклассников психологически не готова к школе. Важно понимать, что формируется эта позиция не спонтанно, а лишь в результате систематической, целенаправленной и целесообразно организованной деятельности. Отсутствие данной внутренней позиции сопровождается определенными адаптационными трудностями, как на начальном этапе обучения, так и в последующие периоды, что неизменно приводит к потере интереса к обучению, возникновению конфликтов с учителем и одноклассниками, нагнетанию тревожного состояния и т.п.
Значимость социально-педагогической адаптации в начале школьного обучения отмечали многие психологи, такие как Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин, В.С.Мухина, М.М.Безруких, Л.С.Славина и другие. Исследовались особенности адаптации первоклассника к новым школьным условиям (М.М.Безруких, А.Беличева, Л.И.Божович, М.Р.Битянова,
Н.И.Гуткина, И.В.Дубровина, И.А.Коробейников, Н.Г.Лусканова,
Р.В.Овчарова и др.
Однако нельзя рассматривать адаптацию первоклассников только с точки зрения психологии. С наступлением школьного возраста у ребёнка меняется вид деятельности: с игровой деятельности, на учебную. Поэтому, стоит
понимать, что
интенсивные психоэмоциональные нагрузки, связанные с усвоением учебно го материала, способствуют снижению уровня адаптивных резервов органи зма, работоспособности, психологической устойчивости к стрессовым ситуа циям. Это проявляется в ухудшении состояния здоровья школьников, негат ивно отражается на эффективности процесса обучения. Частое следствие интенсификации - возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья: развития нервных, психосоматических и других заболеваний. [15].
Исследование особенностей социальной и физиологической адаптации первоклассников к школьной жизни продолжает оставаться актуальным. В начальной школе по прежнему отмечается возрастание числа детей с признаками школьной дезадаптации. Наряду с явными формамидезадаптации все чаще наблюдаются проявления низкой адаптации, вызывающие в силу «завуалированности» особую тревогу и проявляющиеся в особой внутренней позиции ребенка по отношению к школе, отсутствии или низком уровне развития учебно-познавательной мотивации даже при условии хорошей и отличной успеваемости и сформированности компонентов учебной деятельности, повышенной тревожности и конфликтности самооценки. Немаловажным остаётся и изучение актуального
уровня психофизиологической адаптации, что
обусловлено необходимостью решения прикладных и научно
исследовательских задач здоровьесбережения в начальной школе, оптимизации учебного процесса и охране здоровья школьников.
Однако, стоит отметить, что наряду с психолого-педагогическими и физиологическими особенностями личности во время адаптпции, немаловажным являются и гендерные особенности личности. Многими педагогами неоднократно отмечалось, что мальчики и девочки готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная успешность мальчиков и девочек в первом классе также различается. Естественно, что не в пользу мальчиков различается и физиологическая «цена», которую «платит» организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.
Школьная успешность мальчиков и девочек во многом зависит от врожденных особенностей функциональной организации мозга. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек - правое. Девочки в целом считаются более "речевыми", они раньше начинают говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Им обычно легче учиться в школе, по крайней мере, в начальной и средней. Мальчики зачастую начинают говорить несколько позже, и до определенного возраста их психическое развитие проходит без прессинга собственной речи. Зато у них раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации. Мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления, в зависимости от предмета. А вот девочки с успехом применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала. [21].
На сегодняшний день в психологии, педагогике и анатомии недостаточно представлены теоретические и практические результаты исследования проблемы гендерных различий в условиях социальной адаптации и генезиса дезадаптации. Это и явилось основанием при выборе темы для выпускной квалификационной работы.....
Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Задача, стоящая перед педагогическим коллективом школы и в частности перед психологом - создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий развития личностной готовности ребенка к школе, интеллектуальной готовности и социальной готовности к школьному обучению.
Существует много определений школьной адаптациипод которой традиционно понимается как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития, либо процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, к новым условиям жизни.
Ускорение темпа жизни, введение различных инноваций, повышение учебных требований приводят к росту тревожности, появлению школьной дезадаптации. Трудности, которые могут возникать у ребенка в период начального обучения, связаны с воздействием большого числа факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка: семейного, социального, средового, соматического, биологического, психологического и др.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Адаптировать ребенка к школе - значит приспособить его к развитию (наряду с функционированием).
1. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод.мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности / Балл Г.А. // Вопросы психологии. - 1989.- №1.- С.10-12.
3. Безменов П.В. Социально-психологические предпосылки школьной неуспеваемости и ее коррекция у учеников младших классов Вопросы психического развития детей и подростков (Научно-практический журнал, психиатрии, психологии и смежных дисциплин). 2001. 1. 64 69.
4. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М.:Эксмо, 2009. - 464 с.
5. Белякова Н.В. Педагогические факторы риска школьнойдезадаптации. Психолого-педагогические системы и технологии: материалы первой научнопрактической студенческой конференции. - Омск, 1998 - С.31-34.
6. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога// Психические состояния. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов - СПб., 2000. — С. 175-181.
7. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. - М., 2008. - 267с.
8. Бохан Т.Г., Заиевский Г.В. К проблеме необходимости и возможности психической коррекции ригидности у детей. Сибирский психологический журнал. - 1997. - № 5, - С.141-143.
9. Вострокнутов Н. В. Школьнаядезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М., 1995. - С. 8-11.
10. Вроно Е. М. - Поймите своего ребенка. - М.ООО «Дрофа», 2002. - 164 с.
11. Выготский Л.С, Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 1983. - 251 с.
12. Галажинский Э.В. К вопросу о взаимосвязи психической ригидности, тревожности и адаптации к школе учапщхся начальных классов// Сибирский психологический журнал. -1996 - № 2. - С. 55-56.
13. Гуткина Н.И. Группы и классы развития// Психол. Наука и образование. 1996-№6.-С 71-85.
14. Данилова Е. Первоклассники // Школьный психолог. 2002. № 6. - С.14.
15. Дезадаптация первоклассников, причины, показатели и формы проявления // Феномены личности и группы в изменяющемся мире. Мат. научн.- практ. конф / Отв. ред. Н.П.Фетискин, В.В. Чекмарёв. Кострома, 1998. Т. 2. С.37 - 40....45