Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Работа №154623

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-18 ЛЕТ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ 7
1.1. Понятие и виды копинг-стратегий в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2. Психологические особенности юношеского возраста 13
1.3. Ситуация экзамена как психологическая проблема для обучающихся 17
1.4. Возможности развития адаптивных копинг-стратегий обучающихся в
практике психолога образования 21
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования копинг-стратегий обучающихся 16-17 лет
в период подготовки к единому государственному экзамену 28
2.3. Направления и содержание психолого-педагогической работы по развитию
адаптивных копинг-стратегий обучающихся 16-17 лет в период подготовки к
единому государственному экзамену 36
2.4. Оценка эффективности проведенной работы 43
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает копинг-стратегии - систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.
Актуальность изучения копинг-стратегий в юношеском возрасте определяется особенностями социальной ситуация развития, которая связана с выбором своего жизненного пути, адаптацией к новым условиям жизнедеятельности и может рассматриваться как стрессогенная. Умение справиться с такой ситуацией определяет решение задач данного возрастного периода, об этом говорится в работах А.А. Паньковой.
Т.Л. Крюкова подчеркивает, что совладающее поведение запускается определенной ситуацией, задающей его особенности, - «ситуационным фактором». В ситуации экзамена, в частности, происходит оценка степени ее стрессогенности, что оказывает влияние на выбор стратегий и стилей совладания. Для тех, кому предстоит сдавать экзамены, типичной является ситуация, когда начало подготовки к ним откладывается на максимально долгий срок, что негативно сказывается на конечных результатах. Поэтому в процессе подготовки к единому государственному экзамену очень важно уделить достаточно времени формирования конструктивных копинг-стратегий старшеклассников.
Ситуация экзамена для школьника трудна сама по себе. Усложняется она еще и тем, что обучающийся заранее начинает тревожиться, переживать по поводу экзаменов. Обязательный единый государственный экзамен - это выпускной, важный экзамен для обучающихся, поэтому также повышается уровень тревоги. Экзамен как стрессовая ситуация описывается в работах С.А. Гапоновой, В.А. Суворовой, Ю.В. Щербатых Ю.В и др.
В соответствии с нормами федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), у выпускника второй ступени образования должно быть сформировано умение самостоятельно мыслить и принимать решения, ответственное отношение к учению, готовность и способность к участию в жизни общества, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию. Указанные качества оказывают влияние на то, как выпускник основной школы справляется с различными жизненными трудностями и стрессовыми ситуациями. То есть, от того, насколько хорошо у него сформированы эти качества, зависит выбор стратегий копинг- поведения, которые он использует для преодоления трудностей.
Проблему копинг-стратегий исследовали множество зарубежных авторов, таких как Д. Амирахн, Н. Селье, Дж. Роттер, Р. Лазарус, Р. Плутчик, С. Фолкман и отечественных авторов, а именно Р.М. Грановская, Н.М. Никольская, Н.А. Сирота, С.В. Фролова, В.М. Ялтонский.
Авторы сходятся во мнении, что для совладания со стрессом каждый человек использует копинг-стратегии, которые связанны с имеющимся у него психологическим резервом и опытом.
Несмотря на то, что проблема актуальна, копинг-стратегии старшеклассников считаются малоизученным и в практической деятельность отмечаются дефициты успешных практик.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать психолого­педагогические условия развития адаптивных копинг-стратегий обучающихся 16­17 лет в период подготовки к единому государственному экзамену
Объект исследования: копинг-стратегии.
Предмет исследования: развитие адаптивных копинг-стратегий
обучающихся 16-17 лет в период подготовки к единому государственному экзамену.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научной литературы: изучить понятие и виды копинг-стратегий в психолого-педагогической литературе; рассмотреть психологические особенности юношеского возраста; охарактеризовать ситуацию экзамена как психологическую проблему для обучающихся.
2. Провести эмпирическое исследование: выявить и охарактеризовать копинг-стратегии обучающихся 16-18 лет в период подготовки к единому государственному экзамену;
3. Разработать программу развития адаптивных копинг-стратегий обучающихся 16-17 лет в период подготовки к единому государственному экзамену;
4. Выявить эффективность проделанной работы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого­
педагогическими условиями развития адаптивных копинг-стратегий обучающихся 16-17 лет в период подготовки к единому государственному экзамену являются:
• информирование о способах совладания со стрессом (копинг- стратегиях);
• формирование опыта практического применения адаптивных копинг- стратегий.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики диагностики:
• Анкета «самооценка психологической готовности к ЕГЭ/ОГЭ» (модификация методики М. Ю. Чибисовой)
• Методика диагностики копинг-стратегий Э. Хайма (Н.П. Фетискин, В.В.
Козлов, Г.М. Мануйлов).
- Проективная рисуночная методика «Стресс в моей жизни» (модификация методики Л. Л. Панченко «Я и стресс»).
База исследования: исследование проводилось на базе школ города Красноярска.
Выборка: В исследовании приняло участие 24 обучающихся 11 класса 16- 18-ти лет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе школьного образования.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух разделов, выводов по каждой Главе, заключения, списка литературы, состоящего из 51 источника и 2 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование было посвящено развитию адаптивных копинг-стратегий обучающихся 16-18 лет в период подготовки к единому государственному экзамену.
Изучение и анализ теоретических источников показал, что феномен копинг- стратегий отличается от других психологических явлений тем, что он включает в себя не только способы преодоления стрессовых ситуаций, но и методы регуляции эмоций, управления вниманием и использования ресурсов социальной среды. В современной науке все существующие теории копинг-стратегий можно разделить на несколько групп: модели, основанные на теории стресса и адаптации (например, модель Лазаруса и Фолкмана). Модели, связанные с теорией социального научения (например, теория Бандуры). Модели, опирающиеся на теорию саморегуляции (например, подход С. Хобфолла).
При рассмотрении различных моделей копинг-стратегий можно заметить, что они предлагают различные подходы к пониманию этого феномена. Некоторые модели акцентируют внимание на стрессе и адаптации, другие - на социальном научении, третьи - на системном подходе или саморегуляции. Однако все эти подходы объединяет то, что они рассматривают копинг-стратегии как важный инструмент для преодоления трудностей и достижения успеха в различных сферах жизни.
Юношеский возраст, это период онтогенеза, переходный возраст между детством и взрослостью. Данный период определяется как кризисный возраст, а, следовательно, особенно уязвимый и сензитивный для целостного формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, которое способствует становлению определенному отношению к окружающей действительности и моральный и установок. Специфика данного возраста заключается в смене ведущего вида деятельности с межличностного общения на учебно-профессиональную деятельность. К особенностям юношеского возраста относятся: эмоциональная чувствительность, потребность в самостоятельности, развитие самооценки и идентичности, социальная адаптация.
Выбор адаптивных копинг-стратегий учащихся являются необходимым условием формирования учебной деятельности. Это зависит от множества факторов, таких как самоэффективность, социальная поддержка, привязанность к учебному заведению и отношения со сверстниками. Каждый из этих факторов играет свою роль в формировании стратегий преодоления трудностей и становлении учащегося как субъекта учебной деятельности.
На основании всей совокупности эмпирических данных и их сравнительного анализа сделан вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза в ходе исследования подтвердилась. В качестве рекомендаций на основании проведенной диагностики и полученных эмпирических данных о наличии тех или иных копинг-стратегий была разработана программа занятий с элементами тренинга.
Говоря о перспективах дальнейшего развития исследования, можно предположить проведение аналогичного исследования на больших по объему выборках, а также проверку на практике разработанной программы занятий с элементами тренинга по формированию адаптивных копинг-стратегий у юношей.


1. Алиев Х.М. Метод «Ключ» от комнаты страха твоего мозга / М.: АСТ, 2021. 55 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.
3. Белашева И.В. Психология терроризма / СКФУ,2016. 155 с.
4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 2016. №4. С. 64-74.
5. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 3. С. 106-116.
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
7. Божович Л. И. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Просвещение, 2015. 127 с.
8. Вассерман Л.И., Абаков В.А., Трофимова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. СПб: Речь, 2010. 192 с.
9. Вассерман, Л. И. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. психологов / Л. И. Вассерман. и др. СПб. : НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2009.
10. Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка. М. 2002. 48 с.
11. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2009. 343 с.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
13. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: ФиС, 1981. 112с.
14. Киселева О.В. Влияние личностных особенностей на выбор копинг- стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений поведения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2007. № 29. С. 152-154.
15. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения
//Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы: сб.
науч.статей. М., 2008. С. 138-152....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ