Введение 8
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы одиночества 15
1.1. Одиночество как социально-психологический феномен 15
1.2. Проблема одиночества в подростковом возрасте 33
1.3. Возможности группового консультирования при оказании помощи
подросткам в преодолении одиночества 38
Выводы по Главе 1 49
Глава 2. Экспериментальная работа по преодолению одиночества у подростков в процессе группового консультирования 51
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 51
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 63
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 73
Выводы по Главе 2 80
Заключение 82
Список используемых источников 85
Приложения 90
Актуальность исследования. Одиночество человека - сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Многие годы поддерживался тезис о том, что одиночество - неизменный спутник отчуждения - присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе, в силу его гуманистического характера, одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью. Проблема одиночества, безусловно, существовала, т.к., во-первых, социально-экономические условия, хотя и играют важную роль, сами по себе не способны устранить из жизни человека все проблемы , а во-вторых, социализм вовсе не так идеален, каким его старались показать.
Тем не менее, социально-экономические и идеологические процессы , которые происходили в России на протяжении последних полутора десятилетий, резко обострили вопросы адаптации личности к новым условиям, проблемы ее самореализации, практического выживания в сложном мире. Факт состоит в том, что общество, основанное на рыночной экономике, создает больше возможностей для самореализации и самовыражения личности, предоставляет ей большую свободу, но оно же требует от нее большей самостоятельности и инициативности , готовности к постоянной конкуренции. Достаточно быстрый и глобальный (в масштабах огромной страны) переход от одного жизненного уклада к другому не может не порождать ощущение потерянности, брошенности, отчужденности у большого количества людей.
Достаточно распространённым является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старших возрастных групп . Действительно, им сложно изменять социальные стереотипы. Но современная социальная ситуация такова, что по ряду причин сильный пресс испытывает и молодежь. Основными из них являются следующие: 1) нарушение связи между поколениями в семье, что, в свою очередь, может быть обусловлено материальным неблагополучием семьи, увеличением рабочего времени родителей, их алкоголизмом и криминальным поведением и т.д.; 2) разрушение системы организации досуга детей и молодежи, особенно по месту жительства, которая и ранее была далека от совершенства, а теперь отсутствует практически полностью; 3) сложность трудоустройства в соответствии с полученными образованием и квалификацией, вследствие чего значительная часть молодежи вынуждена работать временно или вообще без юридического оформления на работу, что становится причиной постоянной тревоги и напряженности, лишает постоянного круга общения; 4) уменьшение числа заключаемых браков и увеличение среднего возраста вступления в первый брак, что связано и с общей демографической ситуацией в стране, и с экономическими проблемами молодых семей, в частности с высокими ценами на жилье .
В социологии и социальной психологи достаточно разработанной является проблема одиночества в пожилом возрасте. В настоящее время в зону социального риска, вызываемого отчуждением , оказались включенными подростки и молодежь. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в молодежной среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенности в завтрашнем дне, увеличения стрессовых ситуаций, нарушения межличностных отношений, отчаяния, одиночества.
Сложившееся положение осложняется тем, что духовные переживания подрастающего поколения, его внутренний мир, эмоциональная сфера остаются без достаточного внимания общества. Практически отсутствует развитая инфраструктура социальной защиты молодежи , крайне непрочны семейные связи - дети и взрослые отчуждены друг от друга. К тому же, невысок уровень психолого-педагогической культуры многих родителей. Проблема одиночества молодых людей недостаточно учитывается при организации социальной работы с ними и не рассматривается в качестве задачи психологической помощи людям.
Испытываемые подростками и молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации . Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или "уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.
Вместе с тем, нельзя забывать о том, что люди испытывают определенную потребность в одиночестве. Это касается не только лиц с развитыми творческими способностями : писателей, поэтов, художников, ученых и т.д., но и людей, не обладающих выраженными талантами. Известно, что в развитии личности наступает период (подростковый возраст), когда потребность в одиночестве актуализируется : человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть одному, наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие возможностей для ее удовлетворения также вызывает негативные последствия .
В связи с этим, проблема одиночества и его переживания в подростковом и юношеском возрасте является далеко неоднозначной . Практическая актуальность разработки различных ее аспектов выходит за пределы собственно психологии так же, как за ее пределы выходят пути и способы преодоления одиночества . Однако именно психология и, прежде всего, социальная психология, является наукой, в рамках которой проблема одиночества может быть наиболее полно исследована и определены основные направления ее решения.
Особенно очевидным это становится тогда, когда речь заходит о решении проблемы применительно к конкретной личности. Как мы уже указывали, человек может чувствовать себя одиноким (либо, напротив, остро ощущать недостаток одиночества) при любых социально-экономических и материальных условиях жизни. Дело в том, что если даже допустить возможность построения идеального общества, способного гарантировать свободу и социальную защищенность каждой личности в любой период ее жизни, личные проблемы людей, связанные с особенностями их характера и отношениями с другими людьми не исчезнут. В этом смысле проблема одиночества во всех своих аспектах оказывается сугубо...
Одиночество является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Оно, подчас, связано с деформацией различных отношений личности и, в этом случае сопровождается осознанием или ощущением не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение. То есть, одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности.
В первой главе нашей работы мы провели теоретический анализ психологической литературы и пришли к выводу о том , что одиночество является многоаспектным понятием , изучаемым с позиций различных подходов. В настоящее время большинством исследователей одиночество определяется как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации .
На основании различных концепций по изучению феномена одиночества рядом зарубежных и отечественных ученых в области психологи, нам удалось вывести его структуру. Подробно рассмотрели причины возникновения одиночества и закономерности на примере подросткового возраста, остановились на особенностях его проявления в данный период.
Проведенное исследование позволиловыявить зависимость между типами изоляции подростка и его коммуникативными навыками, стремлением к людям. Таким образом, в ходе нашего исследования мы выявили, что социально и эмоционально изолированные подростки имеют низкий уровень как коммуникативных, так и организаторских навыков, в то время как подростки, не испытывающие одиночества, имеют уровень данных навыков не ниже среднего; социально изолированные дети характеризуются высоким уровнем стремления к людям , тогда как у остальных данная потребность выражается на среднем уровне наравне с боязнью быть отверженным. Сравнив группы изолированных подростков с не испытывающими одиночества, мы пришли к выводу, что у детей с высоким уровнем одиночества наблюдаются слабые коммуникативные навыки и высокая степень стремления к людям, которое остается неудовлетворенным .
Все это позволило нам сделать вывод о том, что период подросткового возраста является актуальным для проведения исследований , направленных на изучение одиночества, поскольку в этот период продолжают формироваться потребности, модели общения и взаимоотношений с окружающими людьми.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на преодоление социальной и эмоциональной изоляции подростков. Программа представляет собой групповые психологические консультации на определенную тематику .Групповое консультирование особенно удачно для работы с подростками потому, что дает им возможность выразить конфликтующие чувства и переживания, преодолеть неуверенность в себе и прийти к осознанию того, что они могут обсуждать совместно с ровесниками. Группа приводит подростка к постановке открытого вопроса своих ценностях и о необходимости изменения некоторых из них . В группе подростки учатся взаимодействовать друг с другом. Другая уникальная ценность группового консультирования для подростков заключается в том , что оно предлагает им шанс стать участником процесса роста другого человека. Поскольку в группе представлены все возможности для взаимодействия, участники могут выражать себя и быть услышанными, могут помогать друг другу на пути обретения самопонимания и самопринятия. Запланированная работа осуществлялась в различных направлениях: снятие тревожности, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков коммуникации....
1. АбульхановаК.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения// Психологический журнал. 1999. №5. с. 5-14.
2. Анос Я. Развод. М., 2000. 259 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы/ Э. Берн; Пер. с англ.; худож. М.В. Драко. 2-е изд. Минск: Попурри, 2000. 507 с.
4. Бодалев А.А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996. 368 с.
5. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социо динамика. Упражнения. Игры. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. 380 с.
6. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. Томск, 1996.
7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. М., 1988. 207 с.
8. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников// Семья в психологической консультации/ Под ред. А.А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Ось-89», 2001. 224 с.
10. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Под ред. Б.С.Волкова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. 343 с.
11. Данилова, Е.Е., Дубровина, И.В., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Данчева О.В. ,Швалб Ю.М. Одиночество: социальнопсихологические проблемы . Киев: Украина, 1991. 270с.
12. Джонсон Т.Б., Садлер У.А. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.
13. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дисс. .к.п.н. / О.Б. Долгинова. СПб, 1996. 17с.
14. Дубровиной. М.: Просвещение, 1999. 464 с., с.424
15. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника. Готовность к школе. Москва: МПСИ, МОДЭК, 2008. 96 с.....60