Введение 5
1 Теоретические основы обучения младших школьников написанию
подробного изложения на уроках русского языка 7
1.1 Изложение как вид речевой деятельности и его виды 7
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 13
1.3 Методика работы над подробным изложением на уроках русского
языка в начальной школе 19
2 Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников
написанию подробного изложения на уроках русского язык 27
2.1 Диагностика сформированности навыков написания подробного изложения у младших школьников 27
2.2 Комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие
навыков написания подробного изложения у младших школьников 32
2.3 Анализ результатов исследования 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Текст сказки «Умей обождать» К.Д. Ушинского 50
Приложение Б М. Пришвин «Моя родина» 51
Приложение В Э. Шим «Хлеб растет» 53
Актуальность обучения младших школьников написанию подробного изложения обусловлена тем, что работа над изложением способствует формированию и развитию навыков рассуждения, улучшению памяти, расширению словарного запаса, развивает орфографическую зоркость.
Методика проведения изложения на уроках русского языка изучалась многими исследователями, среди которых Н.Л. Войтелева, Н.А. Пленкин, С.И. Райский и др. Проведённый анализ теоретической литературы свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день конкретных методических рекомендаций по проведению подробного изложения на уроках русского языка в начальной школе. Это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования - подробное изложение.
Предмет исследования - обучение младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка.
Цель исследования - охарактеризовать особенности обучения младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «изложения» и охарактеризовать его виды;
- изучить психолого-педагогические особенности младших школьников;
- раскрыть методику работы над подробным изложением на уроках русского языка в начальной школе;
- провести опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка. Методы исследования:
- теоретический анализ учебной, учебно-методической, научной литературы;
- обобщение педагогического передового опыта;
- эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как Т.И. Гризик, В.П. Козлова, А.А. Леонтьев, М.Р. Львов, Е.Н. Потапова, С.И. Райский, Л.Е. Тимощук, Н.А. Федосова, С.Е. Царева и другие.
Базой исследования является МБОУ Балахтинская СОШ №2. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в количестве 12 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материала по проблеме обучения написанию подробного изложения на уроках русского языка.
Апробация результатов исследования: по результатам работы
опубликована научная статья «Обучение младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка» в сборнике международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (2023)
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем был разработан комплекс упражнений и заданий, направленный на развитие навыков написания подробного изложения, который может использоваться учителями в начальной школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 наименований и 3 приложения. В работе содержится 2 таблицы и 17 рисунков. Общий объем работы составляет 53 страницы.
В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи:
Раскрыто понятие «изложения» и охарактеризованы его виды. В данном исследовании мы опирались на определение «изложения», данное Л.П. Федоренко, которая под изложением понимает один из видов переработки текста, включающий в себя осмысленную передачу содержания текста с учетом его стилистических и художественных особенностей. Мы выявили, что по типу речи, использованному в тексте, изложения делятся на три вида: повествовательные, описательные, изложения-рассуждения. По объему различают подробные и сжатые (краткие) изложения.
Изучены психолого-педагогические особенности младших школьников. Мы выявили, что учебная деятельность младших школьников требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Память, внимание и воображение ребёнка младшего школьного возраста становятся самостоятельными. В данном возрасте школьники уже способны сосредотачиваться на учебной деятельности, благодаря владению специальными действиям, которые также позволяют ученикам запоминать прочитанную или услышанную речь, представлять себе что-то новое, то, что не воспринималось ранее. Мышление младшего школьника меняется с нагляднообразного на словесно-логическое. Это способствует интеллектуальному развитию, благодаря которому ученик способен находить решение разных учебных задач. Психологические особенности интересов детей (податливость, внушаемость, доверчивость) представляют собой большие возможности педагогического воздействия для целенаправленного развития у них познавательного интереса к учебе.
Раскрыта методика работы над подробным изложением на уроках русского языка в начальной школе. Изложения необходимо проводить 43
методически грамотно, учитывая требования, предъявляемые к тексту, а также требования к подготовке обучающихся к письменному пересказу, к работам младших школьников. Оценивание изложений школьников должно проводиться в соответствии с установленными критериями.
Проведена опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка. Нами было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования является МБОУ Балахтинская средняя школа №2. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в количестве 12 человек. По результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что уровень сформированности навыков написания подробного изложения у большинства младших школьников (66%) низкий. Данный результат свидетельствует о необходимости проведения работы, направленной на повышение уровня сформированности навыков написания подробного изложения. На следующем этапе эксперимента в учебный процесс были внедрены разработанные нами упражнения для подготовки учащихся к написанию подробных изложений. Мы предложили обучать учащихся этому виду изложения в следующей последовательности: подробное изложение текста по готовому плану; подробное изложение текста по вопросам; подробное изложение текста по опорным словам; подробное изложение рассказа по деформированному тексту. Для каждого этапа были предложены упражнения и модели уроков. На контрольном этапе показатели выделенных критериев повысились, увеличился процент успеваемости. Проведенное
экспериментальное исследование подтверждает эффективность разработанных упражнений, направленных на развитие навыков написания подробного изложения у младших школьников.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объёме.
1. Агаркова, Н. Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению: 1кл.: методическое пособие / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. - Москва : Академкнига, 2015. - 208 с. - ISBN 978-5-49400-039-2.
2. Агаркова, Н. Г. Графический навык. Графический почерк. (Программа для начальной школы) / Н. Г. Агаркова // Начальная школа. - 1995. - №12. - С. 17-24.
3. Безруких, М. М. Обучение письму / М. М. Безруких. -
Екатеринбург, 2016. - 456 с. - ISBN 978-5-91743-001-0.
4. Войтелева, Н. Л. Диктант и изложение. Сборник учебных материалов по русскому языку для подготовки / Н. Л. Войтелева. - Москва : Экзамен, 2006. - 381 с. - ISBN 978-5-377-01018-0.
5. Воробьева, Е.А. Развитие речи младших школьников / Е.А. Воробьева // Инновационная наука. - 2021. - №8. - С. 23-25.
6. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - Москва : Юрайт, 2019. - 302 с. - ISBN 978-5-534-06520-6.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 1996. - 416 с. - ISBN 5-87604-144-0.
8. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - Москва : Росмэн, 2018. - 224 c. - ISBN 978-5-09-015434-5.
9. Желтовская, Л. Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников : пособие для учителя четырехлетней начальной школы / Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соколова. - Москва : Просвещение, 2017. - 225 с.
10. Зайцев, Н. А. Письмо. Чтение. Счет / Н. А. Зайцев. - Санкт- Петербург : Лань, 2018. - 356 с. - ISBN 5-86617-041-8.
11. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку в начальной школе : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Сильченкова и др.; под ред. Т. И. Зиновьевой. - Москва : Юрайт, 2016. - 255 с. - ISBN 978-5-7695-3187-3.
12. Илюхина, В. А. Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной: программы, методические рекомендации, поурочные разработки / В. А. Илюхина. - Москва : АСТ: Астрель, 2015. - 254 с. - ISBN 978-5-35819309-3.
13. Илюхина, В. А. Письмо с «секретом» / В. А. Илюхина // Начальная школа. - 1999. - №9. - С. 27-38.
14. Кирина, Э. В. Приемы развития письменной речи на уроках русского языка / Э.В. Кирина // Вестник науки и образования. - 2022. - №2. - С. 2-6.
15. Ковынева, М. В. Методика активного обучения и воспитания. - Москва : Феникс, 2019. - 320 c. - ISBN 5-222-05752-6...45