ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАПИСАНИЮ ПОДРОБНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 5
1 Теоретические основы обучения младших школьников написанию
подробного изложения на уроках русского языка 7
1.1 Изложение как вид речевой деятельности и его виды 7
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 13
1.3 Методика работы над подробным изложением на уроках русского
языка в начальной школе 19
2 Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников
написанию подробного изложения на уроках русского язык 27
2.1 Диагностика сформированности навыков написания подробного изложения у младших школьников 27
2.2 Комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие
навыков написания подробного изложения у младших школьников 32
2.3 Анализ результатов исследования 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Текст сказки «Умей обождать» К.Д. Ушинского 50
Приложение Б М. Пришвин «Моя родина» 51
Приложение В Э. Шим «Хлеб растет» 53
1 Теоретические основы обучения младших школьников написанию
подробного изложения на уроках русского языка 7
1.1 Изложение как вид речевой деятельности и его виды 7
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 13
1.3 Методика работы над подробным изложением на уроках русского
языка в начальной школе 19
2 Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников
написанию подробного изложения на уроках русского язык 27
2.1 Диагностика сформированности навыков написания подробного изложения у младших школьников 27
2.2 Комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие
навыков написания подробного изложения у младших школьников 32
2.3 Анализ результатов исследования 38
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Текст сказки «Умей обождать» К.Д. Ушинского 50
Приложение Б М. Пришвин «Моя родина» 51
Приложение В Э. Шим «Хлеб растет» 53
Актуальность обучения младших школьников написанию подробного изложения обусловлена тем, что работа над изложением способствует формированию и развитию навыков рассуждения, улучшению памяти, расширению словарного запаса, развивает орфографическую зоркость.
Методика проведения изложения на уроках русского языка изучалась многими исследователями, среди которых Н.Л. Войтелева, Н.А. Пленкин, С.И. Райский и др. Проведённый анализ теоретической литературы свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день конкретных методических рекомендаций по проведению подробного изложения на уроках русского языка в начальной школе. Это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования - подробное изложение.
Предмет исследования - обучение младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка.
Цель исследования - охарактеризовать особенности обучения младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «изложения» и охарактеризовать его виды;
- изучить психолого-педагогические особенности младших школьников;
- раскрыть методику работы над подробным изложением на уроках русского языка в начальной школе;
- провести опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка. Методы исследования:
- теоретический анализ учебной, учебно-методической, научной литературы;
- обобщение педагогического передового опыта;
- эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как Т.И. Гризик, В.П. Козлова, А.А. Леонтьев, М.Р. Львов, Е.Н. Потапова, С.И. Райский, Л.Е. Тимощук, Н.А. Федосова, С.Е. Царева и другие.
Базой исследования является МБОУ Балахтинская СОШ №2. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в количестве 12 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материала по проблеме обучения написанию подробного изложения на уроках русского языка.
Апробация результатов исследования: по результатам работы
опубликована научная статья «Обучение младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка» в сборнике международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (2023)
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем был разработан комплекс упражнений и заданий, направленный на развитие навыков написания подробного изложения, который может использоваться учителями в начальной школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 наименований и 3 приложения. В работе содержится 2 таблицы и 17 рисунков. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Методика проведения изложения на уроках русского языка изучалась многими исследователями, среди которых Н.Л. Войтелева, Н.А. Пленкин, С.И. Райский и др. Проведённый анализ теоретической литературы свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день конкретных методических рекомендаций по проведению подробного изложения на уроках русского языка в начальной школе. Это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования - подробное изложение.
Предмет исследования - обучение младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка.
Цель исследования - охарактеризовать особенности обучения младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «изложения» и охарактеризовать его виды;
- изучить психолого-педагогические особенности младших школьников;
- раскрыть методику работы над подробным изложением на уроках русского языка в начальной школе;
- провести опытно-экспериментальную работу по обучению младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка. Методы исследования:
- теоретический анализ учебной, учебно-методической, научной литературы;
- обобщение педагогического передового опыта;
- эксперимент.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких авторов, как Т.И. Гризик, В.П. Козлова, А.А. Леонтьев, М.Р. Львов, Е.Н. Потапова, С.И. Райский, Л.Е. Тимощук, Н.А. Федосова, С.Е. Царева и другие.
Базой исследования является МБОУ Балахтинская СОШ №2. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в количестве 12 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации материала по проблеме обучения написанию подробного изложения на уроках русского языка.
Апробация результатов исследования: по результатам работы
опубликована научная статья «Обучение младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка» в сборнике международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (2023)
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем был разработан комплекс упражнений и заданий, направленный на развитие навыков написания подробного изложения, который может использоваться учителями в начальной школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 45 наименований и 3 приложения. В работе содержится 2 таблицы и 17 рисунков. Общий объем работы составляет 53 страницы.
В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи:
Раскрыто понятие «изложения» и охарактеризованы его виды. В данном исследовании мы опирались на определение «изложения», данное Л.П. Федоренко, которая под изложением понимает один из видов переработки текста, включающий в себя осмысленную передачу содержания текста с учетом его стилистических и художественных особенностей. Мы выявили, что по типу речи, использованному в тексте, изложения делятся на три вида: повествовательные, описательные, изложения-рассуждения. По объему различают подробные и сжатые (краткие) изложения.
Изучены психолого-педагогические особенности младших школьников. Мы выявили, что учебная деятельность младших школьников требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Память, внимание и воображение ребёнка младшего школьного возраста становятся самостоятельными. В данном возрасте школьники уже способны сосредотачиваться на учебной деятельности, благодаря владению специальными действиям, которые также позволяют ученикам запоминать прочитанную или услышанную речь, представлять себе что-то новое, то, что не воспринималось ранее. Мышление младшего школьника меняется с нагляднообразного на словесно-логическое. Это способствует интеллектуальному развитию, благодаря которому ученик способен находить решение разных учебных задач. Психологические особенности интересов детей (податливость, внушаемость, доверчивость) представляют собой большие возможности педагогического воздействия для целенаправленного развития у них познавательного интереса к учебе.
Раскрыта методика работы над подробным изложением на уроках русского языка в начальной школе. Изложения необходимо проводить 43
методически грамотно, учитывая требования, предъявляемые к тексту, а также требования к подготовке обучающихся к письменному пересказу, к работам младших школьников. Оценивание изложений школьников должно проводиться в соответствии с установленными критериями.
Проведена опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка. Нами было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования является МБОУ Балахтинская средняя школа №2. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в количестве 12 человек. По результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что уровень сформированности навыков написания подробного изложения у большинства младших школьников (66%) низкий. Данный результат свидетельствует о необходимости проведения работы, направленной на повышение уровня сформированности навыков написания подробного изложения. На следующем этапе эксперимента в учебный процесс были внедрены разработанные нами упражнения для подготовки учащихся к написанию подробных изложений. Мы предложили обучать учащихся этому виду изложения в следующей последовательности: подробное изложение текста по готовому плану; подробное изложение текста по вопросам; подробное изложение текста по опорным словам; подробное изложение рассказа по деформированному тексту. Для каждого этапа были предложены упражнения и модели уроков. На контрольном этапе показатели выделенных критериев повысились, увеличился процент успеваемости. Проведенное
экспериментальное исследование подтверждает эффективность разработанных упражнений, направленных на развитие навыков написания подробного изложения у младших школьников.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объёме.
Раскрыто понятие «изложения» и охарактеризованы его виды. В данном исследовании мы опирались на определение «изложения», данное Л.П. Федоренко, которая под изложением понимает один из видов переработки текста, включающий в себя осмысленную передачу содержания текста с учетом его стилистических и художественных особенностей. Мы выявили, что по типу речи, использованному в тексте, изложения делятся на три вида: повествовательные, описательные, изложения-рассуждения. По объему различают подробные и сжатые (краткие) изложения.
Изучены психолого-педагогические особенности младших школьников. Мы выявили, что учебная деятельность младших школьников требует развития высших психических функций - произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Память, внимание и воображение ребёнка младшего школьного возраста становятся самостоятельными. В данном возрасте школьники уже способны сосредотачиваться на учебной деятельности, благодаря владению специальными действиям, которые также позволяют ученикам запоминать прочитанную или услышанную речь, представлять себе что-то новое, то, что не воспринималось ранее. Мышление младшего школьника меняется с нагляднообразного на словесно-логическое. Это способствует интеллектуальному развитию, благодаря которому ученик способен находить решение разных учебных задач. Психологические особенности интересов детей (податливость, внушаемость, доверчивость) представляют собой большие возможности педагогического воздействия для целенаправленного развития у них познавательного интереса к учебе.
Раскрыта методика работы над подробным изложением на уроках русского языка в начальной школе. Изложения необходимо проводить 43
методически грамотно, учитывая требования, предъявляемые к тексту, а также требования к подготовке обучающихся к письменному пересказу, к работам младших школьников. Оценивание изложений школьников должно проводиться в соответствии с установленными критериями.
Проведена опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников написанию подробного изложения на уроках русского языка. Нами было проведено экспериментальное исследование. Базой исследования является МБОУ Балахтинская средняя школа №2. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в количестве 12 человек. По результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что уровень сформированности навыков написания подробного изложения у большинства младших школьников (66%) низкий. Данный результат свидетельствует о необходимости проведения работы, направленной на повышение уровня сформированности навыков написания подробного изложения. На следующем этапе эксперимента в учебный процесс были внедрены разработанные нами упражнения для подготовки учащихся к написанию подробных изложений. Мы предложили обучать учащихся этому виду изложения в следующей последовательности: подробное изложение текста по готовому плану; подробное изложение текста по вопросам; подробное изложение текста по опорным словам; подробное изложение рассказа по деформированному тексту. Для каждого этапа были предложены упражнения и модели уроков. На контрольном этапе показатели выделенных критериев повысились, увеличился процент успеваемости. Проведенное
экспериментальное исследование подтверждает эффективность разработанных упражнений, направленных на развитие навыков написания подробного изложения у младших школьников.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объёме.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Обучение анализу текста на уроках русского языка в 6 классе (на примере УМК С.И. Львовой и В.В. Львова)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Изложение зрительного восприятия на основе готового плана во 2 классе
Контрольные работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - Реализация деятельностного подхода к развитию речи учащихся 9-х классов в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-МИНИАТЮРЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Изложение текста описания репродукции с картины (3 класс)
Контрольные работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2019 - Подробное изложение как средство развития письменной речи младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ОПОРНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



