Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 3-4 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ 4
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности
школьников 3-4 классов 4
1.2 Формирование представления о спортивных бальных танцах у
школьников 3-4 классов 8
1.3 Особенности развития координационных способностей у школьников
3-4 классов 13
1.4 Значение спортивных бальных танцев в развитии координационных
способностей школьников 3-4 классов средствами танцевальных упражнений 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Организация исследования 18
2.2 Методы исследования 19
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ И ПРОВЕРКА
ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ . ...23
3.1 Описание экспериментального комплекса упражнений 23
3.2 Проверка эффективности разработанного комплекса упражнений 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Анализ тренировочного процесса в танцевальном спорте напрямую дает понять, что в данном виде спорта значимую часть занимает развитие основных физических способностей, таких как: выносливость, гибкость, силовых способностей, скоростных способностей и, наконец, координационных способностей. Ни для кого не секрет, что для развития всесторонне развитой личности необходимо вырабатывать и совершенствовать вышеперечисленные физические способности. В танцевальном спорте можно получить необходимые знания, умения и навыки для выполнения данной задачи. Развитию координации в данном виде спорта уделяется особое внимание и подход. Для школьников начальных классов данное направление является одним из самых эффективных и актуальных для формирования в первую очередь всестороннего физического развития, формирования правильной осанки , а также контроля собственного тела .
Проблема исследования: Проблема обусловлена необходимостью развития координационных способностей школьников 3-4 классов при помощи нестандартного для них подхода в формате упражнений по танцевальному спорту.
Объект исследования: Учебно-урочный процесс физического воспитания школьников 3-4 классов.
Предмет исследования: Комплекс упражнений для развития координационных способностей школьников 3-4 классов средствами танцевальных упражнений.
Цель исследования: Повысить уровень координационных
способностей школьников 3-4 классов на основе формирования экспериментального комплекса упражнений и доказать его эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме: «Развитие координационных способностей у школьников 3-4 классов средствами танцевальных упражнений» на основе их анатомо-физиологических и психологических особенностей.
2. Разработать комплекс упражнений для развития координационных способностей школьников 3-4 классов средствами танцевальных упражнений.
3. Проверить результативность разработанного комплекса упражнений для развития координационных способностей школьников 3-4 классов средствами танцевальных упражнений.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что при помощи занятий по танцевальному спорту и комплекса упражнений, включенного в программу танцевального спорта можно эффективно развить координационные способности, а также улучшить уровень физической подготовленности школьников в целом.
Методологической основой работы является работа автора: Алякин, Андрей Александрович «Интегральная методика физической подготовки танцоров 10-12 лет».
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование уровня развития координационных способностей, а также представлен комплекс упражнений, позволяющий увеличить уровень координационных способностей школьников 3-4 классов. В ходе исследования было выявлено, что использование упражнений по танцевальному спорту может оказать положительное влияние на улучшение координации движений школьников. В экспериментальном комплексе упражнения были выбраны таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность тренировок и учесть особенности развития учащихся данного возраста. В результате проведенного исследования было выявлено, что упражнения, включенные в данный комплекс, могут значительно повысить уровень координационных способностей у школьников 3-4 классов.
Таким образом, полученные результаты подтверждают эффективность использования упражнений по танцевальному спорту в качестве средства развития координационных способностей у школьников 3-4 классов. На основе анализа результатов, полученных в педагогическом эксперименте, были сделаны следующие выводы:
1. Изучив и проанализировав научно-методическую литературу по теме «Развитие координационных способностей школьников 3-4 классов средствами танцевальных упражнений» мы выяснили, что данная тема является актуальной и требует изучения.
2. Разработан и обоснован комплекс упражнений, позволяющий повысить уровень координационных способностей школьников 3-4 классов, в котором объединены общеразвивающие и специализированные упражнения по танцевальному спорту.
3. Оценка уровня развития координационных способностей показала больший прирост в экспериментальной группе 8,5-45,7%, тогда как в контрольной группе результаты варьировались от -2,3 до 11,1%. Достоверно значимые отличия (р <0,05) наблюдались в нормативах: «Бег со сменой направления», «Хлопки по сигналу», «Челночный бег», «Три кувырка вперед».
1. Бадаева И.И. Принципы развития хореографической координации в методике А. Я. Вагановой // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, 2018. №5 (58). С. 135-151
2. Безбородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности: монография / М. А. Безбородова. - 2е изд., стер. - Москва: Флинта: Наука, 2014. - 174 с.
3. Бишаева А. А., Малков А. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
4. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.
5. Борисова Ю. Ю. Координационные способности как компонент системы подготовки танцоров 7-8 лет // Прикладная спортивная наука. 2016. №2 (4). С. 8-12.
6. Борисенкова Е.С. Спортивные танцы на паркете как важный фактор эстетического воспитания младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2008. №8 С. 291-297.
7. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3. С. 14-19.
8. Бредихина Ю. П., Тихонова A.B., Капилевич Л.В., Андреев В. И.
Стабилографическая характеристика функции равновесия у спортсменов, занимающихся спортивными бальными танцами // «Физическая культура, здравоохранение и образование»: материалы Всероссийской
научнопрактической конференции памяти B.C. Пирусского. - Томск, 2008 - С. 168-171.
9. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
10. Величко А.И. Взаимообусловленность показателей
координационной подготовленности младших школьников // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2021. №2. С. 3-8. (дата обращения: 23.04.2022).
11. Волхонская Галина Петровна, Окунева Анастасия Геннадьевна Танцевальный спорт России: история становления и развития // ОНВ. 2015. №1 (135). С. 25-28. (дата обращения: 21.05.2023).
12. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история
физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с. (дата обращения
03.03.2022 г.).
13. Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. 227 с. (дата обращения 03.03.2022 г.).
14. Зубков А. С., Иванова Л. Ю. Возрастная динамика развития координационных способностей младших школьников в процессе занятия хореографией // Наука-2020. 2016. №1 (7). С. 115-120. (дата обращения 03.03.2022 г.).
15. Карпенко Виктор Николаевич, Тарасова Дарья Сергеевна, Карпенко Ирина Анатольевна Влияние музыкально-ритмических упражнений на общее развитие детей // Вестник Науки и Творчества. 2016. №5 (5). С. 201205. (дата обращения: 27.05.2022).
... всего 42 источника