Введение 4
1. Теоретико-методические аспекты развития координационных
способностей школьников 6
1.1 Понятие и классификация координационных способностей 7
1.2 Средства, методы и методические приемы развития координационных
способностей школьников 17
1.3 Особенности развития координационных способностей у обучающихся
10-12 лет 26
1.4 Использование нестандартного оборудования как средства развития
координационных способностей 35
2. Опытно-экспериментальное исследование развития координационных
способностей у обучающихся 10-12 лет с помощью нестандартного оборудования 44
2.1 Методы и организация исследования 44
2.2 Методика развития координационных способностей у обучающихся 10
12 лет с помощью нестандартного оборудования 50
3 Результаты опытно-экспериментального исследования 56
Выводы
Практические рекомендации 67
Список использованных источников 68
Приложения 73
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается тем, что в настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
Большую эффективность в развитии координационных способностей, обучающихся могут принести занятия с нестандартным инвентарем, так как при использовании нестандартного оборудования на уроках физической культуры, увеличивается плотность урока, повышается качество обучения, эмоциональный настрой учащихся.
Нестандартное оборудование - это оборудование, сделанное собственными руками из списанного инвентаря и подручных средств, а также современный спортивный инвентарь и тренажеры, которые ранее не применялись на уроках физической культуры в учебном процессе школьников (координационные дорожки, балансировочные подушки, фитболы с ручками, бодибары и др.). Использование такого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с учащимися, имеющими различный уровень физической подготовленности.
Стандартное спортивное оборудование позволяет решать множество педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых упражнений и вызывает у обучающихся привыкание, ощущение однообразия. Нестандартное оборудование и инвентарь - то новое, с чем сталкивается ученик на занятиях физической культурой. Применение нестандартного спортивного инвентаря и оборудования является мощным фактором повышения мотивации школьников к изучению физической культуры, физическому совершенствованию. Поэтому разработка и внедрение нестандартного инвентаря и оборудования могут быть признаны в качестве инновационного компонента деятельности учителя физической культуры.
Анализ литературных источников выявил значительное количество исследований, направленных на повышение координационных способностей младшего (6-9 лет) и старшего (15-17 лет) школьного возраста, однако литература, посвященная именно 10-12-ти летнему возрасту по данному вопросу практически отсутствует. Таким образом, выявлена проблемная ситуация: с одной стороны, необходимостью совершенствования
координационных способностей школьников, а с другой, недостаточной методической проработанностью этого вопроса в рассматриваемом возрастном периоде. Данное положение и определило актуальность исследования.
Цель данного исследования: обоснование эффективности
использования нестандартного оборудования для развития координационных способностей обучающихся 10-12 лет.
Объект исследования: координационные способности обучающихся 1012 лет.
Предмет исследования: методика развития координационных
обучающихся 10-12 лет посредством использования нестандартного оборудования.
Гипотеза исследования: выполняя общеразвивающие упражнения с одним и тем же оборудованием, дети быстро теряют к нему интерес, поэтому мы предполагаем, что использование нестандартного оборудования повысит интерес, вызовет желание выполнять те или иные движения и найдет эмоциональный отклик, что в результате благоприятно отразится на развитии координационных способностей обучающихся 10-12 лет.
...
При написании выпускной квалификационной работы были получены следующие выводы и результаты.
1. В результате анализа литературных источников выявлено, что под общими координационными способностями имеется в виду возможности человека, определяющие его готовность к подходящему управлению всевозможными по происхождению и смыслу двигательными действиями. В различные возрастные периоды, формирование координационных способностей проходит разновременно и разнонаправлено.
2. В рамках выпускного квалификационного исследования был разработан комплекс совершенствования координационных способностей, обучающихся 10-12 лет с помощью нестандартного оборудования. В основе построения методики использовались физические упражнения на фитболе и с применением ленты для развития приоритетных координационных способностей, а именно: способностей к переключению, к равновесию, ориентационной способности. Также в разработанную методику включено проведение эстафет с применением нестандартного оборудования, изготовленного своими руками.
3. В исследовании подтвердилась гипотеза о том, что применение
методики с использованием специально подобранных физических упражнений на нестандартном оборудовании позволяет повысить уровень координационных способностей, обучающихся 10-12 лет. В частности, было отмечено, что в результате целенаправленного педагогического воздействия на способность к равновесию, в экспериментальной группе по окончанию педагогического эксперимента показатели оказались значительно выше, чем в контрольной: выявлено улучшение результата балансировки на
гимнастической скамейке как у мальчиков так и у девочек; был достигнут более высокий уровень по показателям ориентационной способности;
сравнение результатов у школьников обеих групп показало, что способность к переключению у детей экспериментальной группы выше, чем в контрольной на достоверно значимом уровне (Р < 0,05).
1. Бакулев, С. Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей / С. Е. Бакулев, О. А. Двейрина, А. С. Саввина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта.
• 2006. - № 22. - С. 3-9.
2. Белокопытова Ж.А. Эффективность разработанной программы по развитию координационных способностей девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Ж.А. Белокопытова, В.А. Лаврентьева, Л.К. Кожевникова // Физическое воспитание студентов. - 2011.
• №3. - С.12-16.
3. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М. : «ФиС», 2001. - 186 с.
4. Бернштейн, Н. А. О построении движений / А. Бернштейн. - М. : «Книга по требованию», 2012. - 253 с.
5. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по
психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 200 с.
6. Ботяев В.Л. Индивидуальные особенности развития координационных способностей у спортсменов различной специализации, возраста и квалификации / В.Л. Ботяев // Тория и практика физической культуры. - 2012. - № 1. - С. 58-61.
7. Брежнев, А.Н Методика целенаправленного развития координационных способностей с помощью специальных средств у борцов айкидо начального этапа обучения возраста 10-12 лет / А.Н. Брежнев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1. - С. 33-38.
8. Бубаева, Е.Е. Развитие координационных способностей у фигуристов группы начальной подготовки / Е.Е Еубаева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - №3. - С. 123-137.
9. Васильева В. В., Коссовская Э. Б., Степочкина Н. А. Физиология человека / Под ред. В. В. Васильевой. - М.: Физкультура и спорт, 2015. -192 с.
10. Голякова Н.Н. Применение фитбол-аэробики и фитбол- гимнастики на занятиях с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья / Н.Н. Голякова, А.Н. Прокопьева // Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам. - 2014. - №4. - С. 50-55.
11. Горбунова О.В. Повышение показателей двигательных и координационных способностей у учащихся старших классов средствами фитбол-аэробики / О.В. Горбунова, Т.В.Стеблий // Вестник Бурятского государственного университета, Бурятия. 2015. - № 13. - С. 39-44.
12. Горская, И.Ю. Координационная подготовка спортсменов: монография / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков // Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. - 280 с.
13. Гущина Н.В. Эффективность применения нестандартного оборудования на уроках физической культуры с учащимися шестых классов / Н.В. Гущина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - №4(25). - 37-40.
14. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие / П.К. Дуркин. - Архангельск: Изд-во, Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. - 128 с.
15. Евтушова, Л.Ф. Изменение функции равновесия школьников разного пола и возраста / Л. Ф. Евтушова // Теория и практика физической культуры. - 1996 . - №2. - С. 5-6.
... всего 45 источников