Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приемов умножения и деления 8
1.1 Сущность регулятивных универсальных учебных действий 8
1.2 Особенности изучения письменных приемов умножения и деления в
курсе математики начальной школы 16
1.3 Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении письменных приемов умножения и деления 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении
письменных приемов умножения и деления 39
2.1 Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий 39
2.2 Серия уроков изучения письменных приемов умножения и
письменных приемов деления 42
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 55
Список литературы и информационных источников 57
Приложения 65
Глава 1. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приемов умножения и деления 8
1.1 Сущность регулятивных универсальных учебных действий 8
1.2 Особенности изучения письменных приемов умножения и деления в
курсе математики начальной школы 16
1.3 Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении письменных приемов умножения и деления 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении
письменных приемов умножения и деления 39
2.1 Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий 39
2.2 Серия уроков изучения письменных приемов умножения и
письменных приемов деления 42
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 55
Список литературы и информационных источников 57
Приложения 65
Одним из наиболее приоритетных направлений, обозначенных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования (далее ФГОС НОО), является целостное развитие
личности в системе образования, которое обеспечивается, главным образом,
за счет формирования универсальных учебных действий (далее УУД),
позволяющих ученикам успешно осваивать содержания образования, новые
системы организации усвоения знаний, т. е. умения учиться.
В программах по математике начальной школы большое внимание
уделяется изучению письменных приемов умножения и деления. Анализ
педагогической практики показывает, что дети при выполнении письменных
приёмов умножения и деления допускают много ошибок, что закономерно,
так как не всеми усвоены алгоритмы, не сформированы на уровне навыка
табличных случаев умножения и деления. Очень важно, чтобы учащиеся
владели способами обнаружения и устранения ошибок.
Однако в педагогической практике наблюдается противоречие между
потребностью школы в методических разработках, направленных на
изучение процессов и методов формирования регулятивных УУД (далее
РУУД) при изучении письменных приёмов умножения и деления, и
недостаточностью таких разработок.
Это обусловило актуальность темы и постановку её проблемы,
которая заключается в определении педагогических условий формирования
регулятивных УУД младших школьников при изучении письменных приёмов
умножения и деления.
Отдельные проблемы формирования УУД рассматривались в работах
А.Г. Асмолова, Л.В. Байбородовой, Т.А. Воробьевой, Н.М. Горленко,
А.А. Денисовой, И.Ю. Зимняковой, З.А. Кокаревой, О.В. Кузнецовой,
Т.И. Митичевой, А.П. Мишиной, Е.А. Трофимчук, Т.А. Яндуковой и др.
Особенности формирования приёмов проверки и самоанализа, являющихся компонентами УУД при изучении математических задач (в т. ч.: умножения
и деления) представлены в исследованиях С.В. Араповой, Е.В. Барсуковой,
В.Р. Бондаревой, О.Н. Василец, М.А. Гончаровой, Н.Н. Деменевой,
Н.Б. Истоминой, Л.П. Стойловой, Л.Н. Чиверской, Р.Г. Чураковой и др.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при
изучении письменных приемов умножения и деления и доказать их
эффективность.
Объект исследования: изучение письменных приёмов умножения и
деления.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
регулятивных УУД.
Гипотеза: формирование регулятивных УУД младших школьников
при изучении письменных приемов умножения и деления будет
эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
учащиеся владеют приемами самоконтроля при изучении письменных
приёмов умножения и деления;
знают алгоритмы письменных приемов умножения и деления;
усвоили таблицу умножения и деления на уровне навыка.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования регулятивных УУД
младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и
деления.
2. Определить педагогические условия по формированию регулятивных
УУД младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и
деления.
3. Выявить уровень развития регулятивных УУД младших школьников.
4. Разработать и экспериментально проверить серию уроков при
письменном умножении и делении с точки зрения формирования
регулятивных УУД Методы исследования: теоретический анализ методической и
психолого-педагогической литературы, обобщение результатов,
эмпирическое тестирование, анализ письменных работ учащихся,
наблюдение, анализ продуктов детской активности.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в
том, что полученные результаты исследовательской работы могут быть
использованы учителями общеобразовательных школ для формирования
регулятивных УУД у младших школьников. Теоретическая часть может
являться основой для подготовки сообщений на методических объединениях
учителей начальных классов.
База исследования: школьное учреждение – Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение Солтонская средняя
общеобразовательная школа (МБОУ Солтонская СОШ), Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение Макарьевская основная
общеобразовательная школа (МКОУ Макарьевская ООШ), участвовало 30
учащихся 3-го класса.
Апробация исследования: основные результаты исследования
представлены:
1. На Всероссийской научно-практической конференции научнопедагогических работников, педагогов дошкольного и начального
образования «Преемственность федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт,
проблемы, перспективы» 2016 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике
конференции.
2. На XIX Всероссийской с международным участием научнопрактическая конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и
образование: проблемы и перспективы» 2017 г. (АГГПУ, г. Бийск).
Публикация в сборнике конференции.
3. На XX Всероссийской с международным участием научнопрактической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск).
Публикация в сборнике конференции.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение,
список литературы и информационных источников, приложения.
Во введении определена актуальность темы, степень разработанности
проблемы и методологический аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников при изучении
письменных приемов умножения и деления» раскрыта сущность
регулятивных универсальных учебных действий, проведен анализ
содержания особенностей изучения письменных приемов умножения и
деления в курсе математики начальной школы с точки зрения формирования
регулятивных УУД, охарактеризованы педагогические условия
формирования регулятивных УУД у младших школьников на уроках
математики.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при
изучении письменных приемов умножения и деления» описана организация
и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее
результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы
выводы.
Список использованной литературы и информационных источников
состоит из 67 источников.
В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной
работы.
В тексте имеются таблицы, рисунки, гистограммы, отражающие
основные теоретические положения и результаты исследования.
Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования (далее ФГОС НОО), является целостное развитие
личности в системе образования, которое обеспечивается, главным образом,
за счет формирования универсальных учебных действий (далее УУД),
позволяющих ученикам успешно осваивать содержания образования, новые
системы организации усвоения знаний, т. е. умения учиться.
В программах по математике начальной школы большое внимание
уделяется изучению письменных приемов умножения и деления. Анализ
педагогической практики показывает, что дети при выполнении письменных
приёмов умножения и деления допускают много ошибок, что закономерно,
так как не всеми усвоены алгоритмы, не сформированы на уровне навыка
табличных случаев умножения и деления. Очень важно, чтобы учащиеся
владели способами обнаружения и устранения ошибок.
Однако в педагогической практике наблюдается противоречие между
потребностью школы в методических разработках, направленных на
изучение процессов и методов формирования регулятивных УУД (далее
РУУД) при изучении письменных приёмов умножения и деления, и
недостаточностью таких разработок.
Это обусловило актуальность темы и постановку её проблемы,
которая заключается в определении педагогических условий формирования
регулятивных УУД младших школьников при изучении письменных приёмов
умножения и деления.
Отдельные проблемы формирования УУД рассматривались в работах
А.Г. Асмолова, Л.В. Байбородовой, Т.А. Воробьевой, Н.М. Горленко,
А.А. Денисовой, И.Ю. Зимняковой, З.А. Кокаревой, О.В. Кузнецовой,
Т.И. Митичевой, А.П. Мишиной, Е.А. Трофимчук, Т.А. Яндуковой и др.
Особенности формирования приёмов проверки и самоанализа, являющихся компонентами УУД при изучении математических задач (в т. ч.: умножения
и деления) представлены в исследованиях С.В. Араповой, Е.В. Барсуковой,
В.Р. Бондаревой, О.Н. Василец, М.А. Гончаровой, Н.Н. Деменевой,
Н.Б. Истоминой, Л.П. Стойловой, Л.Н. Чиверской, Р.Г. Чураковой и др.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при
изучении письменных приемов умножения и деления и доказать их
эффективность.
Объект исследования: изучение письменных приёмов умножения и
деления.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
регулятивных УУД.
Гипотеза: формирование регулятивных УУД младших школьников
при изучении письменных приемов умножения и деления будет
эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
учащиеся владеют приемами самоконтроля при изучении письменных
приёмов умножения и деления;
знают алгоритмы письменных приемов умножения и деления;
усвоили таблицу умножения и деления на уровне навыка.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования регулятивных УУД
младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и
деления.
2. Определить педагогические условия по формированию регулятивных
УУД младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и
деления.
3. Выявить уровень развития регулятивных УУД младших школьников.
4. Разработать и экспериментально проверить серию уроков при
письменном умножении и делении с точки зрения формирования
регулятивных УУД Методы исследования: теоретический анализ методической и
психолого-педагогической литературы, обобщение результатов,
эмпирическое тестирование, анализ письменных работ учащихся,
наблюдение, анализ продуктов детской активности.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в
том, что полученные результаты исследовательской работы могут быть
использованы учителями общеобразовательных школ для формирования
регулятивных УУД у младших школьников. Теоретическая часть может
являться основой для подготовки сообщений на методических объединениях
учителей начальных классов.
База исследования: школьное учреждение – Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение Солтонская средняя
общеобразовательная школа (МБОУ Солтонская СОШ), Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение Макарьевская основная
общеобразовательная школа (МКОУ Макарьевская ООШ), участвовало 30
учащихся 3-го класса.
Апробация исследования: основные результаты исследования
представлены:
1. На Всероссийской научно-практической конференции научнопедагогических работников, педагогов дошкольного и начального
образования «Преемственность федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт,
проблемы, перспективы» 2016 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике
конференции.
2. На XIX Всероссийской с международным участием научнопрактическая конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и
образование: проблемы и перспективы» 2017 г. (АГГПУ, г. Бийск).
Публикация в сборнике конференции.
3. На XX Всероссийской с международным участием научнопрактической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск).
Публикация в сборнике конференции.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение,
список литературы и информационных источников, приложения.
Во введении определена актуальность темы, степень разработанности
проблемы и методологический аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников при изучении
письменных приемов умножения и деления» раскрыта сущность
регулятивных универсальных учебных действий, проведен анализ
содержания особенностей изучения письменных приемов умножения и
деления в курсе математики начальной школы с точки зрения формирования
регулятивных УУД, охарактеризованы педагогические условия
формирования регулятивных УУД у младших школьников на уроках
математики.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при
изучении письменных приемов умножения и деления» описана организация
и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее
результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы
выводы.
Список использованной литературы и информационных источников
состоит из 67 источников.
В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной
работы.
В тексте имеются таблицы, рисунки, гистограммы, отражающие
основные теоретические положения и результаты исследования.
В федеральном государственном образовательном стандарте главной целью обучения - это научить детей учиться, что становится невозможным без формирования универсальных учебных действий, среди которых личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В данной работе рассматривались регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают учащимся организацию деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Одной из главных составляющих умения учиться является целеполагание, соотносить известное и неизвестное, ставить перед собой учебную задачу, формировать учебную мотивацию. Также необходимо с учетом поставленной перед собой задачи, составить последовательность действий для ее решения. Безусловно, самоконтроль в форме самостоятельного сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном очень важен для успешного решения учебной задачи, а также коррекция, если обучающийся находит ошибки.
В ходе опытно-экспериментальной работы были рассмотрены задания, направленные на формирование регулятивных умений в процессе изучения алгоритма письменного умножения и деления.
Для проведения диагностики регулятивных умений у младших школьников были взяты два класса: контрольная группа и экспериментальная группа. В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены 3 этапа, где отслеживались уровни сформированности регулятивных УУД:
Диагностика на констатирующем этапе показала, что экспериментальная и контрольная группа имеют почти равные уровни сформированности регулятивных УУД. Из пункта 2.2 и 2.3 мы видим, что регулятивные УУД стали выше в экспериментальной группе.
В ходе опытно-экспериментальной работы получены достаточно высокие результаты, что позволяет сделать вывод об эффективности описанных заданий, и дает возможность утверждать, что формирование регулятивных умений у младших школьников будет эффективным при условии: создание проблемных ситуаций; использования подобранных заданий; систематичности работы с этими заданиями; использование приемов постановки цели и планирования собственных действий по ее достижению, включение младших школьников в самоанализ и самооценку.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий является эффективным в процессе формирования регулятивных УУД у младших школьников при изучении тем по разделу «Умножение и деление».
В данной работе рассматривались регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают учащимся организацию деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Одной из главных составляющих умения учиться является целеполагание, соотносить известное и неизвестное, ставить перед собой учебную задачу, формировать учебную мотивацию. Также необходимо с учетом поставленной перед собой задачи, составить последовательность действий для ее решения. Безусловно, самоконтроль в форме самостоятельного сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном очень важен для успешного решения учебной задачи, а также коррекция, если обучающийся находит ошибки.
В ходе опытно-экспериментальной работы были рассмотрены задания, направленные на формирование регулятивных умений в процессе изучения алгоритма письменного умножения и деления.
Для проведения диагностики регулятивных умений у младших школьников были взяты два класса: контрольная группа и экспериментальная группа. В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены 3 этапа, где отслеживались уровни сформированности регулятивных УУД:
Диагностика на констатирующем этапе показала, что экспериментальная и контрольная группа имеют почти равные уровни сформированности регулятивных УУД. Из пункта 2.2 и 2.3 мы видим, что регулятивные УУД стали выше в экспериментальной группе.
В ходе опытно-экспериментальной работы получены достаточно высокие результаты, что позволяет сделать вывод об эффективности описанных заданий, и дает возможность утверждать, что формирование регулятивных умений у младших школьников будет эффективным при условии: создание проблемных ситуаций; использования подобранных заданий; систематичности работы с этими заданиями; использование приемов постановки цели и планирования собственных действий по ее достижению, включение младших школьников в самоанализ и самооценку.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий является эффективным в процессе формирования регулятивных УУД у младших школьников при изучении тем по разделу «Умножение и деление».



