Использование продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра
«Тысяча» в начальной школе 8
1.1. Понятие и характеристика продуктивных методов обучения 8
1.2. Методика изучения письменных приемов умножения в концентре
«Тысяча» в курсе математики начальной школы 15
1.3. Педагогические условия использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в
начальной школе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра
«Тысяча» в начальной школе 34
2.1 Выявление уровня сформированности продуктивных умений при
изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе 34
2.2 Серия уроков по изучению письменных приемов умножения концентра
«Тысяча» с использованием продуктивных методов обучения 38
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 46
Заключение 50
Список литературы информационных источников 52
Приложения 58
Глава 1. Теоретические основы использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра
«Тысяча» в начальной школе 8
1.1. Понятие и характеристика продуктивных методов обучения 8
1.2. Методика изучения письменных приемов умножения в концентре
«Тысяча» в курсе математики начальной школы 15
1.3. Педагогические условия использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в
начальной школе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра
«Тысяча» в начальной школе 34
2.1 Выявление уровня сформированности продуктивных умений при
изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе 34
2.2 Серия уроков по изучению письменных приемов умножения концентра
«Тысяча» с использованием продуктивных методов обучения 38
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 46
Заключение 50
Список литературы информационных источников 52
Приложения 58
Системно - деятельностный подход, являющийся методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), предполагает обучение детей самостоятельному открытию знаний, который ориентирует не только на изучение предметного содержания, но и на достижение метапредметных результатов - умения учиться, познавательных и коммуникативных умений.
Это возможно только при использовании продуктивных методов обучения.
Применение продуктивных методов обучения - главное требование в школе. Он включает в себя формирование качеств творческой личности. Это весьма востребованные качества и, определенно, будут не менее популярны в будущем. В следствие функционирования продуктивных методов
констатируется присутствие проблемы.
Характеризуя степень разработанности проблемы, следует отметить, что отдельные проблемы продуктивных методов обучения рассматривались в работах П. У. Байрамуковой, Е. В. Бунеевой, Н. П. Гайдай, И. Я. Лернер, Ж. А. Жунисбековой, М. И. Махмутовой, Ю. К. Бабанского.
В трудах А. А. Меджидовой, А. В. Белошистой, М. И. Моро, Н. Б. Истомина, Г. В. Бельтюкова и др. рассмотрены методические основы изучения письменных приемов умножения в концентре «Тысяча».
Вместе с тем наблюдается противоречие между необходимостью использования продуктивных методов обучения и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в теории и практике начального образования.
Цель исследования: определить педагогические условия
использования продуктивных методов обучения при изучении письменных
Предмет исследования: педагогические условия использования продуктивных методов обучения.
Гипотеза исследования: использование продуктивных методов обучения, при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» будет эффективным, если соблюдаются педагогические условия:
- обучающийся овладел всеми пропедевтическими способами действий;
- используются групповые формы работы;
- перед обучающимися ставится проблемная учебная задача.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать использование продуктивных методов обучения, при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча».
2. Выявить педагогические условия использования продуктивных методов обучения в концентре «Тысяча».
3. Разработать серию уроков по теме «Изучение письменных приемов умножения концентра «Тысяча»» с использованием продуктивных методов и опытным путем доказать их эффективность.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, наблюдение, тестирование, диагностика, педагогический эксперимент, качественный анализ его результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследований могут быть использованы педагогами и специалистами при работе с детьми школьного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сростинская средняя общеобразовательная школа имени В. М. Шукшина» (МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина»),
педагогических работников, педагогов дошкольного и начального образования «Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы» 2016 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции
2. На XIX Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции.
3. На XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы информационных источников, приложения.
В введении обоснована актуальность темы, обоснован объект, предмет, цели, задачи, гипотеза и практическая значимость.
В первой главе раскрыты теоретические основы использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе. Методика изучения письменных приемов умножения в концентре «Тысяча» в курсе математики начальной школы. Педагогические условия использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе.
Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по использованию продуктивных методов обучения при изучении письменных
приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе. Выявлены уровни сформированности продуктивных умений при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе. Разработана серия уроков по изучению письменных приемов умножения концентра «Тысяча» с использованием продуктивных методов обучения.
В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.
Список информационной литературы состоит из 51 источника.
В приложении приведены технологические карты уроков с использованием продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе. Анкета для оценки уровня школьной мотивации обучающихся начальных классов (Н. Г. Лускановой), контрольная работа.
Это возможно только при использовании продуктивных методов обучения.
Применение продуктивных методов обучения - главное требование в школе. Он включает в себя формирование качеств творческой личности. Это весьма востребованные качества и, определенно, будут не менее популярны в будущем. В следствие функционирования продуктивных методов
констатируется присутствие проблемы.
Характеризуя степень разработанности проблемы, следует отметить, что отдельные проблемы продуктивных методов обучения рассматривались в работах П. У. Байрамуковой, Е. В. Бунеевой, Н. П. Гайдай, И. Я. Лернер, Ж. А. Жунисбековой, М. И. Махмутовой, Ю. К. Бабанского.
В трудах А. А. Меджидовой, А. В. Белошистой, М. И. Моро, Н. Б. Истомина, Г. В. Бельтюкова и др. рассмотрены методические основы изучения письменных приемов умножения в концентре «Тысяча».
Вместе с тем наблюдается противоречие между необходимостью использования продуктивных методов обучения и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в теории и практике начального образования.
Цель исследования: определить педагогические условия
использования продуктивных методов обучения при изучении письменных
Предмет исследования: педагогические условия использования продуктивных методов обучения.
Гипотеза исследования: использование продуктивных методов обучения, при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» будет эффективным, если соблюдаются педагогические условия:
- обучающийся овладел всеми пропедевтическими способами действий;
- используются групповые формы работы;
- перед обучающимися ставится проблемная учебная задача.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать использование продуктивных методов обучения, при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча».
2. Выявить педагогические условия использования продуктивных методов обучения в концентре «Тысяча».
3. Разработать серию уроков по теме «Изучение письменных приемов умножения концентра «Тысяча»» с использованием продуктивных методов и опытным путем доказать их эффективность.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, наблюдение, тестирование, диагностика, педагогический эксперимент, качественный анализ его результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследований могут быть использованы педагогами и специалистами при работе с детьми школьного возраста.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сростинская средняя общеобразовательная школа имени В. М. Шукшина» (МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина»),
педагогических работников, педагогов дошкольного и начального образования «Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы» 2016 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции
2. На XIX Всероссийской с международным участием научно-практическая конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции.
3. На XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы информационных источников, приложения.
В введении обоснована актуальность темы, обоснован объект, предмет, цели, задачи, гипотеза и практическая значимость.
В первой главе раскрыты теоретические основы использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе. Методика изучения письменных приемов умножения в концентре «Тысяча» в курсе математики начальной школы. Педагогические условия использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе.
Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по использованию продуктивных методов обучения при изучении письменных
приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе. Выявлены уровни сформированности продуктивных умений при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе. Разработана серия уроков по изучению письменных приемов умножения концентра «Тысяча» с использованием продуктивных методов обучения.
В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.
Список информационной литературы состоит из 51 источника.
В приложении приведены технологические карты уроков с использованием продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе. Анкета для оценки уровня школьной мотивации обучающихся начальных классов (Н. Г. Лускановой), контрольная работа.
Проведенная работа позволила сформулировать следующие выводы.
Рассмотрев особенности развития продуктивной деятельности в математическом образовании, мы определили педагогические условия использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе.
Продуктивное обучение - это «личностно-ориентированная деятельность, направленная на получение практических результатов, ценных для самообразования в процессе становления личности».
«Продуктивные методы обучения - это методы получения новых знаний и умений в результате творческой деятельности
Использование продуктивных методов будет эффективным, если в процессе обучения реализуются следующие педагогические условия: систематичность и целенаправленность работы по их использованию; постепенное увеличение и нарастание активного участия обучающихся; использование субъективного опыта обучающихся; владение учителем технологией использования продуктивных методов.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сростинская средняя общеобразовательная школа имени В. М. Шукшина» (МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина») 38 обучающихся, 4 классов.
В работе были учтены внешние показатели мотивов деятельности при обучении математики: познавательная активность на уроках, использование дополнительных сведений при подготовке к уроку; умение активно работать с учебным материалом; самостоятельность в решении задач; стремление к заданиям повышенной трудности; понимание значимости математических знаний и др.
На втором этапе были предложены педагогические условия использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» и разработана серия уроков по изучению письменных приемов умножения концентра «Тысяча» с использованием продуктивных методов обучения.
Вышеизложенное позволяет позитивно оценить результаты проведенного педагогического исследования. Школьный предмет не сам по себе развивает человека, а лишь при условии, если воплощается в разнообразных деятельностных формах, т. е. переходит из разряда усвоения учебной информации в сферу расширения личностного опыта учащихся, развивает при этом ключевые компетентности, позволяющие применять знания и умения в своей жизни.
Продуктивные методы обучения позволяют теоретически обосновывать использование продуктивных методов обучения, при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча».
Таким образом цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза
доказана.
Рассмотрев особенности развития продуктивной деятельности в математическом образовании, мы определили педагогические условия использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» в начальной школе.
Продуктивное обучение - это «личностно-ориентированная деятельность, направленная на получение практических результатов, ценных для самообразования в процессе становления личности».
«Продуктивные методы обучения - это методы получения новых знаний и умений в результате творческой деятельности
Использование продуктивных методов будет эффективным, если в процессе обучения реализуются следующие педагогические условия: систематичность и целенаправленность работы по их использованию; постепенное увеличение и нарастание активного участия обучающихся; использование субъективного опыта обучающихся; владение учителем технологией использования продуктивных методов.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сростинская средняя общеобразовательная школа имени В. М. Шукшина» (МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина») 38 обучающихся, 4 классов.
В работе были учтены внешние показатели мотивов деятельности при обучении математики: познавательная активность на уроках, использование дополнительных сведений при подготовке к уроку; умение активно работать с учебным материалом; самостоятельность в решении задач; стремление к заданиям повышенной трудности; понимание значимости математических знаний и др.
На втором этапе были предложены педагогические условия использования продуктивных методов обучения при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча» и разработана серия уроков по изучению письменных приемов умножения концентра «Тысяча» с использованием продуктивных методов обучения.
Вышеизложенное позволяет позитивно оценить результаты проведенного педагогического исследования. Школьный предмет не сам по себе развивает человека, а лишь при условии, если воплощается в разнообразных деятельностных формах, т. е. переходит из разряда усвоения учебной информации в сферу расширения личностного опыта учащихся, развивает при этом ключевые компетентности, позволяющие применять знания и умения в своей жизни.
Продуктивные методы обучения позволяют теоретически обосновывать использование продуктивных методов обучения, при изучении письменных приемов умножения концентра «Тысяча».
Таким образом цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза
доказана.



