Введение 2
Глава I. Теоретические основы развития культуры общения детей
старшего дошкольного возраста 6
1.1. Содержание понятия культура общения 6
1.2. Особенности развития культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Условия развития культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста 15
Глава II. Экспериментальная работа по развитию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Исследование развития культуры общения детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Программа развития культуры общения детей старшего
дошкольного возраста 26
2.3. Анализ результативности экспериментальной работы по
развитию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 33
Заключение 41
Библиографический список 44
Приложение 50
Жизнь человека невозможна без общения людьми. Общение является одной из самых важных потребностей человека. Развитие ребёнка всегда начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе, благодаря которому ребёнок получает необходимую информацию для индивидуального развития. В процессе общения с другими людьми ребёнок усваивает человеческий опыт, образцы и нормы поведения. Ведущие психологи в своих исследованиях доказали, что потребность в общении у детей является для них основной базой развития всей психики и личности (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.И.Божович, А.С. Рузская А.В.Запорожец и др.). В дошкольный период развивается первая модель мира и представление об окружающей действительности, о себе и своих отношениях с окружающими. Малая общительность и неуверенность себе могут стать серьёзным тормозом в развитии активности ребёнка.
Культура общения со сверстниками и взрослыми - это способность выстраивать отношения и взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Проблема развития культуры общения у детей дошкольного возраста имеет разную научно-теоретическую и практическую реализацию: для педагогов на этом фоне развивается один из
компонентов психологической готовности ребёнка к школе - коммуникативный; для родителей, нормы поведения усвоение ребёнком в семье отражаются на процессе его общения со сверстниками и многие качества приобретённые ребёнком в семье и детском коллективе; для самих детей в дошкольном возрасте проявляются разные
взаимоотношения - конфликтные и дружеские, испытывающие трудности в общении.
Несмотря на теоретическую проработанность в данной проблеме, следует сказать о недостаточном развитии культуры общения детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечило бы ребёнку благоприятные возможности полноценного взаимодействия с окружающим.
Благодаря общению, создаются новые условия в развитии личности. От того, насколько положительным и непринуждённым станет общение - это зависит от развития и познания ребёнка, для его дальнейшей жизни в социализации. Дети постоянно находятся в общении друг с другом и оказываются повседневно включёнными в межличностные отношения в совместной деятельности. В старшем дошкольном возрасте, общение со сверстниками и взрослыми становится ведущей потребностью и потом удовлетворяется в игре. В игре общение со сверстниками и взрослыми, усваивается усвоение социального опыта и системы социальных связей и отношений.
Актуальность данной проблемы обусловлена не только необходимостью развивать психические функции личности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, помочь адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Присвоение ребенком культурных образцов (обобщённых форм человеческого опыта на основе их включения в доступные детям виды деятельности, развитие социальной и речевой компетентности) является одним из приоритетных направлений в системе образования дошкольников. Эти взгляды выражены в программных документах по вопросам дошкольного и школьного образования и научных трудах в области педагогики и психологии В.В. Давыдовым, В.А. Петровским, Н.Н. Поддьяковым, В.Т. Кудрявцевой, Л.В. Артемовой, А.М. Богуш и др.
Исходя из актуальности нами была определена тема: Развитие культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: определить эффективность психолого-педагогических
условий развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: психолого-педагогические условия развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
...
Культура общения является самой важной в развитии личности человека. По этому большое внимание уделяют в психологии и педагогике. Проблема главным образом, заключена в определении понятия общение: на этот счет есть разные подходы, в рамках которых данные понятия рассматриваются либо как идентичные и взаимозаменяемые, либо определяется как более широкое понятие.
Проведенное нами исследование позволяет сделать заключение: не смотря на вариативность исследования, в общении настоящее время отсутствует единый подход и характеристика. Мы в своей работе, придерживаемся определения понятие «общение», данное Н. В. Клюевой. Общение по мнению Н. В. Клюевой, это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями в деятельности совместной; общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии
взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Культура общения -это выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, и вежливое поведение в общественных местах и быту.
Особое значение в жизни старших дошкольников имеет их общение со сверстниками и взрослыми. В общении ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и реальной жизни, общаясь с детьми, дети воспроизводят отношения взрослых, оценивают своих товарищей и себя. Взаимоотношения в группе сверстников характеризуется ситуативностью и неустойчивостью ссоры и примирения друг с другом происходит по не сколько раз в течении дня, но это общение и является необходимым усвоения определённых правил взаимодействия между детьми.
Игра прежде всего является для детей средством коммуникации, они учатся общению друг с другом и в ней решаются межличностные конфликты общения. В игре приобретается социальный опыт общения между сверстниками и взрослыми.
Развитие культуры общения у детей со сверстниками в разных видах деятельности становится важной педагогической работой. И успешность этой работы, показало исследование проблемы и обеспечивается созданием следующих условий: обеспечить
взаимопонимание и доверительные отношения педагог-дети, ребёнок- дети, ребёнок-ребёнок; учитывать взаимосвязь между положением ребёнка и развитием у него эмпатийных форм поведения; развивать коммуникативный опыт-это умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, влиять на сверстника с целью эмоциональной поддержки, вежливо общаться, эмоционально привлекать к общению, слушать и понимать собеседника, вести диалог; создавать эмоциональный характер педагога с детьми и детей друг с другом; заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам, разработать программу направленную на развитие культуры общения со сверстниками и взрослыми в старшем дошкольном возрасте.
На основании полученных результатов в ходе проведённой диагностики был сделан сравнительный анализ результатов исследования. Таким образом, изучение межличностных
взаимоотношениях в группах и выявление особенностей общения у детей старшего дошкольного возраста прослеживается положительной динамикой результатов.
Проведённое нами исследование по разработанной программе апробировано, что подтверждают графики и гистограммы, а так же подтверждает программа, которая может быть использоваться психологами образований.
Таким образом, поставленные задачи нами реализованы и гипотеза подтверждена.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 378 с.
2. Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) [Текст] / В.С. Библер. - М.: Знание, 1990. - 64 с.
3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] В.В. Бойко. - М. : Филинъ, 1996. - 472 с.
5. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев - М.: МПСИ,
2002. - 320с.
6. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
7. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст]. - М.: Рус. Словари, Астрель, АСТ, 2003. - 958 с.
8. Бычкова С. С. Развитие общения со сверстниками у старших дошкольников. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
9. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М.: Психологическое общество России, 2003. - 240 с.
10. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство [Текст] / А. Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1978. - 102 с.
11. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест,
2003. - 976 с.
12. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М. : Рус. яз., 1978. - Т. 2. - 234 с.
13. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2010. - 450 с
14 . Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О., Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 2002.
15. Даниленко, О.И. Культура общения и ее воспитание: учебное пособие [Текст] / О.И. Даниленко. - Л.: ЛГИК, 1989. - 98 с.
... всего 55 источников