Введение 4
1 Основы развития скоростно-силовых способностей 6
1.2 Особенности развития скоростно-силовых способностей футболистов 7
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития детей 13-14 лет 17
1.4 Методика скоростно-силовой подготовки у футболистов 21
2 Организация и методы исследования 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 27
3 Разработка методики развития скоростно-силовых способностей и проверка ее эффективности 31
3.1 Разработка методики развития скоростно-силовых способностей 31
3.2 Результаты педагогического эксперимента 36
Заключение 42
Список использованных источников 43
Приложение А 48
Актуальность. Эффективность тренировочной и соревновательной деятельности футболистов определяется уровнем их специальной работоспособности, который предполагает гармоничное сочетание двигательных возможностей и технического мастерства. Скоростно-силовые способности футболиста проявляются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. К этим силовым противодействиям можно отнести: преодоление тяжести массы тела самого спортсмена (прыжки в высоту; прыжки в длину — во время подката, выбивания мяча; прыжки в сторону — у вратарей; резкий старт и изменение направления во время бега и т.п.); преодоление силы, связанной с ударами по мячу, вбрасывание мяча; преодоление силы, вызванной силовым сопротивлением соперника. В настоящее время, наряду с технико-тактическим мастерством (доминирующим фактором в спортивных играх), одним из важнейших факторов, обуславливающим достижение высоких результатов в футболе, является высокий уровень скоростно-силовых способностей [7].
Объект исследования: скоростно-силовая подготовка футболистов 13-14 лет.
Предмет исследования: методика, направленная на развитие скоростно-силовых способностей у футболистов 13-14 лет.
Цель исследования: обоснование методики развития скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет.
2. Разработать методику, направленную на развитие скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет.
3. Проверить эффективность методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные испытания.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. На основе анализа научной литературы установлено, что со временный уровень развития футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов, одной из сторон которой являются скоростно-силовые способности. В ряде видов спорта, в том числе в футболе, методика воспитания скоростно-силовых способностей нуждается в дальнейшем совершенствовании. По данным ряда исследований, юные футболисты значительно уступают в уровне скоростно-силовой подготовленности представителям других видов спорта [9].
2. Был разработан комплекс упражнений и методика, направленные на развитие скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет. Комплекс состоит из прыжковых упражнений, ускорений, упражнений с собственным весом и с минимальными отягощениями.
В процессе развития скоростно-силовых способностей футболистов предпочтение отдают упражнениям, выполняемым с наибольшей скоростью, при которой сохраняется правильная техника движений (так называемая контролируемая скорость). Величины внешнего отягощения, используемого в этих целях, не должны превышать 30-40% от индивидуально максимального веса футболиста [3; 11; 18].
3. При проведении педагогического эксперимента, эффективность подтвердилась достоверными улучшениями в экспериментальной группе ( p <0,05), по сравнению с контрольной группой ( p >0,05). Это подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что применение физических упражнений скоростно-силового характера в тренировочном процессе футболистов 13-14 лет, позволит качественно повысить уровень их скоростно-силовых способностей [11].
1. Азарова, И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Азарова Ирина Владимировна. - Омск, 2003.- 22 с.
2. Блащак, И.М. Точность ударов по воротам в соревнованиях и тренировках мини-футболистов и факторы, ее определяющие: Автореф. дис. канд. пед. наук. / И.М. Блащак - Москва, ГЦОЛИФК, 1991. - 31 с.
3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1988. - 331 с.
4. Витковский, Н.В. Координационные способности юных мини-футболистов: диагностика, структура, онтогенез / Н.В. Витковский - Москва, 2003. - 20 с.
5. Лях В.П., Виленский М.Я. Мой друг - физкультура. Учебник для учащихся 1 - 4 классов. - М.: Просвещение, 2002. - 126 с.
6. Лях В.П., Виленский М.Я. Физическая культура. Учебник для учащихся 5 -7 классов. - М.: Просвещение, 2002. - 138 с.
7. Лях В.П., Виленский М.Я. Физическая культура. Учебник для учащихся 8-9 классов. - М.: Просвещение, 2002. - 142 с.
8. Лях В.И., Виленский М.Я. Физическая культура. Учебник для учащихся 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2002. - 122 с.
9. Выжгин, В А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-12 лет технике футбола: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Выжгин В.А. - М., 2006. - 18 с.
10. Гидара, С. Ш. Динамика скоростно-силовой подготовленности мини-футболистов в соревновательном периоде и средства ее стабилизации: : дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Сабербен Шадли Гидара - Москва, 2004. - 22 с.
11. Годик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 240 с.
12. Голомазов, С.В. Футбол: проблема адаптации техники / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 31 с.
13. Голомазов, С.В. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спорт Академ Пресс, 2019. - 36 с.
14. Гриндлер, X. Физическая подготовка футболистов / Х. Гриндлер, А. Пальке, Х. Хемо. - М.: ФИС, 2018. - 229 с.
15. Гриндлер, К. Техническая и тактическая подготовка футболистов / К. Гриндлер. - М.: ФИС, 1986. - 48 с...(51)