Введение 4
1 Основы развития скоростно-силовых способностей 6
1.2 Особенности развития скоростно-силовых способностей футболистов 7
1.3 Анатомо-физиологические особенности развития детей 13-14 лет 17
1.4 Методика скоростно-силовой подготовки у футболистов 21
2 Организация и методы исследования 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методы исследования 27
3 Разработка методики развития скоростно-силовых способностей и проверка ее эффективности 31
3.1 Разработка методики развития скоростно-силовых способностей 31
3.2 Результаты педагогического эксперимента 36
Заключение 42
Список использованных источников 43
Приложение А 48
Актуальность. Эффективность тренировочной и соревновательной деятельности футболистов определяется уровнем их специальной работоспособности, который предполагает гармоничное сочетание двигательных возможностей и технического мастерства. Скоростно-силовые способности футболиста проявляются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. К этим силовым противодействиям можно отнести: преодоление тяжести массы тела самого спортсмена (прыжки в высоту; прыжки в длину — во время подката, выбивания мяча; прыжки в сторону — у вратарей; резкий старт и изменение направления во время бега и т.п.); преодоление силы, связанной с ударами по мячу, вбрасывание мяча; преодоление силы, вызванной силовым сопротивлением соперника. В настоящее время, наряду с технико-тактическим мастерством (доминирующим фактором в спортивных играх), одним из важнейших факторов, обуславливающим достижение высоких результатов в футболе, является высокий уровень скоростно-силовых способностей [7].
Объект исследования: скоростно-силовая подготовка футболистов 13-14 лет.
Предмет исследования: методика, направленная на развитие скоростно-силовых способностей у футболистов 13-14 лет.
Цель исследования: обоснование методики развития скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет.
2. Разработать методику, направленную на развитие скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет.
3. Проверить эффективность методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные испытания.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. На основе анализа научной литературы установлено, что со временный уровень развития футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов, одной из сторон которой являются скоростно-силовые способности. В ряде видов спорта, в том числе в футболе, методика воспитания скоростно-силовых способностей нуждается в дальнейшем совершенствовании. По данным ряда исследований, юные футболисты значительно уступают в уровне скоростно-силовой подготовленности представителям других видов спорта [9].
2. Был разработан комплекс упражнений и методика, направленные на развитие скоростно-силовых способностей футболистов 13-14 лет. Комплекс состоит из прыжковых упражнений, ускорений, упражнений с собственным весом и с минимальными отягощениями.
В процессе развития скоростно-силовых способностей футболистов предпочтение отдают упражнениям, выполняемым с наибольшей скоростью, при которой сохраняется правильная техника движений (так называемая контролируемая скорость). Величины внешнего отягощения, используемого в этих целях, не должны превышать 30-40% от индивидуально максимального веса футболиста [3; 11; 18].
3. При проведении педагогического эксперимента, эффективность подтвердилась достоверными улучшениями в экспериментальной группе ( p <0,05), по сравнению с контрольной группой ( p >0,05). Это подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что применение физических упражнений скоростно-силового характера в тренировочном процессе футболистов 13-14 лет, позволит качественно повысить уровень их скоростно-силовых способностей [11].