ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Роль игровой деятельности в процессе познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста 16
1.3. Дидактическая игра как средство познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 33
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования 33
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 35
2.3. Разработка и реализация комплекса дидактических игр, направленного на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Основой всестороннего развития личности и индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста и важнейшим фактором благополучия в социальном и интеллектуальном обществе, является познавательное развитие [13]. В различных источниках, в психолого-педагогической и научной литературе наблюдаются различные подходы к изучению познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Познавательное развитие - это феномен явлений психики, которая перерабатывает и сохраняет полученный ребенком опыт и определенные знания. Познавательное развитие содержит важные компоненты, такие как познавательные процессы (ощущение и восприятие; внимание; память; мышление, воображение, речь); познавательный интерес (любопытство; любознательность; желание к познанию); познавательная активность (накопление опыта; удовлетворение потребностей; положительное отношение к деятельности) [16; 63].
Внести свой вклад в исследование познавательного развития смогли такие выдающиеся деятели, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.И. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.М. Щукина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и многие другие.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста является актуальным и в современном образовании, проблемы существуют и в теории, и на практике. В дошкольном образовании к познавательному развитию ребенка старшего дошкольного возраста предъявляются высокие требования, так как именно в познавательном развитии происходит процесс соприкосновения ребенка с явлениями окружающего мира, формируются важные для него структуры личности, происходит становление полноправного гражданина общества [28].
Познавательное развитие в старшем дошкольником возрасте - это одна из главных педагогических задач современного дошкольного образования. И поэтому крайне необходимо в период становления личности и самостоятельности ребенка стимулировать познавательное развитие, что полагает определить особую ответственность за реализацию и полученный результат на дошкольные организации и семью [16].
В познавательном развитии дошкольника большую миссию несет в себе дидактическая игра, именно в игре ребенок проявляет свои способности и удовлетворяет потребности. Необходимость в игре очевидна, только играя ребенок способен расширять познавательное развитие. В игре, при различных ситуациях, у ребенка проявляются способности и умения действовать по определенным правилам [52]. Дидактическая игра - незаменимое средство в открытии ребенком неизведанного, усвоении и закреплении уже полученных знаний [16]. При всем разнообразии источников по исследованию познавательного развития старших дошкольников, наблюдается дефицит литературы, описывающей то, как посредством дидактической игры формировать представление ребенка об окружающем его мире.
Выявлено противоречие между необходимостью познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и недостатком источников, содержащих конкретные рекомендации, по организации и проведению мероприятий, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, что позволило определить необходимость данного исследования.
Цель исследования - изучить возможности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса дидактических игр.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи .
1. Изучить особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Выделить условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, определить возможности использования дидактической игры в качестве средства познавательного развития детей.
3. Провести диагностическое исследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить и реализовать комплекс дидактических игр, направленный на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях, которые позволяют детям проявлять самостоятельность и инициативность.
5. Провести анализ полученных результатов, сделать заключение о результативности разработанного комплекса дидактических игр.
Объект исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса дидактических игр.
Гипотеза исследования: предполагается, что комплекс дидактических игр является результативным средством познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, может быть использован в развитии познавательных процессов, познавательной активности и познавательного интереса.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической научной и методической литературы; применение общенаучных теоретических методов исследования (анализ, синтез); беседа; педагогический эксперимент; анкетирование родителей.
Методики исследования.
1. Методика «Вопрошайка». Автор: М.Б. Шумакова [59].
Цель: изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
2. Методика «Маленький исследователь». Автор: Л.Н. Прохорова [38]. Цель: изучение уровней познавательного интереса ребенка к окружающему миру.
3. Анкета для родителей [64]. Цель: выявить проблемы познавательного развития ребенка в семье.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения, приложения. ВКР в количестве 82 страницы.
Педагог А.С. Макаренко так охарактеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка - это как у взрослого: работа, служба. Каков ребенок в игре, таким, как правило, он будет и в работе. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Изучив психолого-педагогическую литературу в направлении познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и проанализировав роль игровой деятельности в процессе познавательного развития детей, следует отметить, как важно и необходимо использовать дидактические игры в процессе познавательного развития ребенка- дошкольника.
В ходе исследовательской работы удалось рассмотреть теоретические аспекты игровой деятельности, в процессе познавательного развития, использование дидактической игры как средства познавательного развития детей в старшем дошкольном возрасте, разработать и реализовать комплекс дидактических игр, направленных на познавательное развитие детей в старшем дошкольном возрасте.
В исследовании проводились диагностики познавательного интереса и познавательной активности, по методикам Шумаковой М.Б. и Прохоровой Л.Н., работа проводилась с каждым ребенком индивидуально. Для более качественного результата познавательного развития детей, в данном исследовании использовался метод работы с родителями - анкетирование.
По данным исследования, после проведения контрольного эксперимента с помощью методик, можно отметить, что после проведения формирующих мероприятий по всем компонентам познавательной активности и познавательного интереса отмечается положительная динамика.
Следовательно, количество детей с высоким уровнем познавательной активности и познавательного интереса увеличилось, а количество детей со средним и низким уровнем сократилось.
Основным механизмом реализации практики - это проведение дидактических игр, направленных на формирование у старших дошкольников познавательного развития, совместные игры с родителями. Участники чувствовали гордость за проделанную работу и радость от полученных результатов. После проведения дидактических игр в домашних условиях, со слов родителей, у детей произошли заметные изменения: дети с низким уровнем проявления инициативы, в игре «раскрылись», играя, они чувствовали себя более уверенно, и действовали в нужном направлении. Состязательный характер дидактической игры позволил стимулировать стремление детей к познанию.
Отсюда следует, что дидактическая игра способствует активизации познавательных процессов старших дошкольников; развитию познавательного интереса, и познавательной активности в умении задавать вопросы, повышая широту охвата предметов; способствует проявлению инициативности ребенком; удовлетворяет потребности в познании мира, расширяя познавательное развитие, тем самым формируя интерес детей старшего дошкольного возраста к самостоятельному познанию объектов и явлений.
Результаты повторной диагностика указывают на целесообразность предложенных мероприятий: у детей старшего дошкольного возраста на 50% повысился уровень познавательной активности и на 25% повысился уровень познавательного интереса к окружающему миру.
Таким образом, выдвинутая в данной работе гипотеза нашла свое подтверждение: дидактические игры являются результативным средством познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, и могут быть использованы в развитии познавательных процессов, познавательной активности и познавательного интереса.
1. Абдрахманова А.И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 38-41.
2. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду Аванесова В.Н. М.: Просвещение, 2012. 176 с.
3. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО Аксенова Т.А. // Молодой ученый. 2016. №12. С. 1-6.
4. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно- методическое пособие. Алабина Л.В. М.: ЦГЛ, 2013.
5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Щукиной Г.И. М.: Просвещение, 2004.
6. Архипова А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности. Архипова А. А. // Научная статья. 2015. № 3-4, С. 11-14.
7. Асмолов А. Главное - сохранить «почемучек»// Дошкольное воспитание, 2005. №3. 68 с.
8. Блехер Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание №11,
2010. 14 с.
9. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы: Число, величина, форма, пространство и время. Блехер Ф.Н. М.: Учпедгиз, 2014. 223 с.
10. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. Блехер Ф.Н. М.: Просвещение, 2010. 224 с.
11. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. Бондаренко А.К., Матусик А.И. М: Просвещение, 2013. 192 с.
12. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
13. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их
использования в детском саду. М.: Московский государственный
педагогический институт, 2015. 96 с.
14. Буханова Н.Н. Развитие познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста средствами познавательно¬
исследовательской деятельности// Научная статья. 2016. № 3 (8). 295-297 с.
15. Выготский, Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. 1008 с.
16. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве /Веракса Н.Е., Веракса А.Н. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 336 с.
17. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Выготский. Л.С: СПб, 1997.
18. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник, Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
19. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности.
Дошкольное воспитание. 1986. № 1. дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата
обращения 13.02.22).
20. Давыдов В.В. Педагогические взгляды и деятельность Крупской Н.К. Давыдов В.В. М.: Просвещение, 2008. 306 с.
21. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Дыбина О.В, Поддьяков Н.Н., Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.
22. Зайко В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад - школа». М., 1999, 205 с.
23. Запорожец А.В. Проблемы психологии детской игры. М.: Просвещение, 1976. С. 3-8.
24. Заложных Е.О. Сотрудничество дошкольников и взрослых при организации детского экспериментирования. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 1 (70). С. 22-31.
25. Запорожец А.В. Восприятие и действие/ Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П. М.: Просвещение, 2011. 324 с.
26. Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников. 2016. № 3. 194 с.
27. Кудикина Н.В. Моделирование процесса формирования познавательной активности личности. 2007. № 9. 85-89 с.
28. Левашева И.И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников.
2011. № 3. 180-182 с.
29. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В.
30. Лесунова В.В. Развитие познавательно активности детей
дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Лесунова В.В.
31. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии. 2012. № 8, 21 с.
32. Литвинович О.В., Кальчик Л.А., Берестовая Н.С. Развитие
познавательного интереса к предметному миру у старших дошкольников средствами дидактической игры. // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования: сборник научных трудов по материалам
Международной научно-практической конференции 25 ноября 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 100-103.
33. Маркова А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности. М.: Просвещение, 1990. 123 с.
34. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2007. 231 с.
35. Мижериков В.А. Педагогика: учеб. пособие. М.: 2014. 624 с.
36. Морозова И.С. Познавательная активность дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 162-165.
37. Морозова Н.Г. Педагогу о познавательном интересе /Морозова Н.Г. Психология и педагогика. 2009. Москва 2011г. Москва: АСТ,
2012. 83с.
38. Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. Детство-Пресс: 2010.128 с.
39. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Прохоровой. Л.Н. М.: АРКТИ, 2004.
40. Подъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1996. 302 с.
41. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие. / под ред. Дыбиной О.В. М.: Национальный книжный центр, 2015. 304 с.
42. Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей, / авт. сост. Волосовец Т.В., Кириллов И.Л., Кларина Л.М. М.: Русское слово, 2015. 128 с.
43. Пособчук О.Н., Чехлыстова Т.В. Научная статья. 2016. № 4 -5(8). С. 124-125.
44. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. Запорожца А.В., Усовой. А.П. М.: Просвещение, 2016. 164 с.
45. Рубинштейн С.Л. Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка. Дошкольное воспитание. 2008. № 2, С. 7.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
47. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2002. 96 с.
48. Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста / сост.
Топычканова Н.Ф. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
49. Тихеева Е.И. «Игры и занятия малых детей», М.: Просвещение, 2015. 149 с.
50. Тихеева Е.И. Дошкольное воспитание и детские сады Собр. соч. М.: Наука, 2015.
51. Тихеева Е.И. К вопросу о дидактическом материале «Педагог» газета. 2014. 18 янв.
52. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Удальцова Е.И. Минск, 2011. 117 с.
53. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник. М.: Владос, 2018. 342 с.
54. Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника. Урунтаева Г.А. Дошкольное воспитание. 2016. № 2. С. 8-15.
55. Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 2016. 445с
56. Ушинский К.Д. История воображения и избранные педагогические сочинения. М. 1954, том 2.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Дошкольное воспитание, 2014. № 2. С. 4-18.
58. Хачапуридзе Б.И. О построении дидактических материалов и игр Хачапуридзе Б.И., Мачабели К.Г. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2013. 220 с.
59. Хачапуридзе, Б.И. Цвет и форма (образцы игрушек в детских садах для усвоения цвета и формы). М.: Игрушка, 2013. 26 с.
60. Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды. Вопросы психологии. 1986. № 1.
61. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.: 2006. 26 с.
62. Щетинина В.В. Познавательное развитие дошкольников: учеб. метод. пособие для бакалавров очной и заочной форм обучения. Тольятти: ТГУ, 2010. 108 с.
63. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
64. Эльконин Д.Б. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
65. Юревич С.Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И.; под ред. Юревич С.Н. М.: Юрайт, 2019. 181 с.