Родительские установки на обучение в школе как фактор формирования мотивационной готовности детей к школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Влияние родительских установок на психологическое развитие
детей дошкольного возраста 7
1.2. Понятие готовности детей к школе. Компоненты
психологической готовности к школе 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
2.1. Организация исследования 38
2.2. Анализ результатов 43
2.3. Комплекс мероприятий, направленных на формирование
мотивации учения у старших дошкольников 51
2.4. Рекомендации педагогам и родителям по формированию у дошкольников мотивационной готовности 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Влияние родительских установок на психологическое развитие
детей дошкольного возраста 7
1.2. Понятие готовности детей к школе. Компоненты
психологической готовности к школе 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
2.1. Организация исследования 38
2.2. Анализ результатов 43
2.3. Комплекс мероприятий, направленных на формирование
мотивации учения у старших дошкольников 51
2.4. Рекомендации педагогам и родителям по формированию у дошкольников мотивационной готовности 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Проблема подготовки детей дошкольного возраста к систематическому образовательному процессу в начальной школе возникла непосредственно из потребностей практики и, остается до сих пор предметом прикладных психолого-педагогических исследований. С уверенностью можно утверждать, что данная проблема является одной из фундаментальных в системе наук о человеке и развитии его личности. Современные представления о структуре и генезисе индивидуальности определяют межпредметный характер исследуемой проблемы и непосредственную связь исследований в этой области с целым рядом проблем педагогической, общей и прикладной психологии, а также другими областями человекознания: культурологией, педагогикой, возрастной физиологией, социологией, и др.
Объединяя себе результаты эмпирических и теоретических исследований в области психологии и в смежных науках, проблема готовности детей к школьному обучению вместе с тем отражает целостную природу индивидуального развития ребенка как объекта и активного субъекта образования. За более чем вековую историю проблемы готовности детей к школе накоплен значительный опыт теоретических и прикладных исследований, тем не менее, эта проблематика все еще остается актуальной.
В настоящее время накоплен колоссальный опыт изучения различных аспектов готовности детей школьному обучению как в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, У.В. Ульенкова, Л.И. Божович, Т.А. Нежнова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова и др.), так и в зарубежной (Я. Йерасек). В ходе исследований выявлены основные компоненты феномена готовности к обучению, определенны закономерности формирования учебных мотивов, развития представлений о целях и содержании обучения. Также изучается влияние различных форм межличностного общения на эффективность обучения; определен круг необходимых для успешного школьного обучения знаний, умений и навыков. В рамках психологических исследований выявляются возрастные особенности развития психомоторных и познавательных способностей, которые составляют основу усвоения учебных материалов; определяются критерии готовности к началу школьного обучения и возрастные особенности учебной деятельности детей дошкольного возраста. Значительным фактором в формировании готовности ребенка к дошкольному обучению являются и родительские установки.
Детско - родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития - одна из существенных детерминант развития личности ребенка. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является весомым фактором развития личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого - педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Котырло и др.).
Таким образом, в связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных психологических факторов, для формирования готовности ребенка к обучению в школе, с тем, чтобы максимизировать положительные, и свести к минимуму отрицательные влияния семьи.
Актуальность данной проблемы на современном этапе и обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Родительские установки на обучение в школе как фактор формирования мотивационной готовности детей к школе».
Объект исследования: мотивационная готовность детей к школе
Предмет исследования: влияние родительских установок на основные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению
Цель исследования: изучение влияния родительских установок на основные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что степень выраженности мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе зависит от родительских установок на обучение.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи исследования:
1. Рассмотреть влияние родительских установок на психологическое развитие детей дошкольного возраста;
2. Определить сущность и содержание понятия «готовность к обучению»;
3. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению;
4. Выявить эмпирическим путем влияние родительских установок на состояние психологической и мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в первом классе;
5. Предложить комплекс мероприятий, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников;
6. Разработать рекомендации по теме исследования.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы в рамках изучаемой проблемы;
• изучение передового психолого-педагогического опыта;
• психодиагностические методы;
• качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные нами результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных учреждений образования в рамках подготовки детей к обучению в школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
Объединяя себе результаты эмпирических и теоретических исследований в области психологии и в смежных науках, проблема готовности детей к школьному обучению вместе с тем отражает целостную природу индивидуального развития ребенка как объекта и активного субъекта образования. За более чем вековую историю проблемы готовности детей к школе накоплен значительный опыт теоретических и прикладных исследований, тем не менее, эта проблематика все еще остается актуальной.
В настоящее время накоплен колоссальный опыт изучения различных аспектов готовности детей школьному обучению как в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, У.В. Ульенкова, Л.И. Божович, Т.А. Нежнова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова и др.), так и в зарубежной (Я. Йерасек). В ходе исследований выявлены основные компоненты феномена готовности к обучению, определенны закономерности формирования учебных мотивов, развития представлений о целях и содержании обучения. Также изучается влияние различных форм межличностного общения на эффективность обучения; определен круг необходимых для успешного школьного обучения знаний, умений и навыков. В рамках психологических исследований выявляются возрастные особенности развития психомоторных и познавательных способностей, которые составляют основу усвоения учебных материалов; определяются критерии готовности к началу школьного обучения и возрастные особенности учебной деятельности детей дошкольного возраста. Значительным фактором в формировании готовности ребенка к дошкольному обучению являются и родительские установки.
Детско - родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития - одна из существенных детерминант развития личности ребенка. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является весомым фактором развития личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого - педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Котырло и др.).
Таким образом, в связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных психологических факторов, для формирования готовности ребенка к обучению в школе, с тем, чтобы максимизировать положительные, и свести к минимуму отрицательные влияния семьи.
Актуальность данной проблемы на современном этапе и обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Родительские установки на обучение в школе как фактор формирования мотивационной готовности детей к школе».
Объект исследования: мотивационная готовность детей к школе
Предмет исследования: влияние родительских установок на основные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению
Цель исследования: изучение влияния родительских установок на основные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что степень выраженности мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе зависит от родительских установок на обучение.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи исследования:
1. Рассмотреть влияние родительских установок на психологическое развитие детей дошкольного возраста;
2. Определить сущность и содержание понятия «готовность к обучению»;
3. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению;
4. Выявить эмпирическим путем влияние родительских установок на состояние психологической и мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в первом классе;
5. Предложить комплекс мероприятий, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников;
6. Разработать рекомендации по теме исследования.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы в рамках изучаемой проблемы;
• изучение передового психолого-педагогического опыта;
• психодиагностические методы;
• качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные нами результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных учреждений образования в рамках подготовки детей к обучению в школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
Анализ психолого - педагогической и научно - методической литературы позволяет сделать следующие выводы:
Абсолютное большинство ученых, которые исследовали проблемы взаимосвязи семейного воспитания с общественным, подчеркивают специфичность, уникальность и своеобразие семейного воспитания. Именно в родительской семье человек получает первый образец социального поведения. Родительская семья является неоспоримым примером для подражания. Заложенные в детском возрасте семейные установки и ценности будут преобладающими для ребенка на протяжении всего пути его взросления и формирования. Именно они формируют модель будущей жизни детей, обеспечивая их личностное развитие.
Окончание периода дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к принятию новых для него событий: социальная роль школьника, новая учебная деятельность, новая система знаний. Иначе говоря, происходит формирование психологической и личностной готовности к обучению в начальной школе. Подготовка дошкольников к периоду обучения является одной из основных задач процесса дошкольного обучения и воспитания. Под школьной зрелостью подразумевается достижение ребёнком достаточного и необходимого уровня психического развития, при котором ребёнок способен принимать полноценное участие в школьном обучении.
Психологическая готовность к школьному обучению - это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать возможную успешность или неуспешность будущей учебной деятельности первоклассника. Психологическая готовность ребенка к школе состоит из следующих составляющих: интеллектуальная готовность, эмоционально¬волевая готовность, социально-личностная готовность и мотивационная готовность.
Целью нашего исследования являлось выявление родительских установок на формирование мотивационной готовности детей к школе. Было высказано предположение о том, что родительские установки на обучение детей в школе оказывают влияние на степень мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в первом классе общеобразовательной школы. По итогам диагностической работы выявлено следующее:
Дети, демонстрирующие высокий уровень мотивационной готовности к обучению воспитываются родителями, у которых в ходе исследования отмечается наличие позитивных тенденций и положительного отношения новой социальной роли своего ребенка. Такие родители настроены весьма оптимистично, не сомневаются в том, что ребенок будет успешно осваивать новые знания и умения, находясь в новой социальной ситуации. Подобные настроения несомненно передаются и ребенку, что подтверждается результатами диагностики.
У детей со средним уровнем мотивационной готовности родители демонстрируют в большинстве случаев позитивные установки на обучение в школе. Однако, есть случаи, когда при наличии у родителей негативного настроя дети все же демонстрируют средний уровень мотивационной готовности. Что касается детей с низким уровнем мотивации, то у их родителей, как правило, диагностируется тенденция негативного отношения к процессу обучения в начальной школе. Отметим, что в рамках исследования отмечается один факт наличия у ребенка низкого уровня мотивационной готовности при сформированности у родителей позитивных установок на обучение.
Таким образом, по результатам исследования можем сделать вывод о том, что в большинстве случаев родительские установки на обучение детей в школе оказывают влияние на степень мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в первом классе общеобразовательной школы. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Проблема готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из главных составляющих мотивационной готовности к школе. В этой связи нами предлагается комплекс мероприятий по формированию мотивационной готовности к школе. Данные методические рекомендации могут быть использованы как в условиях детского сада, так и в домашних условиях. Кроме того, в рамках данной работы также разработаны рекомендации для родителей и педагогов, направленные на формирование мотивов обучения и положительного отношения к школе.
Абсолютное большинство ученых, которые исследовали проблемы взаимосвязи семейного воспитания с общественным, подчеркивают специфичность, уникальность и своеобразие семейного воспитания. Именно в родительской семье человек получает первый образец социального поведения. Родительская семья является неоспоримым примером для подражания. Заложенные в детском возрасте семейные установки и ценности будут преобладающими для ребенка на протяжении всего пути его взросления и формирования. Именно они формируют модель будущей жизни детей, обеспечивая их личностное развитие.
Окончание периода дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к принятию новых для него событий: социальная роль школьника, новая учебная деятельность, новая система знаний. Иначе говоря, происходит формирование психологической и личностной готовности к обучению в начальной школе. Подготовка дошкольников к периоду обучения является одной из основных задач процесса дошкольного обучения и воспитания. Под школьной зрелостью подразумевается достижение ребёнком достаточного и необходимого уровня психического развития, при котором ребёнок способен принимать полноценное участие в школьном обучении.
Психологическая готовность к школьному обучению - это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать возможную успешность или неуспешность будущей учебной деятельности первоклассника. Психологическая готовность ребенка к школе состоит из следующих составляющих: интеллектуальная готовность, эмоционально¬волевая готовность, социально-личностная готовность и мотивационная готовность.
Целью нашего исследования являлось выявление родительских установок на формирование мотивационной готовности детей к школе. Было высказано предположение о том, что родительские установки на обучение детей в школе оказывают влияние на степень мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в первом классе общеобразовательной школы. По итогам диагностической работы выявлено следующее:
Дети, демонстрирующие высокий уровень мотивационной готовности к обучению воспитываются родителями, у которых в ходе исследования отмечается наличие позитивных тенденций и положительного отношения новой социальной роли своего ребенка. Такие родители настроены весьма оптимистично, не сомневаются в том, что ребенок будет успешно осваивать новые знания и умения, находясь в новой социальной ситуации. Подобные настроения несомненно передаются и ребенку, что подтверждается результатами диагностики.
У детей со средним уровнем мотивационной готовности родители демонстрируют в большинстве случаев позитивные установки на обучение в школе. Однако, есть случаи, когда при наличии у родителей негативного настроя дети все же демонстрируют средний уровень мотивационной готовности. Что касается детей с низким уровнем мотивации, то у их родителей, как правило, диагностируется тенденция негативного отношения к процессу обучения в начальной школе. Отметим, что в рамках исследования отмечается один факт наличия у ребенка низкого уровня мотивационной готовности при сформированности у родителей позитивных установок на обучение.
Таким образом, по результатам исследования можем сделать вывод о том, что в большинстве случаев родительские установки на обучение детей в школе оказывают влияние на степень мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в первом классе общеобразовательной школы. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Проблема готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из главных составляющих мотивационной готовности к школе. В этой связи нами предлагается комплекс мероприятий по формированию мотивационной готовности к школе. Данные методические рекомендации могут быть использованы как в условиях детского сада, так и в домашних условиях. Кроме того, в рамках данной работы также разработаны рекомендации для родителей и педагогов, направленные на формирование мотивов обучения и положительного отношения к школе.
Подобные работы
- Влияние тревожности детей дошкольного возраста на готовность к школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие ЧУДО «УМКА» с семьёй в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Психология учебной мотивации младших школьников в связи с
разным стилем родительского отношения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Родительский университет» как средство формирования
педагогической культуры родителей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие с семьей по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



