Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Родительские установки на обучение в школе как фактор формирования мотивационной готовности детей к школе

Работа №154528

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Влияние родительских установок на психологическое развитие
детей дошкольного возраста 7
1.2. Понятие готовности детей к школе. Компоненты
психологической готовности к школе 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И
МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
2.1. Организация исследования 38
2.2. Анализ результатов 43
2.3. Комплекс мероприятий, направленных на формирование
мотивации учения у старших дошкольников 51
2.4. Рекомендации педагогам и родителям по формированию у дошкольников мотивационной готовности 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78


Проблема подготовки детей дошкольного возраста к систематическому образовательному процессу в начальной школе возникла непосредственно из потребностей практики и, остается до сих пор предметом прикладных психолого-педагогических исследований. С уверенностью можно утверждать, что данная проблема является одной из фундаментальных в системе наук о человеке и развитии его личности. Современные представления о структуре и генезисе индивидуальности определяют межпредметный характер исследуемой проблемы и непосредственную связь исследований в этой области с целым рядом проблем педагогической, общей и прикладной психологии, а также другими областями человекознания: культурологией, педагогикой, возрастной физиологией, социологией, и др.
Объединяя себе результаты эмпирических и теоретических исследований в области психологии и в смежных науках, проблема готовности детей к школьному обучению вместе с тем отражает целостную природу индивидуального развития ребенка как объекта и активного субъекта образования. За более чем вековую историю проблемы готовности детей к школе накоплен значительный опыт теоретических и прикладных исследований, тем не менее, эта проблематика все еще остается актуальной.
В настоящее время накоплен колоссальный опыт изучения различных аспектов готовности детей школьному обучению как в отечественной психологии (Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, А.Н. Леонтьев, У.В. Ульенкова, Л.И. Божович, Т.А. Нежнова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, А.Л. Венгер, Е.Е. Кравцова и др.), так и в зарубежной (Я. Йерасек). В ходе исследований выявлены основные компоненты феномена готовности к обучению, определенны закономерности формирования учебных мотивов, развития представлений о целях и содержании обучения. Также изучается влияние различных форм межличностного общения на эффективность обучения; определен круг необходимых для успешного школьного обучения знаний, умений и навыков. В рамках психологических исследований выявляются возрастные особенности развития психомоторных и познавательных способностей, которые составляют основу усвоения учебных материалов; определяются критерии готовности к началу школьного обучения и возрастные особенности учебной деятельности детей дошкольного возраста. Значительным фактором в формировании готовности ребенка к дошкольному обучению являются и родительские установки.
Детско - родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития - одна из существенных детерминант развития личности ребенка. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является весомым фактором развития личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого - педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Котырло и др.).
Таким образом, в связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных психологических факторов, для формирования готовности ребенка к обучению в школе, с тем, чтобы максимизировать положительные, и свести к минимуму отрицательные влияния семьи.
Актуальность данной проблемы на современном этапе и обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Родительские установки на обучение в школе как фактор формирования мотивационной готовности детей к школе».
Объект исследования: мотивационная готовность детей к школе
Предмет исследования: влияние родительских установок на основные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению
Цель исследования: изучение влияния родительских установок на основные компоненты психологической готовности детей к школьному обучению.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что степень выраженности мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе зависит от родительских установок на обучение.
В соответствии с поставленной целью сформулированы основные задачи исследования:
1. Рассмотреть влияние родительских установок на психологическое развитие детей дошкольного возраста;
2. Определить сущность и содержание понятия «готовность к обучению»;
3. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению;
4. Выявить эмпирическим путем влияние родительских установок на состояние психологической и мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в первом классе;
5. Предложить комплекс мероприятий, направленных на формирование мотивации учения у старших дошкольников;
6. Разработать рекомендации по теме исследования.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы в рамках изучаемой проблемы;
• изучение передового психолого-педагогического опыта;
• психодиагностические методы;
• качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные нами результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных учреждений образования в рамках подготовки детей к обучению в школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого - педагогической и научно - методической литературы позволяет сделать следующие выводы:
Абсолютное большинство ученых, которые исследовали проблемы взаимосвязи семейного воспитания с общественным, подчеркивают специфичность, уникальность и своеобразие семейного воспитания. Именно в родительской семье человек получает первый образец социального поведения. Родительская семья является неоспоримым примером для подражания. Заложенные в детском возрасте семейные установки и ценности будут преобладающими для ребенка на протяжении всего пути его взросления и формирования. Именно они формируют модель будущей жизни детей, обеспечивая их личностное развитие.
Окончание периода дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к принятию новых для него событий: социальная роль школьника, новая учебная деятельность, новая система знаний. Иначе говоря, происходит формирование психологической и личностной готовности к обучению в начальной школе. Подготовка дошкольников к периоду обучения является одной из основных задач процесса дошкольного обучения и воспитания. Под школьной зрелостью подразумевается достижение ребёнком достаточного и необходимого уровня психического развития, при котором ребёнок способен принимать полноценное участие в школьном обучении.
Психологическая готовность к школьному обучению - это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать возможную успешность или неуспешность будущей учебной деятельности первоклассника. Психологическая готовность ребенка к школе состоит из следующих составляющих: интеллектуальная готовность, эмоционально¬волевая готовность, социально-личностная готовность и мотивационная готовность.
Целью нашего исследования являлось выявление родительских установок на формирование мотивационной готовности детей к школе. Было высказано предположение о том, что родительские установки на обучение детей в школе оказывают влияние на степень мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в первом классе общеобразовательной школы. По итогам диагностической работы выявлено следующее:
Дети, демонстрирующие высокий уровень мотивационной готовности к обучению воспитываются родителями, у которых в ходе исследования отмечается наличие позитивных тенденций и положительного отношения новой социальной роли своего ребенка. Такие родители настроены весьма оптимистично, не сомневаются в том, что ребенок будет успешно осваивать новые знания и умения, находясь в новой социальной ситуации. Подобные настроения несомненно передаются и ребенку, что подтверждается результатами диагностики.
У детей со средним уровнем мотивационной готовности родители демонстрируют в большинстве случаев позитивные установки на обучение в школе. Однако, есть случаи, когда при наличии у родителей негативного настроя дети все же демонстрируют средний уровень мотивационной готовности. Что касается детей с низким уровнем мотивации, то у их родителей, как правило, диагностируется тенденция негативного отношения к процессу обучения в начальной школе. Отметим, что в рамках исследования отмечается один факт наличия у ребенка низкого уровня мотивационной готовности при сформированности у родителей позитивных установок на обучение.
Таким образом, по результатам исследования можем сделать вывод о том, что в большинстве случаев родительские установки на обучение детей в школе оказывают влияние на степень мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в первом классе общеобразовательной школы. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Проблема готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из главных составляющих мотивационной готовности к школе. В этой связи нами предлагается комплекс мероприятий по формированию мотивационной готовности к школе. Данные методические рекомендации могут быть использованы как в условиях детского сада, так и в домашних условиях. Кроме того, в рамках данной работы также разработаны рекомендации для родителей и педагогов, направленные на формирование мотивов обучения и положительного отношения к школе.



1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К., Савинков А.И., Забрамная С.Д. Подготовка ребенка к школе. М., 2011. 202 с.
2. Авдеева Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. Челябинск.: Два комсомольца, 2013. С. 97-99.
3. Азарова Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе // Мир психологии. 2006. № 1. С. 147- 170.
4. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. М.: Изд-во «Мозаика- синтез», 2012. 311 с.
5. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие. М., 2010. 247 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 257 с.
7. Вархатова Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс - диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис, 2011. 49 с.
8. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 2012. 289 с.
9. Воскобоева Н. А. Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет // Концепт. 2015. № 7. С. 44-49.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М.: Академия, 2010. 367 с.
11. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрес¬томатия: Учебное пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2011. 624 с.
12. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Киров: Константа, 2005. 367 с.
13. Гилевич В.В. Детский сад и школа // Дош. Воспитание. 2010. № 10 С. 56-59.
14. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. Слободчикова В. В. Томск: Обь, 2014. 240 с.
15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2009. 536 с.
16. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. 2009. № 10. С. 90 - 97.
17. Доронова Т. А. Вместе с семьей. Пособие по взаимодействию детских образовательных учреждений с родителями. М., 2013. 194 с.
18. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 2012. 512 с.
19. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. М.: Просвещение, 2010. 364 с.
20. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/ монография. М.: Издательство Перо, 2015. 192 с.
21. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2009. 237 с.
22. Запорожец А.В., Эльконин, Д.Б., Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2005. 207 с.
23. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 79 с.
24. Изотова Е.И. Психологическая служба в общеобразовательном учреждении. М.: Академия, 2010. 241 с.
25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 368 с.
26. Копылов Ю.А. Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе//Начальная школа. 2004. №9. С. 11-14.
Т1. Кравцова Е.Е. Психические проблемы готовности дошкольников
к обучению в школе. М.: Академия, 2010. 59 с.
28. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2011. 464 с.
29. Люленкова О. Ю. Факторы адаптации детей к школе // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 84-81.
30. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2010. 348 с.
31. Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. 2011. № 4. С. 77-19.
32. Мамайчук, И. Семейные отношeния: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. 2013. № 5. С. 80-85.
33. Меттус Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников. Подготовка, диагностика, адаптация. Волгоград: Учитель, 2001. 68 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М.: Академия, 2010. 452 с.
35. Михайленко Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2000. № 6. с. 21-23.
36. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2011. 364 с.
31. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. завед. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2013. 569 с.
38. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 2008. 294 с.
39. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.: Академия, 2007. 212 с.
40. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и
подготовка их к школе. М.: Инфра-М, 2014. 291 с.
41. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. М.: Академия, 2012. 419 с.
42. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений // Вопросы психологии. 2011. № 1. С.44-49.
43. Подготовка ребенка к школе: содержание, требования,
диагностика: методическое пособие / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Н.А. Степановой. Магнитогорск: МаГУ, 2012. 236 с.
44. Рыбин Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. 2011. № 8. С.25-28.
45. Святогорова М.В., Вочков И.В. Динамика мотивации учения и адаптации в школе в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2003.№3. С.26.
46. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2012. 89 с.
47. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы
диагностической и коррекционной работы психолога (Библиотека психолога- практика). М.: АРКТИ, 2010. 167 с.
48. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 71-73.
49. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., 2012. 367 с.
50. Сёмина М.В. Психолого-педагогические аспекты изучения семьи (учебно-методическое пособие). Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2005. 101с.
51. Степанова, Н.А. Угадай настроение //Дошкольное воспитание. 2008. № 11. С. 21-24.
52. Тихонова Д. В. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 41-45.
53. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. - №2. С. 704-707.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ