Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты нарушения словообразования у детей 6 - 7 лет, имеющих общее недоразвитие речи III уровня 6
1.1 Развитие речи и навыков словообразования в нормальном
онтогенезе 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с общим недоразвитием речи 13
Глава 2. Экспериментальное изучение проявлений нарушения словообразования у детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи III уровня 19
2.1 Цель, задачи и методы исследования 19
2.2 Анализ результатов исследования 23
2.3 Методические рекомендации по развитию словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 33
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что навыки словообразования значимы для развития коммуникации и для дальнейшей социализации ребенка с общим недоразвитием речи, а так же для успешного обучения в школе по различным дисциплинам.
В ходе своего развития ребенок знакомится с языком как системой. Но ребенок не может усвоить всю систему языка одномоментно, поэтому на каждом этапе развития речь ребенка - система языка, которая отличается от таковой у взрослых и имеет свои правила совмещения, комбинирования единиц языка. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.
У детей с общим недоразвитием речи является ведущим в структуре дефекта лексико-грамматическое недоразвитие речи. Типичными проявлениями такого недоразвития в данном случае являются: выраженная бедность словаря, незнание обобщающих слов, неумение выделять существенные признаки, сравнивать понятия, нарушения словообразовательных процессов, изобилие аграмматизмов.
Лексические средства вследствие собственной ограниченности не всегда имеют шанс проявить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он использует средства словообразования. Потому формирование словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом качествах рассматривается в узкой связи с исследованием словотворчества детей, разбором детских словообразовательных неологизмов. [Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова]
Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу специальных разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов. Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляют собой необходимые условия пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого всегда был морфологический. [О.М. Вершинина]
Проблема исследования представляет собой изучение сформированности навыков словообразования и их особенностей у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью нашего исследования является изучение сформированности навыков словообразования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и подборе содержания логопедической работы по их коррекции.
Объектом нашего исследования является сформированность навыков словообразования детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - особенности образования слов разными способами (суффиксальный, префиксальный) разных грамматических категорий старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза. Мы предполагаем, что у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня будут выявлены особенности образования слов различными способами разных грамматических категорий различной степени выраженности:
— трудности в использовании образования слов, являющихся редкоупотребительными;
— образование ненормативных суффиксов;
— пропуски суффиксов;
— трудности в употреблении малопродуктивных суффиксов;
— смешение приставок;
— трудности слияния двух основ слова.
Выявленные особенности помогут нам подобрать содержание логопедической работы по коррекции этих особенностей.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены следующие задачи исследования.
1. Анализ лингвистической, психологической, мктодологической литературы по проблеме исследования;
2. Подбор методик для обследования навыков словообразования дошкольников и проведение констатирующего эксперимента;
3. Подбор содержания логопедической работы.
Теоретико-методологической основой исследования явились научно-теоретические положения о системной организации высших психических функций (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия); концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия); концепция о системности языка (В. В. Виноградов, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия).
Методы исследования:
1. Изучение литературы;
2. Опрос;
3. Метод экспертных оценок;
4. Изучение и обобщение педагогического опыта;
5. Педагогический эксперимент.
Исследование сформированности навыков словообразования проводилось на базе МБДОУ №68 г. Железногорска Красноярского края.
Организация исследования:
I этап. Изучение и анализ литературы по теме исследования (октябрь- ноябрь);
II этап. Проведение констатирующего эксперимента (декабрь- январь);
III этап. Подбор методик по развитию словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (февраль-март).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были подтверждены данные других исследований об особенностях навыков словообразования у детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Практическая значимость - подобранное содержание логопедической работы по коррекции навыков словообразования может быть использовано в практической деятельности логопедами, воспитателями, дефектологами.
Структура работы:
— введение;
— две главы;
— заключение;
— список использованной литературы;
— приложение.
Словообразование представляет собой с одной стороны особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
По данным А. Н. Гвоздева, после 5 лет происходит самостоятельное образование глаголов от других частей речи, словотворчество.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, когда оказывается нарушенным формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Целью нашего исследования являлось изучение сформированности навыков словообразования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Для проведения исследования была сформирована группа из 10 человек. Все 100 % испытуемых имели общее недоразвитие речи III уровня, дизартрию.
Для проведения исследования использовались: методика Т. А. Фотековой, Л. Г. Парамоновой, стимульный материал Л. Г. Парамоновой, методика М.М. Алексеевой и В.И. Ляминой, методики Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой.
Нами была проанализирована методическая литература по теме выявления сформированности навыков словообразования и составлена методика логопедического обследования грамматического строя детей с общим недоразвитием речи.
На основе анализа литературных данных и определения теоретических основ исследования были выделены следующие направления исследования по изучению грамматического строя у детей подготовительного дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: обследование образования относительных прилагательных от существительных, образования существительных в уменьшительной форме, образования слов с помощью приставок, образования имен существительных, обозначающих предметы, образования слов путем перехода из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное) и обследование образования слов с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ).
Высокого уровня успешности дети не продемонстрировали ни в одном задании. 30% испытуемых: Слава С., Вова К., Влад В. Выполняли задания на среднем уровне успешности. Большинство испытуемых - 70%: Саша И., Вика К., Данил Т., Данил С., Кирилл К., Сережа О., Матвей Н. выполняли задания на уровне успешности ниже среднего.
По результатам констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности:
1. Трудности в использовании образования слов, являющихся редкоупотребительными;
2. Образование ненормативных суффиксов;
3. Пропуски суффиксов;
4. Трудности в употреблении малопродуктивных суффиксов;
5. Смешение приставок;
6. Трудности слияния двух основ слова.
Методические рекомендации подобраны и дополнены на основе уровневого подхода, включали в себя III этапа, распределены от простого к сложному для удобства работы с детьми, имеющими разные уровни сформированности навыков словообразования.
В ходе констатирующего эксперимента цель была достигнута, гипотеза оправдана, задачи решены.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей
детского сада М.: Мозаика-Синтез, 1999.
3. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
5. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов
педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005.
6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985.
7. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики - М. :Эскмо, 2011.
8. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ 1999.
9. Журавлева А. Е., Федиенко В. В. Мои первые уроки:- Эксмо, 2011.
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) . —— СПб.: СОЮЗ, 1999.
11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. -¬Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.
12. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд, 2010.
13. Наглядно-дидактическое пособие «Профессии»/ под ред. Борисенко М. - «Мозаика-синтез», 2014.
14. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.
15. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004.
16. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр.- М.: АРКТИ, 2003.
17. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
18. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
19. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. факультетов пед. институтов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973.
20. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие /Под общ. Ред.Т.В. Волосовец. - М: Инст. общегуманитарных исследований, В Секачев, 2002.
21. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990.
22. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя
дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
23. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011.
24. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами.: АСТ, Астрель,2010.
25. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
26. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
27. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской .
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003.
28. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.
29. Чиркина Г.В. Пособие по диагностике речевых нарушений/ 3-е изд., доп.-М.: АРКТИ, 2003.
30. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
31. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997.