Введение 3
Глава 1. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 5
1.1. Что такое интегрированные уроки 6
1.2. Межпредметные связи и требования современных образовательных
стандартов 13
1.3. Опыт педагогов по организации и проведению интегрированных уроков 17
1.4. Возможные варианты интеграции математики с другими школьными
дисциплинами 23
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ 30
2.1. . Сравнение программного материала курсов математики и информатики 9 класса. Темы интегрированных уроков математика-информатика для 9 класса.
30
2.2. Рекомендации по организации и проведению определенных выше
интегрированных уроков. Вычисление факториала 33
2.3. Разработка интегрированных уроков по темам: «Прогрессии»,
«Квадратичная функция, её свойства и график», «Решение квадратных уравнений с помощью Ms Excel» 46
2.4. Экспериментальная работа по апробации разработанных рекомендаций65
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложения 76
В общем объеме материал школьного курса математики увеличился незначительно, но изменились требования к его усвоению - ученик должен четко представлять место изучаемого материала в разных отраслях науки, жизни, уметь применять его при решении практических задач. За счет этих требований увеличилась нагрузка в расчете на одно аудиторное занятие. Кроме того, решение проблемы мотивации учащихся стоит перед учителем со времени самого первого урока в истории человечества, и будет стоять всегда. В этом отношении эффективной является интеграция разных дисциплин или разных разделов одной дисциплины. Очевидно, что интеграция дисциплин дала бы экономию времени и более рационально организованное повторение и закрепление изученного. Многие дисциплины школьного курса так или иначе пересекаются, имеют общие точки соприкосновения. Многие разделы математики находят свое применение в материале других школьных дисциплин. Таким образом, в настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности.
Актуальность темы: современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют ограниченному восприятию культуры.
Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью информатики и математики. Также вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика информатики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции. Необходимо также отметить ещё один важный момент: интегрированное обучение призвано отразить интеграцию научного знания, объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или показывать их поверхностно было бы большим недостатком современной школы. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук.
Объект исследования: процесс формирования межпредметных связей в представлении школьников 9 класса.
Предмет исследования: организация интегрированных уроков по математике и информатике.
Цель: разработка методических рекомендаций по организации и
проведению интегрированных уроков по математике и информатике для учеников 9 класса, направленных на формирование понимания межпредметных связей.
...
Данная выпускная квалификационная работа была подчинена одной цели - исследовать возможности применения интегрированного урока для понимания обучающимися межпредметных связей.
В ходе исследования было установлено экспериментальным путём, что интегрированные уроки позволяют наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создать условия для формирования универсальных учебных действий как метапредметных, так и предметных.
На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность.
Но главной при определении жизнеспособности идеи интеграции в современной школе остаётся проблема подготовки кадров. Нынешняя система подготовки специалистов не может подготовить универсально образованного педагога, который сможет в своей практической деятельности применять данные подходы к учебно-воспитательному процессу.
По предварительной беседе с учителями установлено, что большинство преподавателей математики и информатики считают важным проведение интегрированных уроков математики и информатики.
Изучив и обобщив литературу по вопросам интеграции, можно убедиться в важности этой проблемы и ее значимости в практике школы. Особенно хочется подчеркнуть важные, по моему мнению, выводы, сделанные по завершении работы.
Проанализировав существующую литературу, по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Современный уровень развития науки и общества обуславливает необходимость использования системного подхода к теории и практике обучения, направленного на интеграцию знаний и формирование системного мышления.
2. Интеграция - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
3. При разработке системы интегрированных уроков информатики и математики учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат.
4. Мною была применена разработка конспекта интегрированного урока математики и информатики на практике, что доказало, что проведение интегрированных уроков математики и информатики будет способствовать формированию межпредметных связей.
В выпускной квалификационной работе был описан эксперимент, который доказывал выдвинутую во введении гипотезу. Была рассмотрена организация интегрированных уроков, проведены результаты описания эксперимента.
Таким образом, в ходе исследовательской работы все поставленные задачи решены и цель исследования достигнута.
1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. // Начальная школа. - 1991. - 8. - С.48-51.
2. Болдырев Н.И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, г 1968. - С.115.
3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С.150-154.
4. Телеева Е.В, Качалова Л.П., Качалов Д.В Педагогические технологии. - Шадринск, 2003.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение,1982.
6. Пунский В. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений // Народное образование. - 1983. - № 11. - С. 47-51.
7. Усова А.В. Межпредметные связи в преподавании основ наук // Народное образование. - 1984. - № 8. - С. 2-3.
8. Федорова З.В., Маслова С., Свеклина А.И. Интегрированные уроки // Математика в школе. - 2002. - № 7. - С. 49-54.
9. Хайбулаев М.Х Реализация межпредметных связей математики и трудового обучения // Математика в школе. - 1986. - № 6. - С.23-26.
10. Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2006. — 238 с: ил.
11. Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. СПб.: Питер, 2006. — 224 с: ил.
12. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
13. Семакин И. Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ И. Г.Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2006.-176 с: ил.
14. Семакин И. Г. Информатика. 11-й класс / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. — 139 с: ил.
15. . Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии.
... всего 31 источник