Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
КАК ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Концептуальные основы внеурочной деятельности 7
1.2. Технология творческих мастерских: 15
Выводы по первой главе 23
Глава II. Эмпирическое исследование по разработке и реализации формы внеурочной деятельности «Исторический объектив» 25
2.1. Разработка и организация формы внеурочной деятельности
«исторический объектив» на базе МБОУ Большекосульской СОШ 25
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 32
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложение
В нашей стране в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, заметно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В задачи воспитательной работы входят привлечение школьников в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, учатся выражать собственные мысли, а также принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать свои возможности. Поэтому, возрастание роли внеурочной работы определяется дополнительными возможностями для самореализации и творческого развития школьников. [ФГОС, 2010]
В системе внеурочной работы большое воспитательное значение имеет работа по истории, которая является одной из составных частей деятельности преподавателя истории. Процесс воспитания историей на уроках и во внеурочной работе предполагает, в первую очередь воздействие на учащихся с целью выработки у них осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, его героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качеств наших предков. [Диденко, 2015]
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях в соответствии с принятием нового федерального государственного образовательного стандарта назрела необходимость выявления тех образовательных технологий, форм внеурочной деятельности, применение которых в учебном процессе даст возможность перейти в их подготовке на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, роль внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов. Существует проблема, что условия сельского социума не представляют широкой палитры форм досуговой деятельности и это требует создания разнообразных видов и форм внеурочной деятельности, таких как кружки, секции, клубы и т.д.).
Актуальность исследования позволила определить проблему: поиск форм внеурочной деятельности в школе в соответствии с требованиями, определенными образовательным стандартом.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать содержание, структуру организации творческой мастерской «Исторический объектив» как формы внеурочной деятельности и апробировать данную форму в образовательной практике школы.
Объект исследования — внеурочная деятельность в образовательном учреждении.
Предмет исследования - информационно-педагогические условия организации творческой мастерской «Исторический объектив» как формы внеурочной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза о том, что творческая мастерская «Исторический объектив» как форма внеурочной деятельности в школе будет эффективна, при условии:
-ориентации на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов;
-создания творческой атмосферы (благоприятного психологического климата в школьной среде);
-создания условий для сотрудничества и взаимопонимания в коллективе педагогов и учащихся;
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования предопределили постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы внеурочной деятельности.
2. Описать историю возникновения, особенности организации и проведения творческой мастерской как формы внеурочной деятельности.
3. Обосновать и реализовать условия организации и проведения творческой мастерской «Исторический объектив» как формы внеурочной деятельности.
4. Разработать и апробировать программу творческой мастерской.
5. Осуществить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- научные разработки в области внеурочной деятельности (Е. Евладова,
C.JI. Выдыш, А.В. Брагуца и др.)
- концепции личностно-ориентированного, личностно-деятельностного и системно-диагностического подходов в образовании и воспитании (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Л.И. Новикова, В.А. Сластенин и др.)
В ходе исследования использовались следующие методы:
Общетеоретические:
- анализ педагогической литературы, учебно-методической документации по проблемам исследования;
-сравнение, сопоставление, анализ и обобщение опыта специалистов по теме;
Эмпирические:
- педагогическое наблюдение, описание, педагогический эксперимент, фиксирование результатов исследования с последующим анализом;
- качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации содержания и структуры творческой мастерской «Исторический объектив» на базе МБОУ Большекосульская СОШ с. Большая Косуль.
Исследование получило апробацию:
1) В практической деятельности на базе МБОУ Большекосульской СОШ с. Большая Косуль.
2) Выступление на Всероссийской конференции в рамках XVIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (диплом II степени).
3) По теме исследования опубликована статья «Творческая мастерская «Исторический объектив» как форма внеурочной деятельности в рамках ФГОС» в электронном сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции в рамках XVIII Международного научного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (в печати).
Логика исследования определила структуру выпускной квалификационной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Результаты исследования в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:
Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил определить, что внеурочная деятельность имеет свою историю, в теории и практике отечественного образования доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые обозначали в энциклопедических и справочных изданиях составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся.
В отличие от внеклассной работы, которая не привязана к образовательной программе, внеурочная деятельность является частью программы общего образования. Под внеурочной деятельностью, являющуюся равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, основные задачи которой состоят в том, чтобы оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенные особенности учащихся, обеспечить достижение личностных и метапредметных результатов.
Реализовать основные задачи внеурочной деятельности возможно через введение новых средств и форм в образовательный процесс. Кроме того, эти средства способствуют формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований.
Целью технологии творческой мастерской является предоставление обучающимся психологических средств, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать себя и свое место в мире. Мастерская - оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы, при участии учителя-мастера, инициирующий поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Достичь успешной работы нам помогла теория «визуального поворота». В исторической науке «визуальный поворот» выражается в повышении важности изображения в качестве исторического источника.
Уникальным опытом организации внеурочной деятельности в школе, культурной и социальной практикой, организуемой педагогами и учащимися как масштабное событие, является творческая мастерская «Исторический объектив».
Разработана и апробирована программа творческой мастерской на базе МБОУ Большекосульской СОШ с. Большая Косуль. Потенциал педагогического коллектива, учеников, школьной образовательной среды позволяют использовать новые формы внеурочной деятельности.
Форма внеурочной деятельности «творческая мастерская» обеспечила возможность осуществлять инновационный подход к организации внеурочной работы, основанной на интересе детей к исследовательской деятельности; раскрыть личностную значимость и практический смысл краеведческого материала; создать условия для творческой самореализации каждого из участников.
Ценностные ориентации участников творческой мастерской преимущественно направлены на помощь окружающим людям, улучшение окружающей среды, стремление поддерживать семью и близких, проявлять сочувствие и сострадание и т.д.
Рефлексивные ответы участников творческой мастерской подтвердили их активизацию ответственной позиции к окружающему миру; уважению к старшему поколению; истории села и школы; развитие инициативы в творческой деятельности.
1. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. - М. : Просвещение, 2013.
2. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентаций//Развитие творческих и коммуникативных способностей личности. - Самара: из-во СамГПУ, 2000. - 65 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996.
4. Бердашкевич А. П. Образовательные стандарты и непрерывное образование // Народное образование. - №2 - 2011.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М. - 1995.
6. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно¬
ориентированного образования.// Педагогика, №4, 2004. - 87 с.
7. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа. - 2011. - №6. - 135 с.
8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
9. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России: Учебное издание. М., 2009.
10. Демакова И. Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования / И. Д. Демакова // Методист. - 2008. - № 7.
11. Диденко Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учебное пособие / изд-е 2, доп. и перераб.; КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015.- 172 с.
12. Евладова Е.Б. /Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму
ФГОС//Теоретический и научно-методический журнал "Воспитание школьников",№3, 2012.
13. Енин А.В. Внеурочная деятельность. Теория и практика /Сост..М.:ВАКО, 2015.
14. Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.
15. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1964.
16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
17. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия, 1998.
18. Нарежнев А.Е. «Роль музея в формировании гражданственности и патриотизма», «Актуальные вопросы педагогики и психологии, №4. - 62 с.
19. Петренко М.А. Интерактивная технология развития творческой активности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - №4 (21). - С. 46-56.
20. Подласый И.П. Педагогика: учеб. М.: Юрайт, 2010. - 574 с.
21. Ривкин, ЕЛО. Внеурочная деятельность. Лекция 4 / ЕЛО. Ривкин //
Управление современной школой. Завуч. -2013. -№3. - 141 с.
22. Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. - 2011. -№3.-67 с.
23. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учебное пособие. - СПб.: из-во Питер, 2004.
24. Троцкий Ю. Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) // Преподавание истории в школе. № 1, 1999.
25. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования. Монография. Ижевск, 2004. - 100с.
26. Фридман Л. М, Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991.
27. Хоружеико, К.М. Культурология: энциклопедический словарь /К.М. Хоружеико. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 639 с.
28. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Черемошкина Л.В. - Ярославль: Академия развития, 1997.
29. Шишлянникова С.А. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГ ОС. // Журнал Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения, 2015. — № 10.
Интернет ресурсы
30. Абдрахманова, А. М. Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //nsportal .ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii
31. Академия коммуникации [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //wacademy.livcjournal .com/25330.html
32. Выдыш CJI. Сущность внеклассной воспитательной работы [Электронный
ресурс] / режим доступа:
http://www.pedsovet.info/pages/articles/metodica vidis sl l lic Maioresu.html
33. Данилюк А.Я., Кондаков Л.М., Тишков В.А., Духовно- нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / режим доступа: http://lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue id=12&item id=1525
34. Евладова Е. «Внеурочная деятельность в свете требований федерального
государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] / режим доступа:
http://socialnaulci.prosv.ru/article/900
35. Ельшевская Г. - Опознавая детали визуального мира [Электронный ресурс] / режим доступа:http://magazines.russ.ru/nlo/2011/111/el37.html
36. Зачесова Е.В. - Творческая мастерская [Электронный ресурс] / режим доступа:http://doob-054.narod.ru/atelie.html
37. Коузова Е. «Чем внеурочная деятельность отличается от дополнительного
образования» [Электронный ресурс] / режим доступа:
http: //eduurfo .ru/opinions/?ELEMENT ID=22626
38. Мазур Л.Н. — «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования [Электронный ресурс] / режим доступа:http: //ivid.ucoz.ru/publ/lappo 15 0/mazur ld/16-1-0-144
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] / режим доступа:www.standart.edu.ru
40. Щербакова Е.И. - Визуальная история: освоение нового пространства [Электронный ресурс] / режим доступа:http: //mse-msu.ru/files/vh.pdf