ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические условия использования творческих заданий при обучении биологии 7
1.1. Творческие задания: сущность, определения, классификация 7
1.2. Применение творческих заданий в школьном курсе биологии 16
1.3. Условия использования творческих заданий при подготовке
обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации 19
Глава 2. Подготовка обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации при помощи творческих задний по биологии 26
2.1. Анализ практики использования творческих заданий при подготовке обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации 26
2.2. Применение творческих заданий при подготовки обучающихся к
промежуточной аттестации 43
2.3. Анализ эффективности экспериментального обучения 52
Выводы 55
Библиографический список 56
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют.
Глава 1. Психолого-педагогические и методические условия использования творческих заданий при обучении биологии 7
1.1. Творческие задания: сущность, определения, классификация 7
1.2. Применение творческих заданий в школьном курсе биологии 16
1.3. Условия использования творческих заданий при подготовке
обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации 19
Глава 2. Подготовка обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации при помощи творческих задний по биологии 26
2.1. Анализ практики использования творческих заданий при подготовке обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации 26
2.2. Применение творческих заданий при подготовки обучающихся к
промежуточной аттестации 43
2.3. Анализ эффективности экспериментального обучения 52
Выводы 55
Библиографический список 56
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют.
В условиях современной школы актуальным остается вопрос о подготовке школьников к промежуточной и итоговой аттестации. Для успешного прохождения аттестации от обучающихся требуется показать не только уровень знаний по предмету, но и сформированность УУД. Именно поэтому, после внедрения в школах ФГОС нового поколения одной из главных задач педагогов является не только интеллектуальное развитие и формирование знаний у обучающихся по тому или иному предмету, а формирование УУД и метапредметных компетенций, которые необходимы обучающимся как для решения образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
Задачей учителя при преподавании школьного предмета является не только формирование предметных знаний, но также формирование и развитие УУД обучающихся, а для этого необходимо активное вовлечение обучающихся в учебно-воспитательный процесс. Достигнуть этого можно при высокой степени заинтересованности обучающихся процессом познания. Для этой цели возможно применение учителем на уроках биологии заданий творческого характера. Творческие задания направлены на развитие познавательного интереса к предмету, что побуждает к приобретению новых знаний. Задания творческого характера определяют обучающегося как субъекта учебно-воспитательного процесса, так как требуют активной деятельности обучающихся при их решении.
Однако в современных общеобразовательных школах наблюдается недостаточное использование творческих типов заданий, обеспечивающих формирование у обучающихся таких умений, которые необходимы для успешной сдачи как промежуточной, так и итоговой аттестации. К этим умениям относятся: умение мыслить абстрактно, видеть противоречия. выявлять проблему, применять информацию в различных условиях, способность планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты.
Творческие задания как любой тип учебного задания имеет свои особенности и аспекты применения в рамках учебно-воспитательного процесса. Проблемы применения творческих заданий на практике и недостаток информации по их использованию на уроках обусловили тему данной исследовательской работы: «Творческие задания как средство подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации».
Цель исследования: выявить методические условия применения творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности по биологии для подготовке обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии на уроках и во внеклассной работе.
Предмет исследования: методические условия применения творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности по биологии
Гипотеза: применение творческих заданий по биологии на уроках и во внеклассной работе способствует подготовке к успешной сдачи промежуточной и итоговой аттестации, если учителем и обучающимися осознаются образовательные результаты (предметные и метапредметные), формируемые за счет творческих заданий, а также разработана система обобщенных способов деятельности по их решению.
Исходя, из цели и гипотезы определены задачи исследования
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию творческих заданий в учебно-воспитательном процессе.
2. Проанализировать практику применения творческих заданий в учебно-воспитательном процессе по биологии в условиях современной школы.
3. Проанализировать динамику качества результатов ЕГЭ по биологии за несколько лет.
4.Определить методические условия использования творческих заданий в учебно-воспитательном процессе по биологии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ методической, психолого-педагогической литературы по исследуемой теме; теоретический анализ, синтез и обобщение результатов экспериментального обучения.
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование обучающихся и учителей биологии, наблюдение, беседа.
3. Статистические: статистическая и математическая обработка результатов эксперимента.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы и методической, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, а также определить актуальность темы.
На втором этапе был проведен анализ практики применения творческих заданий в учебно-воспитательном процессе по биологии на уроках и во внеурочной деятельности.
На третьем этапе был проведен эксперимент: проведено анкетирование обучающихся и преподавателей по биологии, проведен анализ уроков по биологии, проведена математическая обработка данных, сформулированы выводы, на их основе разработан элективный курс, оформлена выпускная квалификационная работа.
Место апробации результатов МАОУ СОШ №: 153 г. Красноярск. Результаты работы апробированы в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» на XVII всероссийской конференции «Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы» на базе КГПУ им. В. П. Астафьева. Подготовлена публикация:
Ключан Е.О. Использование творческих заданий на уроках биологии при подготовке обучающихся к итоговой аттестации // Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: сборник статей XVII всероссийской конференции в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века».
Работа включает в себя введение, две главы, заключение с выводами, список литературы, состоящий из 44 источника и 5 (7??) приложений. Общее количество страниц 60; количество таблиц - 11, количество рисунков - 21.
Задачей учителя при преподавании школьного предмета является не только формирование предметных знаний, но также формирование и развитие УУД обучающихся, а для этого необходимо активное вовлечение обучающихся в учебно-воспитательный процесс. Достигнуть этого можно при высокой степени заинтересованности обучающихся процессом познания. Для этой цели возможно применение учителем на уроках биологии заданий творческого характера. Творческие задания направлены на развитие познавательного интереса к предмету, что побуждает к приобретению новых знаний. Задания творческого характера определяют обучающегося как субъекта учебно-воспитательного процесса, так как требуют активной деятельности обучающихся при их решении.
Однако в современных общеобразовательных школах наблюдается недостаточное использование творческих типов заданий, обеспечивающих формирование у обучающихся таких умений, которые необходимы для успешной сдачи как промежуточной, так и итоговой аттестации. К этим умениям относятся: умение мыслить абстрактно, видеть противоречия. выявлять проблему, применять информацию в различных условиях, способность планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты.
Творческие задания как любой тип учебного задания имеет свои особенности и аспекты применения в рамках учебно-воспитательного процесса. Проблемы применения творческих заданий на практике и недостаток информации по их использованию на уроках обусловили тему данной исследовательской работы: «Творческие задания как средство подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации».
Цель исследования: выявить методические условия применения творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности по биологии для подготовке обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии на уроках и во внеклассной работе.
Предмет исследования: методические условия применения творческих заданий на уроках и во внеклассной деятельности по биологии
Гипотеза: применение творческих заданий по биологии на уроках и во внеклассной работе способствует подготовке к успешной сдачи промежуточной и итоговой аттестации, если учителем и обучающимися осознаются образовательные результаты (предметные и метапредметные), формируемые за счет творческих заданий, а также разработана система обобщенных способов деятельности по их решению.
Исходя, из цели и гипотезы определены задачи исследования
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию творческих заданий в учебно-воспитательном процессе.
2. Проанализировать практику применения творческих заданий в учебно-воспитательном процессе по биологии в условиях современной школы.
3. Проанализировать динамику качества результатов ЕГЭ по биологии за несколько лет.
4.Определить методические условия использования творческих заданий в учебно-воспитательном процессе по биологии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ методической, психолого-педагогической литературы по исследуемой теме; теоретический анализ, синтез и обобщение результатов экспериментального обучения.
2. Эмпирические: эксперимент, анкетирование обучающихся и учителей биологии, наблюдение, беседа.
3. Статистические: статистическая и математическая обработка результатов эксперимента.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы и методической, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, а также определить актуальность темы.
На втором этапе был проведен анализ практики применения творческих заданий в учебно-воспитательном процессе по биологии на уроках и во внеурочной деятельности.
На третьем этапе был проведен эксперимент: проведено анкетирование обучающихся и преподавателей по биологии, проведен анализ уроков по биологии, проведена математическая обработка данных, сформулированы выводы, на их основе разработан элективный курс, оформлена выпускная квалификационная работа.
Место апробации результатов МАОУ СОШ №: 153 г. Красноярск. Результаты работы апробированы в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» на XVII всероссийской конференции «Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы» на базе КГПУ им. В. П. Астафьева. Подготовлена публикация:
Ключан Е.О. Использование творческих заданий на уроках биологии при подготовке обучающихся к итоговой аттестации // Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: сборник статей XVII всероссийской конференции в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века».
Работа включает в себя введение, две главы, заключение с выводами, список литературы, состоящий из 44 источника и 5 (7??) приложений. Общее количество страниц 60; количество таблиц - 11, количество рисунков - 21.
В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Использование творческих заданий позволяет реализовать различные виды деятельности, в которых обучающиеся самостоятельно обнаруживают способ решения, опираясь на такие виды умственных действий как анализ, синтез, постановка проблемы, поиск решений, контроль и оценка результата. Применение творческих заданий возможно на всех типах и видах уроках при условии четкой их связи с темой урока и планируемыми результатами.
2. Анализ практики применения творческих заданий в учебно-воспитательном процессе по биологии в условиях современной школы показал, что педагоги используют творческие задания эпизодически, а также отсутствуют методические рекомендации по их составлению и решению.
3. Анализ годовых отчетов по ОГЭ и ЕГЭ, контрольно-измерительных материалов по биологии за несколько лет позволил установить снижение количества обучающихся, выбирающих биологию для сдачи ЕГЭ; сокращение части А в КИМах ЕГЭ по биологии и увеличение частей В и С; снижение среднего балла по ЕГЭ (исключение 2017 года, где произошел незначительный рост).
4. Подготовка обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации обеспечивается за счет решения творческих заданий по биологии при постоянством использовании творческих заданий, систематизированности и упорядоченности их по смыслу, содержанию и целям применения. Соотнесения вида творческого задания с планируемыми результатами предметного и метапредметного характера позволяют выработать и использовать обобщенные схемы умственных действий при их решении.
1. Использование творческих заданий позволяет реализовать различные виды деятельности, в которых обучающиеся самостоятельно обнаруживают способ решения, опираясь на такие виды умственных действий как анализ, синтез, постановка проблемы, поиск решений, контроль и оценка результата. Применение творческих заданий возможно на всех типах и видах уроках при условии четкой их связи с темой урока и планируемыми результатами.
2. Анализ практики применения творческих заданий в учебно-воспитательном процессе по биологии в условиях современной школы показал, что педагоги используют творческие задания эпизодически, а также отсутствуют методические рекомендации по их составлению и решению.
3. Анализ годовых отчетов по ОГЭ и ЕГЭ, контрольно-измерительных материалов по биологии за несколько лет позволил установить снижение количества обучающихся, выбирающих биологию для сдачи ЕГЭ; сокращение части А в КИМах ЕГЭ по биологии и увеличение частей В и С; снижение среднего балла по ЕГЭ (исключение 2017 года, где произошел незначительный рост).
4. Подготовка обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации обеспечивается за счет решения творческих заданий по биологии при постоянством использовании творческих заданий, систематизированности и упорядоченности их по смыслу, содержанию и целям применения. Соотнесения вида творческого задания с планируемыми результатами предметного и метапредметного характера позволяют выработать и использовать обобщенные схемы умственных действий при их решении.
Подобные работы
- ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Методическое обеспечение промежуточной аттестации на инструментарии Worldskills для измерения профессиональной компетентности студентов специальности «Информационные системы»
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование творческого мышления младших школьников средствами ТРИЗ-педагогики в условиях семейного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Фонд оценочных средств как средство педагогической квалиметрии в системе высшего образования
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Разработка системы дидактических заданий по развитию логического мышления бакалавров профессионального обучения средствами педагогического дизайна (Череповецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2020 - Особенности организации тестового контроля при изучении экономических дисциплин в организациях высшего образования (на примере Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ»
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА
К ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕСТ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СОЛЬФЕДЖИО» У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019



