Введение 3
глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной культуры обучающихся начальной школы на уроке английского языка средствами дидактической игры 9
1.1 Развитие коммуникативной культуры обучающихся 2-4классов 9
1.2. Особенности обучения иностранному языку в начальной школе в
контексте развития их коммуникативной культуры 16
1.3. Дидактическая игра на уроке иностранного языка: типология,
соотношение с трудностями развития коммуникативной культуры 23
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативной культуры обучающихся 2-4 классов при обучении английскому языку средствами дидактической игры 40
2.1. Диагностика уровня развития коммуникативной культуры 40
2.2. Дидактически организованный комплекс игр на английском языке,
направленный на развитие коммуникативной культуры 50
2.3. Опытное обучение английскому языку, направленное на развитие
коммуникативной культуры обучающихся во 2-4 классах: ход, анализ результатов 69
Вывод по главе 2 79
Заключение 81
Список использованных источников 82
Приложение А 88
Приложение Б 90
Актуальность исследования. Коммуникативная культура - обязательная часть социального пространства, в котором существует личность, входит во все сферы жизнедеятельности человека. Все формы коммуникации в образовательном пространстве школы усложняются, наращивается объем информации, разнообразные источники и носители, каналы связи. Если у участников учебно-воспитательного процесса будут отсутствовать необходимые навыки коммуникативной техники, это приведет к искажению передачи и приема информации и знаний. Поэтому очевидна необходимость уделять особое внимание вопросам становления коммуникативной культуры с первых дней обучения детей в школе.
В последние годы снижается уровень культуры общения в разных слоях населения, особенно это заметно в среде молодежи. Поэтому процесс формирования коммуникативной культуры становится актуальным в процессе обучения и воспитания младшего поколения.
Планируя уроки английского языка, нужно думать не только о том, чтобы обучающиеся запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремиться создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Учителя иностранного языка постоянно ищут резервы повышения качества и результативности обучения иностранному языку, стремятся, чтобы у обучающихся не пропадал интерес к изучению иностранного языка. В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности обучающихся.
Колоссальную помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении иноязычными речевыми умениями в процессе реальной коммуникации, общения во время игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и обучающимися. Необходимость повышения уровня культуры общения обучающихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на результативность применения игр в процессе обучения. Проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев [Ильченко, 2013].
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. А дидактические игры - вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения, данные игры являются коллективными и направлены именно на учебную деятельность, когда вся команда направлена на решение главной задачи и настраивается на выигрыш, соответственно - это идеальные игры, которые подходят для обучения, а особенно мотивируют изучать язык, так как хочется побеждать и как следствие иметь больше знаний.
Таким образом, тема «Дидактическая игра как средство развития коммуникативной культуры обучающихся на уроке английского в начальной школе» является актуальной.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в начальной школе.
Предмет исследования - дидактические игры как средство развития коммуникативной культуры обучающихся на уроке английского в начальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать дидактически организованный комплекс игр как средство развития коммуникативной культуры обучающихся начальной школы на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме развития коммуникативной культуры на уроках английского языка в начальной школе с целью определения трудностей развития коммуникативной культуры.
2. Проанализировать возрастные особенности обучения
иностранному языку младших школьников и их влияние на развитие коммуникативной культуры.
3. Определить диагностический инструментарий (уровни, критерии, показатели) развития коммуникативной культуры.
4. Разработать комплекс дидактических игр на английском языке, направленный на развитие коммуникативной культуры обучающихся начальной школы, и проверить в опытном обучении результативность применения разработанного комплекса игр.
Гипотеза исследования - развитие коммуникативной культуры обучающихся 2-4 классов при обучении английскому языку является результативным при условии применения дидактически организованного комплекса игр, учитывающих возрастные особенности школьников.
Теоретико-методологическая база. Основные положения личностно-ориентированного, деятельностного подходов к развитию личности младшего школьника в процессе речевого взаимодействия рассматривали Ш....
В ходе выполнения работы была изучена литература, связанная с развитием коммуникативной культуры на уроках английского языка в начальной школе, определены теоретические ориентиры развития коммуникативной культуры обучающихсчя; определены формы и методы развития коммуникативной культуры у школьников; дана оценка состояния уровня сформированности коммуникативной культуры младших школьников; отслежена динамика состояния уровня развития коммуникативной культуры младших школьников. Определены следующие уровни сформированности коммуникативной культуры у обучающихся: узнавание лексических единиц в тексте, грамматическая адекватность, лексическая насыщенность речи, сопоставление социокультурных знаний, предложения в рассказе. Разработан комплекс дидактических игр на английском языке, направленный на развитие коммуникативной культуры обучающихся начальной школы, и проверен в опытном обучении результативность применения разработанного комплекса игр.
1. Адамова, У. К. Педагогические способности преподавателя и методы их
развития [Электронный ресурс] / У. К. Адамова, Н. Р. Кутлимуротова, М.
А.Каландарова. // Молодой ученый. — 2016. — Режим доступа:
https:ZZmoluch.ru/archiveZ117/31209/ (дата обращения: 07.12.2022).
2. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Санкт-Петербург.,1999. - 472 с.
3. Арсентьева, Р.П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / Р.П. Арсентьева. - Форум, 2009. -144 с.
4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 937 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько - Москва: Педагогика, 1989.—192 с.
6. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов по спец. № 2103 «Иностр.яз.» [Текст] / И.Л. Бим. - Москва: Просвещение, 1988. - 256 с.
7. Бим, И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) [Текст] / И.Л. Бим. ИЯШ. - 2005. - №8 - С. 2 - 6 с. 4
8. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / П.П. Блонский, В.А. Сластенина. - Москва: 1999. - 287 с.
9. Богуславская, Зинаида Михайловна. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - Москва : Просвещение, 1991. - 206 с.
9. Брунер Дж. Психология познания [Текст] / Дж.Брунер - Москва, 1977.- 977 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам как наука: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Н.Д.Гальскова//«Вестник» МГОУ. - 2013Режим доступа: http://evestnik- mgou.ru/Articles/Doc/281/2013 №1 (дата обращения: 18.11.22).
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам[Текст] / // Н.Д. Гальскова, пособие для учителя.2-изд. -
Москва:АРКТИ. - 2003 .- 192с.
12. Гальскова, Н.Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты [Текст] / Н.Д. Гальскова. ИЯШ. - 2008.- №5. - 7 с.
13. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез. - Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 336 с.
14. Ганина, Н.С. Игровые технологии на начальном этапе обучения[Текст] / Н. С. Ганина // - Альманах школы.- 2009. - № 139. - С. 67 - 68.
15. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям[Текст] / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва: Чистые пруды, 2007. - 32 с....48