Театрально-психологическая гостиная как форма психологического консультирования детей-сирот подросткового возраста по проблеме развития эмоционального интеллекта
Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОСТИННОЙ 10
1.1. Подходы к рассмотрению эмоционального интеллекта в
психологической науке 10
1.2. Особенности эмоционального интеллекта у подростков,
воспитывающихся в условиях детского дома 16
1.3. Театрально-психологическая гостиная как форма группового
консультирования 26
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ - СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 35
2.1. Организация и методики исследования эмоционального интеллекта у детей - сирот подросткового возраста на констатирующем этапе 35
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 46
2.3. Анализ результатов контрольного этапа 51
Выводы по Главе II 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. Проблема развития эмоционального интеллекта в отечественной психологической науке является сравнительно новой, так как исследования самого психологического конструкта началось лишь в 1990-х гг., и как теоретического, так и практического материала накоплено сравнительно мало. При этом исследователи единодушны во мнении, что эмоциональный интеллект является важным фактором коммуникативной успешности и социально-психологической адаптации личности.
Особую актуальность проблема развития эмоционального интеллекта приобретает в ракурсе социализации и социально-психологической адаптации детей сирот, так как в исследованиях Н.П. Ивановой, П. Котли, Н.Н. Максимовой, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбаковой, Г.В. Семья и др. показано, что под воздействием психологической депривации в условиях интернатного учреждения, у детей-сирот, в первую очередь, страдает эмоциональная сфера. Это дает возможность полагать, что развитие эмоционального интеллекта у них также находиться на низком уровне и поэтому существует необходимость разработки психо-коррекционных и развивающих программ работы и консультирования для этой категории детей и подростков.
Нами рассмотрены возможности применения такой формы психологического консультирования, как театрально-психологическая гостиная, так как в подростковом возрасте предпочтительны групповые формы работы, театрализованная деятельность и психодрамма используются давно для развития эмоциональной сферы личности.
Цель: выявить особенности развития эмоционального интеллекта детей сирот подросткового возраста, разработать и апробировать программу психологического консультирования в форме театрально-психологической гостиной для развития эмоционального интеллекта подростков-сирот.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет: Театрально-психологическая гостиная как форма развития эмоционального интеллекта подростков-сирот.
Гипотеза: эмоциональный интеллект подростков, проживающих в детском доме, характеризуется рядом особенностей:
• затруднение при понимании и анализировании своих эмоции;
• затруднения при управлении своими эмоциями;
• низкий уровень эмпатии.
Мы предполагаем, что использование театрально-психологической гостиной будет способствовать повышению уровня развития эмоционального интеллекта у подростков, проживающих в детском доме.
Задачи:
1) изучить подходы к рассмотрению эмоционального интеллекта в психологической науке ;
2) рассмотреть особенности эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома;
3) рассмотреть театрально-психологическую гостиную как форму группового консультирования;
4) провести констатирующее исследование эмоционального интеллекта у детей - сирот подросткового возраста;
5) разработать и апробировать программу психологического консультирования в форме театрально-психологической гостиной.
Методы исследования: анализ научной литературы; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; тестирование, методы качественной и количественной обработки данных; методы математической статистики.
Теоретическая основа: теория эмоционального интеллекта Дж. Гилфорда, и Э. Торндайка, П. Саловея, Д. Мейера, Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, Д.В. Люсина и др.; исследования эмоциональной сферы детей и подростков- сирот Н.П. Ивановой, П. Котли, Н.Н. Максимовой, И.И. Осиповой, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбаковой, Г.В. Семья, Л.В. Петрановской и др.
База исследования: НКО Театр-студия “Белые птицы” г. Дудинка, в исследовании приняли участие 6 подростков 11-13, девушки.
Новизна: изучение и теоретическое обоснование возможностей группового консультирования детей сирот подросткового возраста для развития эмоционального интеллекта.
Практическая значимость: результаты исследования и разработанная психологическая программа могут быть использованы в работе психологов и педагогов детских воспитательных учреждений интернатного типа.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Эмоциональный интеллект является сложным конструктом, основой которого является понимание, как своих собственных эмоций, так и эмоций окружающих, способность управлять ими. Эмоциональный интеллект можно определить как отдельную группу базовых способностей, включенных в понимание собственной эмоциональной сферы и эмоциональной сферы окружающих или совокупность интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации.
Данные, полученные об уровне развития эмоционального интеллекта у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, противоречивы, возможно, эмоциональный интеллект зависит от конкретных условий воспитания, в целом же, по результатам большинства исследований, эмоциональный интеллект у подростков-сирот развитии хуже, чем у детей, проживающих в семьях.
Психологическое консультирование - эта форма взаимодействия консультируемого и консультанта, которая предполагает прямой непосредственный контакт, направленный на решение психологических проблем консультируемого субъекта, основным методом при этом является беседа.
При развитии эмоционального интеллекта на начальном этапе может быть предпочтительна индивидуальная работа для помощи осознания собственных эмоций и чувств, а вот групповая форма работы является основной при работе с осознание чувств других людей, так как для тренировки эмоционального отреагирования необходимо опираться на взаимодействие с другими людьми.
С учетом наличия различных проявлений подросткового кризиса и стремления к психологической защите групповая консультация оптимальна, поскольку предоставляет свободу и в выборе поведения в ходе встречи, степени активности и самораскрытия.
Театрально-психологическая гостиная (ТПГ), как новая форма работы с подростками, отвечает принципам и требованиям группового консультирования. Она представляет собой систему групповых консультаций (встреч), в которых театральные элементы гармонично сочетаются с психолого-консультативной работой.
Констатирующий эксперимент показал, что все компоненты эмоционального интеллекта у подростков сирот развиты средне, либо ниже средних показателей от возможного.
Понимание эмоций в общем у подростков-сирот развито лучше, чем управление ими, при этом понимание и управление своими эмоциями развито лучше, чем понимание и управление чужими эмоциями. Следовательно, внутриличностный эмоциональный интеллект развит несколько лучше, чем межличностный. Понимание чужих эмоций также выражено лучше, чем управление ими.
Подросткам-сиротам довольно сложно распознавать как свои, так и чужие эмоции, управлять ими, особенно это касается контроля экспрессии, они могут выражать свои чувства довольно бурно.
у подростков из детского дома высокие показатели по всем трем шкалам алекситимии - трудности идентификации чувств, трудности описания чувств, экстернальность мышления.
У 33% подростков высокий показатель алекситимии в целом, у 67% этот показатель имеет промежуточные, однако, превышающие норму, значения. Нормальные значения алекситимии в группе не обнаружены.
Только 33% подростков можно условно причислить к среднему уровню рефлексивности (4-й стен), а 67% имеют низкие показатели (2-3 стен).
У подростков лучше всего развит рациональный канал эмпатии, то есть бытийное сопереживание человеку в повседневных ситуациях, также чуть выше среднего развиты установки, способствующие эмпатии, остальные показатели - эмоциональный канал, интуитивный канал, проникающая способность и идентификация развиты слабо.
У большинства подростков уровень эмпатии низкий и заниженный, средний уровень развития эмпатии обнаружен у 17% подростков. Высокого уровня не обнаружено.
Для развития эмоционального интеллекта подростков была использована форма театрально-психологической гостиной. Целью программы являлось развитие эмоционального интеллекта у детей - сирот подросткового возраста средствами консультирования, для дальнейшего успешного вхождения их во взрослую самостоятельную жизнь. Работа по программе проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми, а так - же с помощью театральной деятельности, в которой дети являлись актерами.
Достоверные различия на контрольном этапе исследования были обнаружены в следующих показателях: понимание чужих эмоций, понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии, межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, понимание эмоций, управление эмоциями, общий уровень эмоционального интеллекта, трудности идентификации чувств, трудности описания чувств, экстернального мышления, общий показатель алекситимии, рефлексивности, эмоционального канала эмпатии, проникающей способности, идентификации, эмпатии.
Это означает, что проведенная работа по психологическому консультированию была эффективной, гипотеза исследования подтверждена.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов /Г.С. Абрамова. - Москва: Изд. центр "Академия": Раритет, 2015. - 702с
2. Абрамович В.К. Эмоциональноволевая
саморегуляция: Учебнометодическое пособие. — Минск: БГУ, 2006. — 43 с.
3. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция // Философия образования. 2014. № 6. - С. 244-250.
4. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросыпсихологии.-2015. - № 1.- С. 111-131
5. Александрова Н.П. Эмоциональный интеллект как
фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социал. и естественные науки. 2013. № 5. - С. 171-177.
6. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 2004. - 254 с.
7. Амельков А.А. Основы возрастной психологии: учеб.- метод. пособие / А.А. Амельков. - Минск: БИП-С Плюс, 2016. - 47 с.
8. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2017. №5. - С. 57 - 65.
11. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального
интеллекта// Социально-психологические проблемы
ментальности: 6-я Междунар.научно-практ. конф. 26-27 ноября 2014 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск:Изд-во СГПУ, 2014. - С. 22-26.
12. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как предиктор академической успеваемости // тез. докл. II междунар.конгр., Минск, 14 - 16 мая 2008 г.: в2 т.; отв. ред. Р.С. Пионова-Минск: МГЛУ, 2008. - Т. 2. - С. 115 - 116.
13. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к —исчезновению? // Психологический журнал (Минск) - №1 -2016 - С. 28-31.
14. Белобородов А.М., Любякин А.А., Оконечникова Л.В. Активные методы формирования эмоционального интеллекта студентов-психологов//Педагогическое образование в России. -
2015. - № 11. - С. 55-60
15. Битюцких, Е. В. эмоциональный интеллект как фактор
успешности обучения студентов / Е. В. Битюцких. // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 142-144. — URL:
https://moluch.ru/archive/265/61462/(дата обращения: 02.11.2020).
16. Бюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СПб, 2001. — 304 с.
17. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс,2014. - 342 с.
18. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. — М.: Новая школа, 1998.
19. Вышинская, Е.Г. Особенности адаптации личности юношеского возраста / Е.Г. Вышинская // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E, Педагогические науки. -
2016. - N 11. - С. 69-72.
20. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. — СПб: Речь, 2001. — 346 с.
21. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — 512 с.
22. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. — 560 с.
23. Григорьев С.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов-психологов//Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2016. - № 2. - С. 106-118.
24. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов//Вестник ПСТГУ. - 2012. - Вып. 1(24). - С. 121-134.
25. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С.170-180.
26. Дмитриева Е.С., Гельман В.Я. Динамика изменений взаимосвязи эмоционального интеллекта с результатами ЕГЭ в ходе адаптации школьной системы к его введению // Экспериментальная психология. 2015. Том 8. № 2. С. 139-150.
27. Егорова О.В. Эмоциональный интеллект и его развитие у студентов педагогического колледжа // МИТС- НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2016. № 4. - С. 35
28. Жедунова, Л.Г. Исследование когнитивной сферы у воспитанников детских домов [Текст] / Л.Г. Жедунова, Н.Н. Посысоев, Е.Н. Юрасова // Ярославский педагогический вестник. - 1999. - №1 (19) - С.114-121.
29. Завадский Ю.А. Об искусстве театра. — М.: ВТО, 1965. — 347 с.
30. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКАЯПСИХОЛОГИЯ - №2 - 2018 - сс. 97-103.
31. Кабардиева, Ф.А. Специфика психосоциального развития детей-сирот, воспитывающихся в условиях школы- интерната /Ф.А. Кабардинова//Извести Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 2 - С.34-39.
32. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса: учебник / Л.А.Китаев-Смык - М.: Наука, 2015. - 115 с.
33. Кон, И. Психология ранней юности / И. Кон. - М.: Просвещение,2016. - 225с.
34. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теории и практика. — М., 2000. — 40 с.
35. Куваева, А.А. Психолого-педагогические особенности социального развития детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома / А.А. Куваева // Целостное развитие личности в системе образования. Материалы международной очно-заочной научно-практической конференции. - 2017. - С.69-76.
36. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте / пер. Г.А. Овсянникова. Прага : Авиценум, 1984. - 343 с.
37. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе//Вестник ТГУ. - 2014. - Вып. 1(81). - С. 157-161.
38. Минуллина А.Ф., Гильмутдинова И.М. Исследование
характеристик эмоционального интеллекта у детей-сирот // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-harakteristik- emotsionalnogo-intellekta-u-detey-sirot (дата обращения: 20.10.2020).
39. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994. — 144 с.
40. Нуриева Г.Р. Изучение эмоционального интеллекта
студентов-психологов [электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник.-2016.-№5-1.-
режимдоступа:https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15367
41. Овешникова Н.А. Исследование эмоционального
интеллекта студентов-психологов// Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы: материалы X
Всероссийской молодёжной научно-практической конференции. 2017. - С. 165-168
42. Панфилова А. П., Михальченко С. С. Развитие эмоционального интеллекта как составляющей социальной компетентности менеджеров //Человек и общество. 2013. №4. - С. 54-64.
43. Плохоцкий А.И., Шишаева Е.А. Связь памяти и эмоций//Акмеология. -2015. - № 3 (55). - С. 216-217.
44. Прихожан, А.М. Психология сиротства: Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы / А.М. Прихожан, Н. Н.Толстых - СПб.: Питер - 2005. - 354 с.
45. Родионова Г.И., Полякова О.Б. Особенности
эмоционального интеллекта студентов-психологов//
Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. - С. 232-237.
46. Рыжов Д.М. Современные представления об
эмоциональном интеллекте//Вестни Чувашского
государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2012. - № 1-2. - С. 142-147.
47. Савченко, К.Г. Исследование особенностей учебного стресса у студентов // Современные тенденции развития науки и технологии. - 2016. -№7-5. - С. 129-131.
48. Сафонова М.В., Тихонова Д.А. Театрально¬
психологическая гостиная: необычная форма группового консультирования старшеклассников // Вестник
психологического образования. - №3(44) июль—сентябрь 2015. - С. 55-65.
49. Селье, Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982. - 128 с.
50. Сидоренко Е.В. Психодраматические и
недирективные подходы к групповой работе с людьми. — СПб, 1991. — 311 с.
51. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте//Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 3 (35). - С. 54-56.
52. Снегирева Е. С. Сазонова Н.Н. Особенности эмоционального интеллекта детей из приемных семей // Известия вгпу, №4 (285). - с. 65-71.
53. Спрангер Б.Е. Ключевые признаки построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии. — 1993. '— №3. — С. 48-53. 10.
54. Усынина Т. П. Эмоциональный интеллект в структуре
социоэмоциональной компетентности в старшем школьном возрасте // Russian Journal of Education and Psychology. 2011. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/emotsionalnyy-intellekt-v-
strukture-sotsioemotsionalnoy-kompetentnosti-v-starshem-shkolnom- vozraste (дата обращения: 21.10.2020).
55. Файзулина З. Ф., Муртазина Э. И. Исследование
эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования.
2018. №58-4. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZissledovanie-
emotsionalnogo-intellekta-i-koping-strategiy-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 02.11.2020).
56. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова - М.: Владос, 2009. - с. 65-69.
57. Фурсова Д. В. Взаимосвязь эмоционального
интеллекта и успешности учебной деятельности студентов- психологов // Вестник ГУУ. 2013. №5. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZvzaimosvyaz-emotsionalnogo- intellekta-i-uspeshnosti-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-psihologov (дата обращения: 02.11.2020).
58. Фурсова Д.В. Эмоциональный интеллект как условие учебной успешности студента-психолога//Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5 (42).- С. 87-89.
59. Черепухина, Г.В. Хрестоматия «Защита детства». Часть I. Дети сироты / Г.В. Черепухина, А.Ф. Чезянов - Вологда: Русь, 2008. - 321 с.
60. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.