Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологического мировоззрения у школьников на внеурочных занятиях по робототехнике 6
1.1. Организация внеурочной деятельности в школе 6
1.2. Экологическое образование в общеобразовательной школе 12
1.3. Робототехника в общеобразовательной школе 16
Вывод по главе 1 22
Глава 2. Развитие экологического мировоззрения школьников на внеурочных
занятиях по робототехнике 23
2.1. Экологический след от роботов 23
2.2. Роботы на службе экологии 25
2.3. Содержание программы по формированию экологического
мировоззрения школьников на внеурочных занятиях по робототехнике. .. 28
2.3.1. Пояснительная записка 28
2.3.2. Содержание программы 37
Вывод по главе 2 47
Заключение 48
Список литературы 50
Тема экологических проблем очень актуальна в наше время, ведь на сегодняшний день экология нашей планеты находится в состоянии острого кризиса. Быстрый прогресс науки и техники с одной стороны открывает новые горизонты удовлетворения потребностей человеческого общества, но с другой стороны - ухудшает условия его существования.
Постоянное нарастающее влияние цивилизации на окружающую среду быстро приближает глобальную экологическую катастрофу. По мнению многих ученых такая катастрофа может произойти гораздо раньше, чем случится кризис из-за нехватки какого-либо ископаемого ресурса.
Проблема загрязнения природной среды становится столь острой как из-за роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, так и в связи с качественным изменением производства под влиянием научно-технического прогресса.
Многие металлы и сплавы, которыми пользуется человек, неизвестны природе в чистом виде, и хотя они в какой-то мере подвластны утилизации и вторичному употреблению, часть рассеивается, накапливаясь в биосфере в виде отходов. Проблема загрязнения природной среды в полный рост, встала после того, как в двадцатом веке человек значительно расширил количество используемых им металлов, стал изготавливать синтетические волокна, пластмассы и другие вещества, имеющие свойства, не только не известные природе, но и вредные для организмов биосферы. Эти вещества количество и разнообразие, которых постоянно растет, после их использования не поступают в природный кругооборот. Отходы производственной деятельности все больше загрязняют литосферу, гидросферу и атмосферу Земли, что в свою очередь негативно влияют на здоровье человека.
Для устранения загрязнений и последствий техногенных аварий, связанных с процессом производств и жизнедеятельности человека, возможно использовать роботизированные системы и механизмы. Роботизированные устройства могут в автономном режиме производить поиск и очистку загрязнений практически в любой среде, будь то вода, суша или атмосфера. Большой плюс заключается в том, что роботизированные устройства не устают, не нуждаются во сне, необходимо только поддерживать их техническое состояние и источник энергии для выполнения требуемых функций. В наше время эти устройства успешно действуют в агрессивных средах открытого космоса и планет солнечной системы. Использование робототехники в сфере экологии это один из этапов по сохранению планеты для дальнейшего безопасного существования человека.
Однако, и сами роботы оставляют заметный экологический след, тянущийся от вредных технологических процессов их производства, продолжая воздействием на окружающую среду во время эксплуатации и заканчивая необходимостью утилизации очень опасных элементов питания. Поэтому использование внеурочных занятий по робототехнике представляется вполне оправданным для развития экологического мировоззрения у школьников. Но методических разработок, комплексно и доступно преподносящих экологические последствия робототехники и возможности ее применения для решения экологических проблем, нет в открытом доступе.
Актуальность работы обусловлена необходимостью расширения спектра тематики методических разработок для формирования экологического кругозора обучающихся на внеурочных занятиях по робототехнике.
Объект исследования: процесс формирования экологического
мировоззрения у школьников.
Предмет исследования: педагогические условия, направленные на формирование экологического мировоззрения у школьников на внеурочных занятиях по робототехнике.
Цель исследования: сформировать дидактический комплекс
способствующий развитию экологического мировоззрения у школьников на внеурочных занятиях по робототехнике в старших классах....
В ходе проделанной работы был разработан факультативный курс по изучению темы «Экологическое образование учащихся на внеурочных занятиях по робототехнике в старшей школе». Данный курс, включает в себя 18 занятий, по итогу которых учащиеся смогут самостоятельно собирать и программировать робота.
В первой главе была показана важность экологического образования, т.к. в последнее время мир вступил в эпоху прогрессирующего ухудшения состояния окружающей среды. Кризисная экологическая ситуация обусловлена, в большей степени, отсутствием ответственного отношения за состояние природной окружающей среды. У подрастающего поколения, как и у населения в целом, в общественном сознании бытует потребительский подход к природе.
Формирование экологического мировоззрения необходимо
осуществлять в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются: семья, детские дошкольные учреждения, школа, внешкольные образовательные учреждения,
воспитательная работа в летних лагерях, средства массовой информации, самовоспитание. Полноценное формирование экологического мировоззрения обучающихся осуществляется во взаимосвязи учебного процесса и внеучебной деятельности.
Так же было определено место экологического образования на внеурочных занятиях по робототехнике.
В педагогической теории и практике работы школ условно выделяют три формы организации внеклассной работы: индивидуальную, групповую и массовую. В ходе внеурочной деятельности педагог может внедрять программы разной направленности, в том числе, направленные на формирование экологического мировоззрение учащихся, организация внеурочной деятельности школьников представляется таким же важным звеном образовательно-воспитательного процесса, как и учебная деятельность школьников. От того, насколько педагогически грамотно и методически обоснованно она будет организована, во многом зависит дальнейшее личностное развитие учащихся, реализация их социального, интеллектуального, творческого потенциала. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков, проектной деятельности и т.п. Кружок является наиболее распространенным видом групповой внеурочной деятельности школьников.
Так же представленная работа позволяет увидеть пример того как можно на внеурочных занятиях объединить экологическое образование и робототехнику.
В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. Проведен анализ научной и методической литературы по теме исследования.
2. Рассмотрена и обоснована роль внеурочной деятельности в профильном обучении;
4. Оценена возможность внедрения экологического образования во внеурочную деятельность по Технологии;
5. Разработан факультативный курс по экологическому образованию учащихся, дополняющий внеурочные занятия по робототехнике в старшей школе.
Таким образом, задачи решены, цель достигнута.
1. Кочуров Б. И. География экологических ситуаций (экодиагностика территорий). — М.: ИГ РАН, 1997. — 156 с.
2. Шариков Л.П. 'Охрана окружающей среды: справочник' - Ленинград: Судостроение, 1978 - с.560
3. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование
школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 112 с.
4. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.
5. Савватеева О.А., Спиридонова А.Б., Лебедева Е.Г. СОВРЕМЕННОЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОССИЙСКИЙ И
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 5.;
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образовании. - М.: Просвещение, 2014. - 90 с.
7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2015.- № 2.- С. 58-64.
8. Бояркина Ю. А. Образовательная робототехника. Методические рекомендации. Тюмень: ТОГИРРО, 2013
9. Введение в робототехнику. Руководство для учителя. CD -диск. LEGO, Carnegie Mellon Robotics Academy, 2007
10. Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. - М.: NT Press, 2007, 345 стр.
11. Робототехника для детей и родителей» С.А. Филипов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
12. ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику. - MINDSTORMS NXT education, 2006.
13. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение в системе экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 1996. - С. 115-127.
14. Лихачев, Б. Т. Экология личности // Педагогика . - 1993. - № 2. -С. 1921.
15. Дерява С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Феникс, 1996. - 302 с....32