Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах как условия активизации учебно-познавательной
деятельности учащихся 6
1.1 Учебно-познавательная деятельность и дидактические условия её
активизации 6
1.2 Дидактические игры в обучении математике 17
Глава 2. Методика использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах как условие активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся 25
2.1 Дидактические игры на уроках математики в 5 классе 25
2.2 Дидактические игры на уроках математики в 6 классе 39
Заключение 53
Библиографический список 57
Проблемы мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе их обучения математике в школе остаются актуальными проблемами математического образования. Поиск инновационных технологий обучения математике, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности школьников является одним из приоритетных направлений развития математического образования. Одной из таких технологий является игровая технология обучения, в рамках которой организационные формы обучения переводятся в игровые.
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания, ее нужно рассматривать, как вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности (магические обряды древнего человека; ритуальные танцы охотников, воспроизводящие процесс охоты до ее начала и выполняющие не только магические, но и учебные функции; военные игры - «Потешные полки» юного Петра I и др.).
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении,
самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
• развлекательную: доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
• коммуникативную: освоение диалектики общения;
• самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
• игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
• коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития, социально-культурных ценностей.
По мнению Ю.П. Азарова, игра вводит человека в ситуацию необходимости быть творцом и субъектом новых видов деятельности. Игра развивает сознание личности и его готовность к поиску личностных смыслов деятельности. Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра. На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.
В аспекте требований новых образовательных стандартов, использование дидактических игр на уроках математики направлено не только на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, но и на формирование и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Таким образом, вопросы обучения математике посредством дидактических игр остаются актуальными.
Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах как условия активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Объект исследования: процесс обучения учащихся 5-6 классов математике.
Предмет исследования: дидактические игры на уроках математики в 56 классов как условие активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Цель исследования: разработать методику использования
дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи исследования:
1) Проанализировать специальную литературу и имеющийся педагогический опыт по теме исследования.
2) Описать роль, место и значение дидактических игр в школьном курсе математики.
3) Охарактеризовать понятия: «учебно-познавательная
деятельность», «активизация деятельности», «активные методы и формы организации обучения».
4) Выделить дидактические условия, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
5) Разработать специальную методику использования дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах, способствующую активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
На сегодняшний день актуальность приобретают слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляют задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффектных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысли школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Педагогические и психологические исследования убеждают, что интерес к предмету оказывает сильное влияние на мотивацию его изучения, оказывает положительное влияние на результаты, как в настоящем, так и в дальнейшем обучении. Положительные эмоции учащихся на уроке - это залог успеха в обучении.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромными желаниями, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников по игре.
Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Известно, что в процессе игры активно развиваются внимание, наблюдательность и сообразительность. Учащиеся лучше и быстрее усваивают предлагаемый учителем материал. Как правило, основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал и игровые действия, которые точно автоматически ведут учебный процесс, направляя при этом активность учащихся в определенное русло.
Дидактическая игра, вообще говоря, в отличие от игр вообще обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом.
Главной ценностью дидактических игр является то, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, а также активно помогают друг другу в этом.
Наблюдения за практикой обучения школьников показывают, что игровые приемы на уроках математики способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, что в свою очередь обуславливает возникновение внутренних мотивов учения.
1. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2009.
2. Бижова Т.В. Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся // Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 149-154.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
4. Брагина Н.А. Дидактическая игра как средство развития умений оперировать с понятиями на уроках математики // Апробация. - 2015. - № 12 (39). - С. 102-104.
5. Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Науковедение. 2013. №6.
6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
7. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Просвещение, 2011. - 185 с.
8. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс. - М.: Мнемозина, 2007.
9. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. с. 231.
10. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности школьников // Современная педагогика. 1999. № 3. С. 27.
11. Григорьева Г.И. Нестандартные уроки математики. - Волгоград: Корифей, 2015. - 96 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240 с.
13. Дашевская Л. К. Игры - как методическая система обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 25. - С. 27-28. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770487.htm.
14. Дидактическая игра как средство активизации познавательной
деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.revolution.allbest.ru
15. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика- Пресс, 2000. 384 с....44