Введение 4
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе 8
1.1. Сущность игровых технологий 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта по биологии (В.В. Пасечник) с точки зрения использования игровых технологий 15
1.3. Характеристика педагогических условий использования игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе 29
2.1. Выявление уровня мотивации обучающихся к изучению биологии 30
2.2. Реализация серии уроков биологии с использованием игровых технологий 32
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 54
С целью повышения эффективности обучения и развития учащихся, педагоги используют разнообразные учебные методы, средства и приемы. Одним из эффективных средств стимулирования интереса к учению является игра. Игра развивает познавательные процессы детей: наблюдательность, восприятие, внимательность, память и другие. Позволяет оживить деятельность ребенка, интерес к обучению, развивается фантазия, формируется образное мышление, используемые игровые элементы снимает утомление учеников, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Включение в урок игровых технологий способствует более интересному обучению, создает рабочее настроение, ученики легче преодолевают трудности в изучении учебного материала. Но использование игровых технологий, особенно в малокомплектной школе имеют свои особенности, проблемы, перспективы, обусловленные небольшим количеством учеников и ряда других причин, которые мы рассмотрим ниже более подробно.
В отечественной педагогике проблемы использования игры в обучении детей рассматривали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, использование игровых технологий в современном учебном процессе рассматривали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий использования игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе.
Цель исследования - определить педагогические условия по использованию игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе и доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на изучение предмета «Биология» в малокомплектной школе.
Предмет исследования - педагогические условия использования игровых технологий.
Гипотеза исследования: использования игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока и особенностям разновозрастного класса;
- создания атмосферы сотрудничества и доброжелательности в системе взаимодействий «ученик-ученик», «ученик-учитель»;
- мотивирование учащихся на игровые действия;
- включение школьников в самоанализ и самооценку и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность игровых технологий.
2. Проанализировать содержание учебно-методического комплекта по биологии (В.В. Пасечник) с точки зрения использования игровых технологий.
3. Охарактеризовать педагогические условия использования игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе.
4. Выявить уровень мотивации обучающихся к изучению биологии.
5. Разработать и реализовать серию уроков биологии с использованием игровых технологий, проанализировать результаты опытно¬экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания учебно-методического комплекта (УМК) по биологии (В.В. Пасечник);
- методика диагностики уровня мотивации обучающихся к изучению биологии;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: МКОУ «Соусканихинская СОШ» Красногорского района Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная серия уроков биологии с использованием игровых технологий может использоваться в практике учителей биологии в малокомплектных школах, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Биология и безопасность жизнедеятельности.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы использования игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе» раскрыта сущность использования игровых технологий, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта по биологии (В.В. Пасечник) с точки зрения использования игровых технологий, охарактеризованы педагогические условия использования игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по использованию игровых технологий на уроках биологии в малокомплектной школе» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы включает 41 источник.
В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Под игровой технологией понимается, последовательная совокупность игровых действий, ведущая к получению запланированных результатов. Это четкое описание процесса игры, направленного на достижение поставленной цели. Выбор игры зависит от возрастных особенностей учащихся, какие обучающие, развивающие и воспитательные задачи требуют своего разрешения. Необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие.
В УМК по «Биология» (линия В.В. Пасечника) присутствует ряд заданий предполагающих использование игровых технологий. Однако они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока и особенностям разновозрастного класса; создания атмосферы сотрудничества и доброжелательности в системе взаимодействий «ученик-ученик», «ученик- учитель»; мотивирование учащихся на игровые действия; включение школьников в самоанализ и самооценку.
Опытно-экспериментальная работа по использованию игровых технологий на уроках биологии проводилась на базе МКОУ «Соусканихинская СОШ» Красногорского района Алтайского края.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности учебной мотивации у обучающихся в экспериментальных классах (5-9 класс) и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса заданий с использованием игровых технологий в 5-9 классах на уроках биологии с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Комплекс заданий включал следующие виды игровых приёмов и игр: игры-упражнения (загадки, кроссворды, поиск ошибок в текстах по изученным темам, синквейн, игры-путешествия, конкурсы и другие), самооценка результатов работы разными способами («Лесенка успеха», «Лист самооценки», «Цветопись»).
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекс заданий с использованием игровых технологий на уроках биологии.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что разработанная и реализованная нами серия уроков биологии с использованием игровых технологий, способствующих повышению уровня мотивации обучающихся к изучению биологии, является эффективной и практически значимой.
1. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий,2000. - С. 124
2. Бакланова, С.Л. Методика обучения географии: интерактивные технологии [Текст]: учебное пособие / С.Л. Бакланова; Алтайская гос. академия обр-я им. В. М. Шукшина. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. - С. 215 - Библиогр.: С. 118-121
3. Боргоякова, Л.Н. Игровые технологии в малокомплектной национальной школе [Текст] / Л.Н. Боргоякова // Наука и образование в жизни современного общества: сборник науч. трудов по материалам Междунар. научно-практ. конференции: в 12 частях (Ч. 4). - М.: МГПУ, 2015. - С. 31-32.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
5. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст]: монография / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001 - 181с.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Сост. Г.Л. Выготская, Е.Е. Кравцова. - М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
7. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 2. - С. 42-45.
8. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст]: практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
9. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / В.С. Зайцев. - В 2-х книгах. - Книга 2 - Челябинск, ЧГПУ, 2012. - 496 с.
10. Избасарова, Р.Ш. Обучающие возможности дидактической игры на уроках биологии [Текст] / Р.Ш. Избасарова // Биология в школе. - 2012. - № 8. - С.18-22.
11. Избасарова, Р.Ш. Подготовка дидактической игры для урока биологии [Текст] / Р.Ш. Избасарова // Биология в школе. - 2012. - № 9. - С.15-24.
12. Каменский, А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию [Текст]: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 7-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 303 с.
13. Колесов, Д.В. Биология: Человек. 8 класс [Текст]: рабочая тетрадь / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 4-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2017.- 158 с.
14. Колесов, Д.В. Биология: Человек. 8 класс [Текст]: учебник / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - М.: Дрофа, 2014. - 416 с.
15. Коняева, С.А. Краткий словарь педагогических понятий [Текст]: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 131 с.
16. Кузнецова, А.А. Познавательный интерес. Условия его развития [Текст] / А.А. Кузнецова, С.В. Чуракова, В.Н. Кузнецов // Биология в школе. - 2006. - № 2. - С. 16-25.
17. Латюшин, В.В. Биология: Животные. 7 класс [Текст]: учебник / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 5-е изд. испр. - М.: Дрофа, 2018. - 304 с.
18. Латюшин, В.В. Животные. 7 класс [Текст]: рабочая тетрадь / В.В Латюшин, Е.А. Ламехова. - 4-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2017. - 175 с.
19. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива [Текст]: методика эмоционально-цветовой аналогии / А.Н. Лутошкин. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.
20. Никишов, А.И. Теория и методика обучения биологии [Текст]: учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений / А.И. Никишов. - М.: КолоС, 2007. - 304 с.
21. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
22. Пасечник, В.В. Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс [Текст]: учебник / В.В. Пасечник. - 5-е. издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2017. - 207 с.
23. Пасечник, В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс [Текст]: учебник / В.В. Пасечник. - 5-е. издание., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 141 с.
24. Пасечник, В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. [Текст]: рабочая тетрадь / В.В. Пасечник. - 3-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 78 с.
25. Пасечник, В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл. [Текст]: рабочая тетрадь / В.В. Пасечник. - 6-е. изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017. - 60 с.
26. Пасечник, В.В. Биология: Введение в общую биологию. 9 класс [Текст]: рабочая тетрадь / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. - 4-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2017. - 112 с.
27. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2006. - 336 с.
28. Петрищева, Г.С. Школьный учебник как средство развития компетентностей [Текст]: монография / Г.С. Петрищева. - Бийск: БПГУ имени В.М. Шукшина, 2008. - 117 с.
29. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров - М.: МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. - 269 с.
30. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. - 2-е издание, перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 280 с.
31. Программа основного общего образования по биологии. 5-9 классы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru - Дата обращения 25.05.2018 16.42.10.
32. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
34. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко // Энциклопедия образовательных технологий. - В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
35. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии [Текст]: / Е.В. Советова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 285 с.
36. ТыгДымаева, С.П. Применение игровых технологий в условиях малокомплектной национальной школы [Текст] / С.П. Тыгдымаева // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практич. конференции. - Кызыл: Свет, 2013. - С. 140-142.
37. Учебно-методический комплект «Школа России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16861 - Дата обращения 25.04.2018 10.25.43.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) [Текст]. - М.: Просвещение, 2010. - 50 с.
39. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
40. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. - 144 с.
41. Щербакова, Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития [Текст] / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 107-109.