Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ АРТПЕДАГОГИКИ

Работа №154474

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО­ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДАМИ АРТПЕДАГОГИКИ 8
1.1. Понятие и сущность эмоционально-личностной сферы человека 8
1.2. Характеристика эмоционально-личностной сферы детей младшего
школьного возраста 17
1.3. Возможности методов артпедагогики в коррекции эмоционально­
личностной сферы младших школьников 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
АРТПЕДАГОГИКИ В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО­
ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования 30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции эмоционально­личностной сферы младших школьников методами артпедагогики 45
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

Актуальность исследования обусловлена тем, что в отечественной системе образования на современном этапе происходят значительные изменения, свидетельствующие о том, что в нашей стране начался новый этап образовательной реформы, нацеленной на интеграцию России в мировое образовательное пространство. Это сказывается и на подходах к теоретическим и практическим вопросам учебно-воспитательного процесса. Теперь акцент делается на проблеме содержания современного образования [23, с. 45]. В современной России его отбор должен осуществляться в соответствии с компетентностным подходом [38]. Не оставлена без внимания и проблема внедрения в повседневную педагогическую практику различного рода инноваций. В российском образовании успешно реализуется принцип вариативности, дающий педагогическим коллективам возможность выбора и конструирования педагогического процесса в любом направлении.
Одной из целей образовательного процесса является становление «человека духовного» как субъекта культуры, т.е. способного не только воспринимать и пользоваться плодами накопленного человеческого опыта, но активно, свободно и самостоятельно соучаствовать, создавать в процессе развития образ себя как субъекта культуры и саму культуру.
В этом контексте поиск адекватных педагогических технологий ориентируется на подходы, действенно связанные с содержанием внутреннего мира развивающегося субъекта. Для гармоничного развития ребенка необходимо создавать вокруг него пространство, воздействующее как на сферу разума, так и на чувственно-эмоциональную и духовную сферы. Средством, способным решить данную задачу, является искусство, поскольку без освоения и создания культурного пространства и художественного творчества, без развития эстетических ощущений не может быть полноценного образования [9].
Неизменным остается интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка в процессе воспитания и обучения. Современная практика психологии и педагогики в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармонической личности ребенка с проблемами. Многие специалисты в области теории и практики образования (Л.Н. Кoмиссaрoвa, Т.Л. Дoбрoвoльскaя, Е.Л. Зaргaрьян, О.М. Корженко и др.) полагают, что на данном этапе реформы образования актуальным является внедрение в повседневную образовательную практику методов и приёмов, разработанных в рамках артпедагогики [по 4].
Поле деятельности артпедагогики - использование в педагогической и коррекционной психологической практике различных видов искусства для воспитания гармонично развитой личности, трансляции общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптации человека к окружающему миру посредством творческой художественной деятельности.
Отметим, что на современном этапе развития артпедагогика наиболее полно реализует себя в сферах человеческой деятельности: и в науке, и в практике. Характерной особенностью артпедагогики является то, что она основана на средствах искусства и художественно-творческой деятельности с развивающим, коррекционным и образовательным потенциалом. В ней тесно переплетаются художественное развитие, эстетическое и эмоционально­чувственное воспитание. При грамотном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность, очень актуальную сегодня. Появляется возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика в учебной деятельности.
Кроме того, к очевидным достоинствам артпедагогики следует отнести то, что она позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Все это способствует лучшему освоению детьми наук и искусств, а также духовному, эмоциональному и нравственному развитию.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа состояла из двух основных этапов, а именно теоретического исследования коррекционных возможностей методов артпедагогики в развитии эмоционально-личностной сферы младших школьников и их эмпирического подтверждения.
В ходе теоретического исследования выяснено, что артпедагогика - это инновационное, практикоориентированное направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, осуществляются средствами искусства, не преследуя при этом специальных целей серьезного художественного образования. Арт-педагогика подразумевает совместное творчество в самых разнообразных видах деятельности.
В младшем школьном возрасте происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки, и дети обнаруживают общие и специальные способности к различным видам деятельности. Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах.
Виды деятельности, используемые в артпедагогическом процессе: изодеятельность; ручной художественный труд; музыкальная деятельность; театральная деятельность; игры с песком.
С помощью нетрадиционных методов специальное коррекционное воздействие направляется косвенно - на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений с взрослыми сверстниками.
Таким образом, на основании проведённого теоретического исследования выдвинута гипотеза: коррекция эмоционально-личностной сферы младших школьников возможна методами артпедагогики, обеспечивающими динамику ее характеристик (повышение коммуникабельности, самооценки и самоконтроля, снижение тревожности и агрессивности).
В рамках формирующего эксперимента и реализации программы по коррекции/развитию эмоционально-личностной сферы учащихся разработана и реализована программа, включающая 3 метода артпедагогики: изодеятельность, музыкальную деятельность и танцевальную деятельность. В общей сложности формирующий эксперимент включал 10 занятий, реализация которых осуществлялась в экспериментальной группе исследования.
В экспериментальной группе зафиксирована динамика уровня развития эмоционально-личностной сферы: количество учащихся с низким уровнем развития эмоционально-личностной сферы сократилось на 37,5%, при этом на 25% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, его задачи решены, цель достигнута.


1. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арттерапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ППРО, 2003. 121 с.
2. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арттерапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ППРО, 2003. 88 с.
3. Анисимов В.П. Артпедагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса // Вестник ОГУ. 2003. С. 12-15.
4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко. М.: Академия, 2001. 213 с.
5. Бахтина М.Д. Культурное пространство // Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2004. № 2 (12). С. 21.
6. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2007. 141 с.
7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 121 с.
8. Игровая семейная психотерапия // Под ред. Ч. Шеффера. СПб.: Питер, 2001. 213 с.
9. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000. 564 с.
10. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2006. 158 с.
11. Комарова М.Ю. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 695-697.
12. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005. 241 с.
13. Корженко О.М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 95-97.
14. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб.: Детство-Пресс, 2002. 152 с.
15. Котышева Е.Н. Музыка как элемент терапии в реабилитации детей с нарушениями общения. URL:http: ardi.kg/ru/professionals/music_rehabilitation/ (дата обращения: 27.01.2018)....39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ