ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Дифференцированный подход в обучении математике 8
1.1. Типы дифференциации 8
1.2. Внешняя дифференциация 10
1.3. Внутренняя дифференциация 12
2. Анализ структуры ЕГЭ по математике 18
2.1. Анализ структуры ЕГЭ по математике за 2013-2014 учебный
год 18
2.2. Анализ структуры ЕГЭ по математике за 2014-2015 учебный
год 23
2.3. Анализ структуры ЕГЭ по математике за 2015-2016 учебный
год 27
ГЛАВА II. Методика по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике на основе дифференцированного подхода 33
3.1. Цели подготовки в рамках методики 34
3.2. Содержание программы подготовки 35
3.3. Основные группы методов обучения 38
3.4. Формы обучения 42
3.5. Пути реализации методики 45
3.5.1. Реализация методики при актуализации знаний по содержательному блоку «Г еометрия» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
В Концепции математического образования, принятой правительством России в декабре 2013 года, была обозначена важность математического образования в науке, культуре и общественной жизни, так как именно математика занимает одно из важнейших мест среди составляющих мирового научно-технического прогресса. Математика развивает не только познавательные и логические способности человека, но и так же, благодаря четкой систематизации накопленных знаний, изучение данного предмета играет системообразующую роль в образовании, влияя непосредственно на преподавание других дисциплин.
Помимо обозначения важности математических познаний и роли математической науки в сфере образования, в данной концепции так же были актуализированы проблемы развития математической науки и поставлены цели по реализации данной концепции на каждом этапе образования. Согласно содержанию данного документа, в процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые были объединены в две основные группы: проблемы мотивационного характера и проблемы содержательного характера.
В связи с актуализацией данных проблем, в концепции была сформирована основная цель, в которой говорится о том, что математическое образование в нашей стране должно выйти на лидирующее положение в мире, а математическая наука в Российской Федерации должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности. В свою очередь, процесс получения математических знаний должен быть осознанным и внутримоти- вационным.
Исходя из выше поставленных целей, в Концепции математического образования были поставлены задачи по развитию математического образования в России. Одной из главных задач, обозначенных в данном документе, является модернизация содержания математического образования на всех этапах обучения с обеспечением преемственности знаний при переходе на следующий этап, независимо от профиля и направления обучения.
После принятия правительством Российской Федерации, данный документ должен был привнести изменения на все этапы образования, а именно:
• Дошкольное и начальное общее образование;
• Основное общее и среднее общее образование;
• Профессиональное образование;
• Дополнительное профессиональное образование, подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, связанных с математической наукой;
• Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование.
Учитывая тот факт, что я являюсь выпускником Педагогического университета, я решил остановиться более подробно на этапе основного общего и среднего общего образования и проследить динамику изменений государственной итоговой аттестации выпускников школ за последние годы.
В настоящее время в Российской Федерации введен обязательный экзамен по математике как один из основных показателей уровня знаний умений и навыков учащихся, для получения диплома о среднем полном образовании. ЕГЭ предполагает своеобразную проверку знаний, психологическую и социальную готовность выпускников к постоянно меняющимся условиям реальности.
До 2014-2015 учебного года ГВЭ по математике претерпевал различные изменение в своей структуре, но именно два года назад произошло коор- динальное изменение, разбившее экзамен на базовый и профильный уровень.
Данное новшество, несомненно, можно считать «маленькой революцией» в системе ГИА выпускников школы, так как обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению. Соответственно не каждый ученик будет поступать в высшие учебные заведения с повышенным уровнем требований к математической подготовки, поэтому часть класса будет выбирать профильный уровень экзамена, а другая часть - базовый.
Естественно на фоне данных изменений появляется опасность что многие из учащихся сочтут правильным пойти по линии наименьшего сопротивления и выберут базовый уровень экзамена, поэтому перед учителем и семьей ученика встает проблема мотивационного характера, которая требует не только внимательности со стороны двух данных сторон, но и поиска рационального решения данной ситуации, если таковая возникнет....
Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы отметить, что идея разработки данного подхода при подготовке к ЕГЭ и попытка применения его элементов на практике сформировалась в моём сознании на второй год работы в Белякинской МКОУ СОШ №15 в качестве учителя математики. Анализируя не самые высокие показатели результатов по окончании первого года работы, мне пришлось серьезно задуматься о методах организации учебного процесса на проводимых мною занятиях. Естественно полагать, что недостаток уровня собственных знаний методики обучения математики (на тот момент я являлся студентом третьего курса) дал о себе знать на начальном этапе работы. Поэтому, в ходе своего последующего обучения на 3 и 4 курсах заочного отделения математического факультета, мне пришлось осваивать данную дисциплину, попутно корректируя и видоизменяя свою деятельность в школе, как педагога. К сожалению, попытка впервые разработать данный курс была применена мною только в последнее полугодие, которое я работал в качестве учителя математики. Поэтому данный подход не был мною опробован в действии в полной мере, и как следствие анализ полученных результатов пока не представляется возможным. Однако в ближайшее время я планирую разработать полноценный курс по подготовке к ЕГЭ по всем разделам математики с использованием представленной методики и помимо апробации его в действии, планирую отслеживать динамику изменений получаемых результатов, и как следствие видоизменять и улучшать его в выбранном направлении.
1) Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок // М, Высшее образование в России - №3, 2003.
2) Алексюк А.Н. Развитие теории общих методов обучения в советской педагогике (1917 - 1971гг.). Автореф. дис...д-ра пед. наук. - Киев, 1973.
3) Аникеев В.А. Психолого-педагогические предпосылки
индивидуализации обучения.- Ставрополь: СКИПКРО, 1995. - 18 с.
4) Демоверсии, спецификации и кодификаторы 2013г / УРЛ:
http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1408709815/ma- 11.zip
5) Демоверсии, спецификации и кодификаторы 2014г /УРЛ:
http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1408709790/Ma ege14.zip
6) Демоверсии, спецификации и кодификаторы 2015г /УРЛ:
http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1422549366/math 11 2015.z ip
7) Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения // Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Педагогика и психология” - №3. - М.: Знание, 1976
8) Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения // Сов. Педагогика. - 1965. - №3
9) Методическое письмо о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по математике в форме государственного выпускного экзамена (письменная и устная формы) / Минестерство науки и образования /Москва 2015. УРЛ: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1425295175/metodicheskoe pismo o provedenii gia-9 i gia-11 po matematike v forme gve.pdf
10) Открытый Банк задач ЕГЭ по математике / УРЛ:
http: //mathe ge.ru/or/e ge/Main
11) Педагогика. Курс лекций / Под редакцией Г.И. Щукиной и др. - М., 1966.
12) Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. Общество Россия, 2010.
13) Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. - М.:
Просвещение, 1978.
14) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2010г №1897 (http//: www.mon.gov.ru - Федеральный образовательный стандарт)
15) Федеральный институт педагогических измерений. УРЛ: http://www.fipi.ru/...17