Только Word
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ развития мотивации к здоровому образу жизни учащихся в психолого-педагогической литературе 5
1.1 Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогической
литературе 9
1.3 Методы, приемы, технологии формирования мотивации к здоровому
образу жизни в практике современной 14
1.4 Мотивационный компонент в структуре формирования здорового
образа жизни 19
Выводы по главе 1 25
Глава II.
Экспериментальное исследование и изучение развития мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся при внеклассной работе по ОБЖ 27
2.1 Разработка «дневника здоровья» 27
2.2 Организация и методы исследования 29
2.3 Изучение уровня мотивации у обучающихся 8 класса при внеклассной
работе по ОБЖ 30
2.4 Оценка эффективности проведенных упражнений 37
Выводы по II главе 40
Заключение 41
Список литературы 44
Приложение 1 49
Приложение 2 57
Приложение 3 64
Приложение 4 67
Приложение 5 69
Актуальность исследования. В статье 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" сказано, что охрана здоровья учащихся должна осуществляться за счет пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни. Актуальность темы определяется и следующими нормативными документами: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В последнем говорится, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, что программа воспитания и социализации, должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, в том числе и на здоровье и направлена на формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся. [1] На актуальность темы так же указывают данные о постоянном ухудшении состояния здоровья детей школьного возраста, причиной которого является, не только наследственность и окружающая нас среда, но и образ жизни. Под здоровым образом жизни, в след за Ю.В. Нестеровой и М.А. Гавриловой, мы понимаем ценностное отношение к здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, понимание здорового образа жизни, усвоение и применение правил здорового образа жизни. [10, с.32]. Таким образом, установили противоречия между требованиями к сохранению здоровья, многообразием приёмов формирования здорового образа жизни в практике школ и слабой их реализацией в данной школе, недостаточным уровнем здорового образа жизни учащихся, это привело к постановке проблемы.
Цель исследования: повышение мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся 8 класса во внеурочной деятельности по ОБЖ.
Исходя из цели, были выявлены объект и предмет исследования.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у обучающихся 8 класса во внеурочной деятельности по ОБЖ.
Предмет исследования: «Дневник здоровья» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся 8 классов во внеурочной деятельности по ОБЖ.
Гипотеза исследования заключается в том, чтобы повысить мотивацию к формированию ЗОЖ у обучающихся 8 класса во внеурочной деятельности по ОБЖ, будет более эффективным при ведении «Дневника здоровья».
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать и применить на практике «Дневник здоровья» у обучающихся 8 класса во внеурочной деятельности по ОБЖ.
3. Провести оценку эффективности проведённого исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ литературы по проведению исследования, обобщение);
2. Эмпирические методы.
• Методика «Что вы знаете о здоровом образе жизни»
Г.А Радоман (Приложение 1);
• Методика «Образ жизни» О.И Мотков (Приложение 2);
• Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» В.Д Пурин (Приложение 3);
• Психолого-педагогический эксперимент;
• Метод количественной и качественной обработки данных. Практическая значимость состоит в том, что результаты могут быть использованы психологами и педагогами для развития здорового образа жизни обучающихся, среднего школьного возраста при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №1». г. Назарово, Красноярского края. В эксперименте принимало участие 16 детей, 14-15 лет. Экспериментальное исследование проводилось с 1.12.2020 по 25.04.2021 г.
Теоретические основы формирования здорового образа жизни отражены в нормативных документах: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. [1] Федеральный закон РФ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. №323. [2] ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "17" декабря 2010 г. №1897. [3] В представленных выше законах четко прописано, что в основными параметрами со сохранению здоровья учащихся является пропаганда навыкам обучения здоровому образу жизни, а также сохранение здоровья.
На актуальность выбранной нами темы указывают данные о постоянном ухудшение здоровья обучающихся, причина всего этого не только наследственность, так же не маловажную роль играет, образ жизни и окружающая среда. Уровень установки на ведение здорового образа жизни у подростков достаточно невысок. Состояние современных школьников оценивается, как удовлетворительное.
Основой исследования послужило положение о здоровом образе жизни, как о факторе, влияющем на компоненты здоровья: социальный, психический, физический, духовный. Положение о здоровом образе жизни, которое включает в себя, ценностное отношение к здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, применение и усвоение правил по ведению здорового образа жизни.
Значимые факторы, которые влияют на отношение к здоровому образу жизни современных школьников-это уроки физкультуры, специальные образовательные курсы по проблеме здоровья и здоровому образу жизни, воспитательная работа по формированию культуры здоровья.
Для формирования здорового образа жизни к выше указанному необходимо применять следующие рекомендации: постановки конкретных воспитательных ситуаций, физкультминутки, гимнастика, беседы, рассматривание иллюстраций, различные виды игр на тему здорового образа жизни, а также организацию оздоровительных мероприятий со стороны медицинского персонала, проведение физкультминуток на уроках, дней здоровья и спортивно-массовых мероприятий.
Целью нашего исследования было: выявить уровень заинтересованности к ведению здорового образа жизни учащихся 8-го класса на внеклассных мероприятиях по ОБЖ. При различных методах и приемах, направленных на формирование здорового образа жизни.
В качестве объекта исследования выступило формирование здорового образа жизни учащихся основной школы. В качестве предмета исследования выступило формирование здорового образа жизни у учащихся 8 классов. Группу исследования составили ученики 8 класса в составе 16 учеников, МБОУ «СОШ №1».
Выявив для себя основные показатели здорового образа жизни, такие как: знания, о здоровом образе жизни; ориентация учащихся на здоровый образ жизни; причины, не позволяющие вести здоровый образ жизни и ценности здорового образа жизни. Мы подобрали соответствующие методики: методику "Что вы знаете о здоровом образе жизни", предложенную методистами Центра методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Г.А. Радоман, Н.А. Долбешкиной; методику "Образ жизни" О.И. Моткова; методику "Что мешает мне вести здоровый образ жизни?" кандидата педагогических наук, доцента Тверского государственного университета В.Д. Пурина.
В результате диагностирования учащихся 8-го класса МБОУ «СОШ №1». Мы выяснили, что классе уровень сформированности компонентов здорового образа жизни находятся на среднем и низких уровнях.
В процессе исследования выяснили, что такие элементы при формировании здорового образа жизни, как: физкультминутки, решение кроссвордов, шоковая терапия, показ фильма о здоровом образе жизни на внеклассных часах по ОБЖ в 8 классе эффективны для формирования здорового образа жизни.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, № 53 (ч. 1)
2. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ // "Собрание
законодательства РФ", 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" //
«Зарегистрировано в Минюсте России», 01.02.2011, № 19644
4. Акумова, Н.В. Уровень жизни личности на основе здорового образа жизни [Текст] / Н. В. Акумова, В. Г. Ярмольчук // Бизнес в законе. - 2008. - №4. - С. 275-278.
5. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П. П. Блонский; Издательство академии педагогических наук РСФСР Москва, 1961. - С. 5-11.
6. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка [Текст] / Е. Д. Божович; Ордена Ленина Всесоз. издательство "Знание". - 1979. - С. 7-9.
7. Бутырская, Е.В. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Бутырская, Л. М. Зайцева // Учитель и время. - 2013. - №8. - С. 9-14.
8. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст] / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 2-е изд. - М.: КНОРУС. -2012.-С.105-115.
9. Гаврилова, М.А. Создание воспитательной ситуации на уроках биологии для реализации валеологического воспитания [Текст] / М.А. Гаврилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №11. - С. 328-334.
10. Гаврилова, М.А. Формирование здорового образа жизни на уроках основ безоапасности жизнедеятельности / М. А. Гаврилова, Ю.В. Нестеров // Естественные науки. - 2012. - №1. - С. 31-37.
11. Гараева, Р.Г. Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании [Текст] / Р. Г. Гареева, З. А. Хуснутдинова, Э. Ш. Хамитов // Вестник Башкирского университета. - 2007. - №3. - С. 197-199.
12. Ганьшина, Г.В. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодежи [Текст] / Г. В. Ганьшина, В. А. Овчаренко // Сервис в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С. 45-50.
13. Губогло, З.И. Формирование культуро-ценностной мотивации здорового образа жизни, что нужно делать в школе для формирования мотивации здорового образа жизни? [Текст] / З. И. Губогло // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6. - С. 50-52.
14. Даутов, Ю. Ю. Научные основы здоровья и здорового образа жизни [Текст] / Ю. Ю. Даутов, Т. Ю. Уракова, Р. Ш. Ожева, Р. Н. Хакунов, Р. А. Тхакушинов // Новые технологии. - 2007. - №3. - С. 67-69.
15. Дедловская, М. В. Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников [Текст] / М. В. Дедловская // Интеграция образования. - 2007. - №3-4. - С. 163-169....40