Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №154471

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Особенности развития волевой сферы ребенка дошкольного возраста.
1.1 Саморегуляция как компонент развития волевой сферы 6
1.2 Развитие саморегуляции детей 5-6 лет 11
1.3 Средства развития саморегуляции детей дошкольного возраста 26
Выводы по Главе 1 35
Глава 2. Экспериментальная работа
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Результаты диагностики саморегуляции детей 5-6 лет в старшей группе
детского сада 41
2.3 Комплекс мероприятий по развитию саморегуляции детей
5-6 лет средствами музыкальной деятельности 51
Выводы по главе 2 60
Заключение 61
Библиографический список 65

Саморегуляция - часть любой деятельности человека, которой мы пользуемся каждый день, и не задумываясь. Саморегуляция позволяет нам анализировать уже совершенные ошибки или не допустить новых. Но саморегуляции, как и многим вещам в жизни, приходится учиться.
Известно, что развитие произвольной сферы у человека начинается с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит развитие всех основных навыков и процессов жизнедеятельности. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для воспитания в ребёнке волевых качеств, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.
Действовать по распоряжению, по приказу, по плану, делать выбор в пользу чего-то и предупреждать последствия этого выбора - вот чему должен научиться ребенок в дошкольном возрасте.
Но на практике выясняется противоположное. Большие поведенческие проблемы, нежелание выполнять поручение, задание, неподконтрольность поведения у детей с одной стороны, и расстройство педагогов и родителей с другой. Все чаще приходится слышать от воспитателей и родителей о своих детях следующие фразы: «Я не могу с ней справиться!», «Он
неуправляемый!», «Он меня совсем не слушается!». Причем у девочек поведение страдает ничуть не меньше, чем у мальчиков.
После детского сада начинается школа, куда те же дети переходят с теми же приобретенными навыками и все с теми же поведенческими проблемами. Именно в школе требуется своевременное выполнение заданий, планирование своих действий, причем не только в учебное время, но и во внеучебное. Растет ребенок и вместе с ним растут его обязанности и ответственность. Но ребенок, у которого саморегуляция и самоконтроль находятся не на должном уровне развития наблюдаются некоторая неподконтрольность поведения: сбита система прав и обязанностей, для него многое дозволено.
Неблагоприятными последствиями несформированной вовремя произвольности поведения может быть все что угодно: низкая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками и родными, вовлечение в субкультуры в отрицательном их значении, хулиганство, вандализм, наркомания и алкоголизм, попытки суицида и прочее.
Как и любой другой вид воспитания, воспитание произвольности происходит параллельно с другими видами, а особенно с нравственным воспитанием. Поэтому, закладывая в ребенка с малых лет правильные нравственные установки и развивая при этом произвольную сферу, ребенок учится делать правильный выбор, осознавать последствия, не допускать очевидных ошибок и действовать по приказу, по поручению.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие произвольной сферы, а точнее саморегуляции ребенка в дошкольном возрасте необходимо, так как это учит его контролировать свое поведение и деятельность как внешнюю. так и внутреннюю в отношении себя и окружающих.
В данной работе представляется важным изучить возможность использования видов музыкальной деятельности для развития саморегуляции детей дошкольного возраста в условиях образовательно - воспитательной деятельности дошкольного учреждения.
Таким образом, цель исследования - изучить особенности развития саморегуляции детей 5-6 лет и разработать комплекс мероприятий для развития саморегуляции посредством использования музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы:
• выявить особенности развития саморегуяции детей 5-6 лет;
• проанализировать методы и средства развития саморегуляции;
2) определить уровень саморегуляции детей 5-6 лет в конкретной группе детского сада;
3) разработать комплекс мероприятий, основанный на видах музыкальной деятельности, для развития саморегуляции детей 5-6 лет
4) обобщить полученные данные в рамках исследования.
Объектом исследования является развитие саморегуляции детей 5-6 лет.
Предметом исследования является выявление особенностей развития саморегуляции детей 5-6 лет и разработка развивающих мероприятий с использованием видов музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что теоретическое и экспериментальное изучение особенностей развития саморегуляции детей 5­6 летнего возраста позволит выявить специфику её развития у детей конкретной группы дошкольного учреждения и разработать проективный комплекс мероприятий по развитию саморегуляции детей посредством музыкальной деятельности.
В работе использовались следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Наблюдение.
3. Эксперимент.
4. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №11 «Малышок» с. Новоселова Красноярского края. Констатирующий эксперимент проводился в старшей группе детского сада.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав теоретический материал, можно сделать следующие выводы:
• развитие саморегуляции является частью развития волевой сферы, или произвольности, а также часть развития личности в целом. Саморегуляция - сложный механизм регулирования собственной деятельности, требующий развития, а так же подключения многих резервов психики - когнитивных процессов, мотивации, эмоций нравственных норм и ценностей. Произвольность и саморегуляция - основа интеллектуально­личностного развития. Произвольность поведения основывается на постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции;
• дошкольный возраст - очень важный период в развитии личности ребенка. Произвольная сфера - важнейший пласт в развитии личности ребенка, так как без самоконтроля, саморегуляции, ребенок не сможет в дальнейшем контролировать свою деятельность, что очень важно для последующего обучения в школе и все его жизни в целом;
• возраст 5-6 лет - пограничный для развития саморегуляции ребенка, он еще не полностью отошел от импульсивного, непосредственного поведения, но уже успешно осуществляет саморегуляцию в различных видах своей деятельности. В этот период немаловажной остается роль взрослого в жизни ребенка как основного регулятора его действий. В этом - противоречие данного возраста;
• развитие саморегуляции в возрасте 5-6 лет зависит от контроля взрослого, от побудительной силы основного мотива, от заложенных в ребенка нравственных установок, от важности для ребенка действия, которое нужно выполнить (наличие смысла выполнения задания для ребенка);
• волевое действие является основой саморегуляции, оно имеет свою структуру: целеполагание, мотивы, связь мотива и цели, планирование, исполнение и столкновение с трудностями в ходе исполнения, оценку полученного результата как ребенком, так и взрослым;
• саморегуляция осуществляется различными видами деятельности ребенка, но особенно эффективно развивается в общении, игре, взаимодействии со сверстником и взрослым, в музыке. Музыка является специфическим, но очень увлекательным и интересным видом деятельности для ребенка. Музыкальная деятельность содержит в себе множество средств для развития произвольности: пение как средство для развития интонации, слушание музыки как развитие понимания языка, образов музыки, музыкально-ритмические движения как средство регуляции своих движений под музыку, а также игра на музыкальных инструментах как регуляция музыкального исполнения под музыку.
Результаты практического исследования показали, что в старшей группе детского сада №11 «Малышок» в основном сформирован низкий уровень саморегуляции. Исследование было проведено с помощью авторской методики Н.И. Гуткиной «Домик», результаты которой позволили сделать данный вывод. 22% детей (4 человека) имеют нормальный уровень саморегуляции, остальные 78% (14 человек) имеют низкий уровень
сформированности саморегуляции.
Дополнительно были выделены качественные показатели выполнения работы, такие как частота обращения к образцу, скорость рисования, отвлекаемость во время процесса рисования, сравнение своего результата с образцом. Также была выявлена взаимосвязь качественных показателей и уровня развития саморегуляции, что позволило сделать следующие выводы:
• группа детей с высоким уровнем развития саморегуляции (22%) (см.стр. 59) характеризуется медленным темпом выполнения задания, частым обращением к образцу во время работы, неотрывностью от процесса рисования, а так же внимательностью, аккуратностью.
- группа детей с низким уровнем развития саморегуляции (78%) характеризуется быстротой выполнения задания, редким обращением к образцу во время работы, частым отвлечением от процесса выполнения задания. Их работы отличаются неаккуратностью, размашистыми штрихами, неровными линиями.
Делается оговорка на то, что у детей в этом возрасте в принципе еще недостаточно сформирована саморегуляция по причине преобладания импульсивного поведения, поэтому уровень регуляции исследуется ситуативно, на данный момент времени.
С целью развития у детей 5-6 лет навыков саморегуляции была разработана программа, которая включает в себя набор средств и методов, которые в той или иной мере развивают саморегуляцию:
-раздел «Слушание музыки» включает такие аспекты развития саморегуляции как развитие навыка вслушивания, определение характера произведения, выделение элементарных средств музыкальной выразительности;
-раздел «Пение» включает в себя упражнения для развития слуха, интонации, ритма;
-раздел «Движения под музыку» содержит методы, развивающие координацию движений в соответствии с музыкой, ее характером, точное вступление и завершение, смену движений вместе со сменой характера музыки;
-раздел «Игра на музыкальных инструментах» включает в себя развитие элементарных навыков игры на инструменте не только индивидуально, но и в ансамбле, а так же дублирование ритма мелодии на музыкальном инструменте.
Данный комплекс мероприятий может быть реализован в любой дошкольной организации с целью развития уровня саморегуляции детей 5-6 лет, то есть в старшей группе детского сада. Данный комплекс мероприятий может быть реализован в рамках музыкальных занятий и в течение примерно трех месяцев.
Таким образом, получается, что цель исследования была выполнена, гипотеза была подтверждена.


1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности/ К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980
2. Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: 2-е изд., 2002
3. Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду/ Н.А Ветлугина - М.: Просвещение, 1984.
4. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Ангушев Г.И. Саморегуляция психической деятельности школьников // Вопросы психологии. М: Просвещение, 1980, №3
5. Деркач А.А. Акмеологический словарь/ А.А. Деркач - М.:
Издательство РАГС, 2005
6. Зейгарник Б.В. Патопсихология/Б.В. Зейгарник - М.: Издательство Московского университета, 1986
7. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/ О.А.Конопкин - М.: Изд.2, испр. и доп. 2011
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность/А.Н.Леонтьев - М.: Политиздат, 1975
9. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Политиздат, 2005
10. Мартынова, М.А. Изучение специфики функциональной активности полушарий головного мозга субъектов с разными уровнями саморегуляции/ М.А.Василенко//Вестник КГПУ, 2013 - С. 131-135.
11. Мухина В.С. Психология детства и отрочества/ В.С.Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1988
12. Общая психология и психология личности /Под редакцией А. А. Реана. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2011.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Просвещение, 1992
14. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и
формирование активной личности/А.К.Осницкий - М.: Знание, 1986
15. Петровский А.В. Общая психология/ А.В.Петровский.- М.: Просвещение, 1986...20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ