ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ «СПОСОБНОСТЬ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 12
1.1. Сущность и содержание профессиональной компетентности
преподавателей музыкальной школы «способность осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста» 12
1.2. Методическая поддержка преподавателей музыкальной школы в
развитии профессиональной компетентности 22
1.3. Теоретическое обоснование условий развития профессиональной компетентности преподавателей музыкальной школы «способность осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного
возраста» 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 44
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «СПОСОБНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 46
2.1. Диагностическое изучение уровня развития профессиональной
компетентности преподавателей музыкальной школы «способность осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста» 47
2.2. Реализация условий развития профессиональной компетентности преподавателей музыкальной школы «способность осуществлять
образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста» 62
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 78
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
Актуальность темы исследования. По статистическим данным Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации число учреждений дополнительного образования в области искусств с каждым годом уменьшается. Музыкальные школы не стали исключением. По данным Министерства образования Красноярского края в регионе доля детей и молодежи, занимающейся дополнительным образованием, составляет 95% от общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет [43]. В Красноярском крае насчитывается 126 детских школ искусств, в которых обучаются 30 823 ребенка [38; 63]. Несмотря на это все больше родителей хотят развивать своих детей в различных направлениях с ранних лет, следовательно, в учреждениях данного типа увеличивается количество обучающихся дошкольников. Также это можно считать результатом исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», одной из задач которого является «увеличение к 2020 г. доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%» [43].
В современной педагогике на смену подхода формирования личности с уже заданными качествами пришел гуманистический подход, в рамках которого образование, обучение и воспитание рассматривается как личностно-ориентированный и культуросообразный процесс. Хотя в современной педагогической науке уделяется недостаточно внимания развития личности человека, все же возрастает интерес к проблемам развития творческой личности. Повышенное внимание сегодня уделяется развитию личности дошкольников, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности и психических процессов. Одним из свойств личности являются способности ребенка, в частности музыкальные.
Аксиоматичным выглядит утверждение, что музыка помогает решать задачи нравственного и духовного воспитания, художественно-эстетического развития, а также дошкольный возраст является особо чувствительным для развития музыкальных способностей и музыкального развития детей. Развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте происходит в процессе слушания музыки, пения, движений под музыку, игры на инструменте. Игре на инструменте обучают не только в дошкольной организации, но и в организациях дополнительного образования, или школах искусств. Начальный этап обучения игре на инструменте имеет ряд особенностей. Он направлен на развитие элементарных музыкальных способностей - таких как слух, память, ритм.
Но современная школа искусств в основе своей не ориентирована на детей дошкольного возраста, так как обучение начинается в основном с первого класса, когда ребенок уже готов к обучению в школе. Дошкольник не всегда имеет такую готовность, а значит, методы и приемы обучения игре на инструменте в такой ситуации должны соответствовать психологическим особенностям детей дошкольного возраста.
В практике работы преобладает академическая выучка, классноурочная система, регламентированный учебный процесс, что для ребенка- дошкольника пока малодоступно и рутинным, он быстро теряет интерес к занятиям музыкой и желание продолжать обучение, что часто становится причиной отчисления детей из школ искусств и отрицательно влияет на развития музыкальных способностей и музыкальное развитие детей.
Федеральные государственные требования, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования, не
предусматривают создание специальных условий для детей дошкольного возраста, а преподаватели музыки не всегда понимают возрастную специфику и строят образовательную деятельность с дошкольниками по аналогии с образовательной деятельностью младших школьников. Начиная работать с дошкольниками, спустя несколько месяцев преподаватели приходят к осознанию своих профессиональных дефицитов в осуществлении образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста [28, с. 2].
В литературе достаточно полно освещены различные аспекты проблемы музыкального воспитания. Имеются работы, посвященные общим вопросам музыкального воспитания (Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, С.Т. Шацкий, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский и др.), разработке его понятийно-терминологического аппарата, определению сущности и задач (Б.М. Теплов, В.П. Анисимов, С.И. Науменко, О.П. Радынова, К.В. Тарасова и др.), психологических (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий и др.) и педагогических (Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова, Т.Н. Доронова, Б.М. Неменский, К.С. Станиславский, и др.) аспектов музыкального воспитания [20; 26; 42; 62].....
Проведенное нами исследование проблемы развития
профессиональной компетентности по развитию способности осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Основываясь на результатах междисциплинарных исследований, понятие профессиональной компетентности педагога музыкальной школы «способность осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста» - это интегративная характеристика личности педагога, включающая владение знаниями об особенностях детей- дошкольников и педагогических методиках и технологиях работы с ними, опытом эмоционально-ценностного отношения к себе и детям, а также практическими педагогическими и организационно-методическими умениями осуществления образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Опираясь на логику компетентностного подхода, выделенная нами профессионально-педагогическая компетентность преподавателей
музыкальной школы «способность осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста» в своей структурной характеристике содержит три компонента: когнитивный, эмоциональноценностный и деятельностно-рефлексивный. Они служат показателями при разработке критериальных характеристик изучения уровней развития профессиональной компетентности преподавателей музыкальной школы «способность осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста».
Научный анализ понятия методической поддержки преподавателей музыкальной школы по развитию профессиональной компетентности - совокупность организационно-педагогических условий, направленных на развитие интегративной характеристики личности педагога, включающей владение знаниями об особенностях детей-дошкольников и педагогических методиках и технологиях работы с ними, опытом эмоционально-ценностного отношения к себе и детям, а также практическими педагогическими и организационно-методическими умениями осуществления образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста.
Развитие у преподавателей музыкальной школы профессиональной компетентности «способность осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста» реализуется через совокупность условий когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностно-рефлексивного характера. В качестве условий, способствующих развитию профессиональной компетентности преподавателей музыкальной школы «способность осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста» выявлены: разработка содержания методической поддержки преподавателей музыкальной школы; организация помощи в осмыслении необходимости развития профессиональных компетентностей по работе с детьми-дошкольниками; организация практического включения преподавателей музыкальной школы в профессиональную деятельность с детьми дошкольного возраста в форме стажировки. Данные условия выступают в качестве необходимых и способствуют развитию профессиональной компетентности преподавателей музыкальной школы «способность осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста».
В качестве первого условия выступает разработка содержания методической поддержки, представленная программой «Организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» как одного из направлений методической поддержки преподавателей музыкальной школы. Для этого актуализировались знания психолого-педагогической, нормативно-правовой и организационно-методической направленности. В процессе опытно-экспериментальной работы доказано, что разработка и реализация программы развития профессиональной компетентности преподавателей музыкальной школы способствует развитию когнитивного компонента профессиональной компетентности «способность осуществлять образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста». Об эффективности данного условия свидетельствует положительная динамика: возросло количество преподавателей музыкальной школы с допустимым и оптимальным уровнями развития профессиональной компетентности (с 71,5 до 100%) и отсутствует - с минимальным уровнем по сравнению с началом опытно-экспериментальной работы....
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004. 336 с.
2. Акопян Л.Е. Формирование профессиональных компетенций
педагога дополнительного образования: методические рекомендации.
г. Сочи, 2017. 152 с.
3. Албитова Е.П. Современное звучание понятия «педагогическая поддержка» в образовании // Вестник Московского университета МВД России, 2013. № 7, С. 234-235.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества; сост. С.Г. Бочаров. 2е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
5. Безуевская В.А., Глубокова Е.Н., Смирнова Н.В. Организация
деятельности учреждения дополнительного образования детей: учеб.-метод. пособие. Сургут. гос. ун-т, Сургут: ИЦ СурГУ, 2017. 76 с.
6. Белова Т.В., Ефимова Е.А. Педагогическая поддержка начинающего
учителя в период профессиональной адаптации. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/pedagogicheskaya-podderzhka-nachinayuschego- uchitelya-v-period-professionalnoy-adaptatsii. (дата обращения 18.08.2017).
7. Бермус А.Г. Управление качеством профессионально
педагогического образования. Рост.гос. пед. ун-т., Ростов н/Д: Изд-во РГПУ,
2002. 288 c.
8. Библер В.С. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
9. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
10. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика, 2003. № 10. С. 34-42.
11. Большой словарь иностранных слов: А-Я: сост. А.Ю. Москвин. М.: Центрполиграф, 2005. 815 с.
12. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. Ростов н/Д: Изд-во Ростов.пед. ун., 2000. 352 с.
13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
14. Воробьева Т.П. Развитие профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в процессе повышения квалификации // Научно-теоретический журнал, 2011. вып.2(7). С. 18-22.
15. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М., 1995. вып. 3. С. 58-64.....77