Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности социальной ситуации развития часто болеющих детей
дошкольного возраста 18
1.3. Игра как средство формирования психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников 21
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация исследования и описание методик 29
2.2. Анализ результатов исследования психологической готовности к школьному обучению часто болеющих детей старшего дошкольного
возраста 33
2.3. Программа по формированию психологической готовности к школьному обучению часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 39
Выводы по Главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
В настоящее время вопрос о психологической готовности детей к обучению в школе остается актуальными. С сентября 2013 года вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», в котором впервые дошкольное образование определено, как первый уровень непрерывного образования. Вслед за законом, с января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (ФГОС ДО). В стандарте присутствуют 3 уровня требований: к структуре образовательной программы; к условиям ее реализации; к результатам освоения образовательной программы. В 3 пункте ФГОС ДО прописаны целевые ориентиры на этапе завершения ребенком дошкольного образования: инициативность и самостоятельность, ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру; положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; обладает развитым воображением способен к фантазии, воображению, творчеству; подчиняется разным правилам и социальным нормам; проявляет любознательность, способен наблюдать, экспериментировать; способен к принятию собственных решений.
Целевые ориентиры Программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования и психологической готовности к обучению в школе. ФГОС дошкольного образования предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации, в связи с этим в числе прочих мероприятий должна быть организована диагностика психологической готовности детей к школе.
Основная задача дошкольного образования - это гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Фундаментальная база для дальнейшего обучения ребенка-дошкольника заключается в подготовке к школе, которая включает в себя не только запас знаний, умений и навыков, но и психологическую готовность к обучению в школе.
Замечено, что в современном обществе, дети, имея запас знаний, умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет, тем не менее, остаются не готовыми к вступлению в новую роль - роль школьника, предлагаемую им новым социумом, - школьной средой, то есть становятся не готовыми психологически. Основной причиной этого является то, что в самостоятельной деятельности дети-дошкольники перестают играть, а все их свободное время занимают занятия в секциях, кружках, школах развития.
После таких занятий уставший ребенок уже не может играть и предпочитает посмотреть телевизор, планшет или телефон. Таким образом, психологического развития у дошкольника не происходит. Тогда как готовность к школе как многокомпонентная система включает в себя качества и свойства, необходимые для успешного обучения в школе. К таким качествам относятся психологические качества, являющиеся наиболее важными предпосылками для успешной учебы в школе.
В современной науке исследованием проблемы формирования психологической готовности дошкольников к школе занимались такие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Новоселова, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, У.В. Ульенкова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.
Следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований в области управления формированием психологической готовности дошкольников к обучению в школе, проблема остается актуальной для настоящего времени, так как она недостаточно проработана на теоретическом уровне и в прикладном плане, а также недостаточно проработан процесс формирования психологической готовности часто болеющих дошкольников к обучению в школе на основе принципа индивидуализации.
Цель данного исследования: изучить возможности развития
психологической готовности к школьному обучению часто болеющих детей старшего дошкольного возраста
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Сделать анализ понятия психологической готовности детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности социальной ситуации развития часто болеющих детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть игру как средство развития психологической готовности часто болеющих детей к школьному обучению старших дошкольников....
Формирование психологической готовности к школьному обучению у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста является важной задачей педагогов и родителей. Эти дети часто испытывают стресс и переживания из-за болезней, что может сказаться на их психологическом состоянии и мотивов к учению.
Одной из основных задач является создание благоприятной атмосферы для детей в школе, где они могут чувствовать себя комфортно и защищенно. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и помогать им преодолевать страх перед обучением.
Для формирования психологической готовности к школьному обучению у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста следует использовать различные методики. Например, игровые формы обучения, ролевые игры и творческие задания помогут детям развивать креативное мышление, улучшать коммуникативные навыки и налаживать социальные контакты.
Также важно строить партнерские отношения с родителями часто болеющих детей, чтобы они могли оказывать поддержку и помощь своим детям в развитии психологической готовности к школе. Родители должны быть вовлечены в процесс обучения и мотивировать детей на учебу.
Также следует обращать внимание на психологическое состояние детей, общаться с ними, выявлять и разрешать возможные проблемы и страхи. Педагогам необходимо аккуратно и бережно подходить к детям, учитывать их эмоциональное состояние, давать им поддержку и понимание.
Формирование психологической готовности к школьному обучению у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста требует терпения, заботы и внимания. Однако при правильном подходе и поддержке со стороны учителей и родителей, эти дети смогут успешно преодолеть трудности и готово встретить новый этап своей жизни - школьное обучение.
Используя методику "Рисунок школы", было выявлено, что дети в контрольной группе дошкольников имеют более высокий уровень психологической готовности к школе, чем дети в экспериментальной группе (часто болеющие). Необходимо уделить особое внимание детям с низким уровнем готовности, чтобы помочь им успешно адаптироваться к новой школьной среде. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку программы подготовки детей к школе, учитывающую их психологическую готовность.
С использованием методики на определение психологической зрелости дошкольников было установлено, что дети в контрольной группе обладают более высоким уровнем психологической зрелости, чем дети в экспериментальной группе (часто болеющие), что делает их более готовыми к школьному обучению. Расчет критерия Стьюдента подтверждает существенные различия между этими двумя группами. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости уделения внимания развитию психологических навыков у дошкольников для успешного школьного обучения.
Исследование по методике «запомни 10 слов» показало, что у дошкольников в контрольной группе развитие памяти выше, чем у детей в экспериментальной группе. Этот вывод был подтвержден с использованием критерия Стьюдента, где полученное значение t (9.5) оказалось значимым. Это указывает на важность заботы о развитии памяти у детей с низким уровнем этого навыка, особенно в экспериментальной группе. Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации педагогического процесса и развития индивидуальных подходов к каждому ребенку.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что дети старшего дошкольного возраста, часто болеющие, менее готовы к обучению в школе по сравнению с детьми, которые редко болеют.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
2. Абрамова Г.С. Ведение в практическую психологию СПб., 2016. С. 83-178.
3. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. Начальная школа. 2018. №1. С. 23-27.
4. Алябьева Б.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам Б.А. Алябьева. М.: ТЦ «Сфера», 2023. 205 с.
5. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М.: Просвещение 2022. С. 57- 285.
6. Бабанский Ю.А. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание. 2019. 352 с.
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе М.Р. Битянова Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. М.: Генезис, 2019. С. 67-352.
8. Блага К., Шебек, М.Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.: Просвещение, 2015. С. 78-143.
9. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2016. С. 24-574.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /М.: Просвещение, 2020. С. 10-464.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные педагогические труды. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2016. 349 с.
12. Божович Л.И., Славина, Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 2018. С. 96-387.
13. Большунова Н.Я. Развитие индивидуальности младшего
школьника Начальная школа. 2019. №11-12. С.12-32.
14. Вереникина И.М. Психологические условия перестройки отношения детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста. М., 2018. С. 18-178.
15. Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе М.И. Волошкина. М.: Начальная школа, 2022. 160 с....53