Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №154452

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития навыков общения в младшем школьном возрасте 7
1.1 Теоретический анализ основ развития навыков общения в психолого­педагогической литературе 7
1.2 Особенности общения у младших школьников 17
1.3 Формы и методы развития навыков общения у детей младшего
школьного возраста на занятиях по внеурочной деятельности 29
Выводы по главе I 40
Глава II. Эмпирическое исследование уровня развития навыков общения у младших школьников 42
2.1 Методическая организация исследования 42
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 47
2.3 Методические рекомендации по развитию общения у младших
школьников на уроках 55
Выводы по главе II 61
Заключение 63
Список используемых источников 65
Приложение А 70
Приложение Б 71
Приложение В 73

Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. Оно имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность, совершенно различных связей между людьми. Все это обуславливает актуальность изучения процессов общения.
Понятие общения разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. На наш взгляд, наиболее объемно это понятие представила Л.П. Бунеева , которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошенко общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга
Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения .
Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В.Ф. Ломов, А.А. Климов. В трудах Ш.А. Амонашвили, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, А.В. Батаршева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева, Д.Б. Ломова, А.С.Макаренко, В.Н. Мясищева, Т. Ньюкома, Д.Б. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Ж.-Ж. Руссо, Л. Тайера, Т. Шибутани доказывается, что общение, осуществляемое с помощью вербальных и невербальных средств, не только организует, но и обогащает совместную деятельность, в результате чего формируются новые связи и взаимоотношения между людьми.
В ФГОС по каждому предмету прописан не только набор учебных компетенций, которыми должен овладеть ребенок в ходе изучения того или иного предмета, но и составляющие общекультурной компетентности, которая должна быть сформирована в курсе изучения данного предмета .
Формирование общекультурных компетенций, в соответствии с содержанием ФГОС для начальной школы, осуществляется в различных видах деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативной компетентности, умений и навыков общения.
В ходе исследования мы выполнили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения развития общения у младших школьников.
3. Описать актуальный уровень развития общения у младших школьников.
4. Составить программу занятий по внеурочной деятельности, направленных на развитие общения у младших школьников.
Решая первую задачу, мы выяснили, что потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня ее коммуникативности.
Решая вторую задачу, мы установили, что младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Решая третью задачу, мы провели исследование навыков общения младших школьников. Анализ анкет учащихся показал, что на среднем уровне коммуникативные умения развиты у 66% (10 учащихся), высокий уровень составляет 20% (3 человека), на низком уровне коммуникативные умения развиты у 14% (2 человека) обучающихся.
Решая четвёртую задачу, составили программу занятий по внеурочной деятельности, направленных на развитие навыков общения у младших школьников.
Развитию навыков общения способствует игра коммуникативная, так как при общении дети делятся друг с другом новыми знаниями, тем самым обогащая процесс познания и постижения окружающей действительности. Риторические задачи и игры стимулируют активную речемыслительную деятельность учеников, способствуют развитию и совершенствованию их коммуникативно-речевых умений. Успешность и интенсивность формирования навыков общения зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.
Теоретическая значимость работы заключается в сопоставлении различных точек зрения на понятие навыков общения, в выявлении ее составляющих.
Практическая значимость исследования заключается в изучении особенностей навыков общения у младших школьников. Разработанные на основе этих особенностей рекомендации могут способствовать развитию коммуникативных навыков у детей.
Результаты исследования могут быть полезны учителям, родителям, студентам, интересующимся этой проблемой.


1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2012. - 375 с.
2. Арефьева О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста // Начальное образование. 2010. - № 3. - 52 с.
3. Бодалев А. А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5. - С.15-20.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2013. - 272 с.
5. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Издательство «Институт практической психологии», 2016. -256 с.
6. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа. 2013. - №10. -С.41-44.
7. Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. 64 с.
8. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.
9. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников // Начальная школа. - 2015. - № 2. - С.22-29.
10. Выготский, Л.С. Вопросы психологии. СПб: Союз. 2007. 224 с.
11. Выготский, Л.С. Детская психология // Собр. Соч. М.: Педагогика, 1982. 336 с.
12. Гавриш С.В. Развитие коммуникативных способностей // Ребенок в детском саду. 2013. - №1. - С. 154.
13. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. Ижевск, 2016. - 23 с.
14. Даудова Д.М., Гасанова П.Г. Коммуникативная компетентность и самосознание личности // Педагогическое образование и наука. М.: МАНПО, 2011. - 112 с.
15. Дериглазова Н.В. Формирование общекультурной компетентности обучающихся как компонент технологии педагогической поддержки ребенка // festival. 1 september.ru>articles/510859/
... всего 54 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ